Слайд 1Тема урока: Основные типы сложных предложений
Слайд 2 Цель: углубление знаний о сложном предложении и его видах.
•
закрепить умение отличать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания в сложном предложении;
• научить различать сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные предложения;
• тренировать в умении строить схемы сложных предложений разного вида;
• воспитывать у учеников истинное понимание доброты, стремление поступать по-доброму, быть неравнодушным к людям
Слайд 3- В каком разделе науки о языке изучается предложение?
- Что такое
синтаксис?
*Историческая справка о слове СИНТАКСИС (слайд № 3)
Слово синтаксис придумали греки. Они составили его из 2-х частей: «син» в древнегреческом языке обозначает «совместимость». Этим она похожа на русскую приставку со- (собеседник, соучастник). Вторая часть – слово «таксис». Это слово употребляли древнегреческие воины. Оно обозначало строй, построение, порядок.
И действительно, синтаксис помогает словам объединиться в предложениях так, чтобы был полный порядок.
Вывод: синтаксис изучает способы построения различных предложений.
- Назовите основные единицы синтаксиса. (слайд № 4)
- Одна из синтаксических единиц - словосочетание. А что называется словосочетанием?
Слайд 4
Давайте вспомним, какие существуют виды
предложений по количеству грамматических
основ?
-
Чем сложное предложение отличается от
простого?
- Дайте определение сложного предложения,
приведите примеры, используя предложения
домашнего задания.
Слайд 5
Прочитайте предложения на доске, обращая внимание на правильную постановку ударения, и
охарактеризуйте данные предложения по количеству грамматических основ, в тетрадь запишите схемы предложений.
Бронированные двери, закупоренные окна и закрытые жалюзи создавали мрачноватую атмосферу, но опытный менеджер Ирина Ильинична, избалованная судьбой, не унывала. Наслаждаясь ароматом душистых ирисов, она листала украинский каталог кухонной мебели за прошлый квартал и думала о том, что необходимо заключить новые договоры на оптовые поставки готовой продукции.
Слайд 6
Текст №1
Жестокий мир, жестокие сердца… Этими словами можно охарактеризовать современное время,
когда такая черта как милосердие постепенно исчезает и становится редкостью. Д. Гранин поднимает в тексте острую проблему нехватки милосердия в современном обществе.
Чувствуя, что сострадание, чуткое, гуманное отношение к ближнему становятся редкостью не только в отношениях человеческих, но и в литературе «нашей», Д. Гранин не случайно обращается к русской прозе 19 века, вспоминая Пушкина и Достоевского, Чехова и Некрасова. Ведь их произведения – ярчайшие примеры нравственных требований и обязанностей человека. Творения русских писателей особенно близки и дороги нам тем, что, читая их, мы учимся состраданию, отзывчивости, чуткости, человеколюбию.
Писатель-публицист убеждает нас в важности милосердия в современном обществе. Эта необходимая черта должна воспитываться в человеке литературой, семьей, обществом. Д. Гранин с грустью пишет о том, что призыв к милосердию мы получаем все реже и реже. Он взволнован опустошенностью современного общества, но убежден, что мы не можем отказаться от пушкинского завета «и милость к падшим» призывать.
Слайд 7Нельзя не согласиться с Д. Граниным в том, что отсутствие источника
милосердия ведет к исчезновению его в обществе. Русская литература и 19 века, и 20 дает богатый материал читателю для размышления над этой же проблемой. Отсутствие гуманности и результат этого мы видим в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница», главная героиня которой стала жертвой жестокого мира дельцов. А вот А. И. Солженицын в рассказе «Матренин двор» рисует поистине сильную, красивую душой героиню, которая несет все лучшие качества человечества, несмотря на горести и беды жизненного пути. И мы, читатели, понимаем, что без милосердия мир станет холодным и жестоким.
Виды сложного предложения
союзные бессоюзное с разными видами связи
сложносочиненное сложноподчиненное
Слайд 9
IV. Повторение и закрепление сведений о сложных предложениях, изученных ранее.
- Какие
предложения называются сложными?
- Как связываются простые предложения в составе сложного?
2. Запишем предложения, найдём разницу между ними.
• ^ Кругом синели и сверкали в утреннем блеске поля, освобождённые из-под снега.
• Глядел мальчик очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.
- Чем различаются эти предложения?
Слайд 10- Выполните синтаксический разбор первого предложения.
Кругом синели и сверкали в утреннем
блеске поля, освобождённые из-под снега.
Слайд 11- В зависимости от того, как связываются простые предложения в составе
сложного, они разделяются на союзные и бессоюзные.
- В бессоюзном сложном предложении простые предложения связываются при помощи интонации, без союзов и союзных слов. Прочтите пример бессоюзного предложения и посмотрите его схему.
- В зависимости от того, какими союзами связываются простые предложения в союзных сложных, они подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые.
Слайд 12Работа с текстом (текст на экране).
Добр…та – вещь уд…вительная. Она сбл…жает,
как ничто другое. Она – тот язык, на котором с вами всякий захочет разг…варивать, на котором мы только и можем понять друг друга… Добр…та изб…вляет нас от од…ночества, душевных ран и непроше…ых обид. Мы больше получим, чем отд…дим, если будем чаще вспом…нать про то, что нас соед…няет, про то, что человек ст…новится Человеком только благодаря другому человеку.
Слайд 13Вопросы и задания:
• Прочитайте текст. Как можно озаглавить данный текст? (Доброта/
О доброте)
• Определите тип текста, стиль. (Тип текста – рассуждение, стиль – публицистический)
• Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, объясните.
• Найдите производный предлог (благодаря).
• Объясните постановку тире в первом предложении.
• Найдите предложение с однородными членами. Какие это члены предложения?