Слайд 1Запись песни ”Отговорила роща золотая…”
Анализ стихотворения. Работают литературоведы, текстологи, чтецы, звукорежиссёры,
музыканты, иллюстраторы
Знаменитое стихотворение
«Отговорила роща золотая…» было создано в Константинове в 1924 году. И разве нельзя предположить, что оно навеяно осенним видом Раменковской рощи, пролетающими над ней журавлями, светящимися белизной березками и горящими среди них кострами рябин.
«Золотая роща» – это и конкретный образ, и жизнь поэта, и образ судьбы. За осенним увяданием природы узнается человек с его чувствами и размышлениями. Вот она неотделимость природы от человека.
Слайд 2Читаем и размышляем… Волшебство есенинской лирики. Поэзию Есенина невозможно представить без
русской красавицы березки!
Слайд 3Природа и народная мифология
У Есенина в поэзии березка
– символ
стройности, красоты, юности, света
и целомудрия:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Этот образ возникает каждый раз,
когда поэт обращается памятью
к родным местам:
Березки!
Девушки-березки!
Их не любить лишь может тот,
Кто даже в ласковом подростке
Предугадать не может плод.
С образом нежной и светлой березки
связывается и возвращение поэта
на Родину, его встреча с отчей землей:
Устав таскаться
По чужим пределам,
Вернулся я в родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза над прудом.
«Ключи Марии». Теоретики.
Слайд 4«Какая радость пришла в русскую поэзию» (С. Городецкий) со стихами Есенина
о природе
Цветовая гамма
способствует передаче тончайших поэтических настроений.
Текстолог 1 Синий туман.
Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет…
Текстолог 2 Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде!
Текстолог 1 Я в твоих глазах увидел море,
Полыхающее голубым огнем.
Текстолог 2 Гаснут красные крылья заката,
Тихо дремлют в тумане плетни.
Слайд 5Человек и природа, природа и человек…
Группа девочек исполняет песню «Жеребёнок» на
стихи Есенина «Сорокоуст», музыка ученицы 11 класса. Чтецы. Литературоведы.
На глазах у поэта умирала старая патриархальная Русь.
- Что придёт ей на смену?
-Что ждёт Россию в будущем?
-Сумеют ли люди сохранить красоту природы? А значит, и себя, и весь род человеческий?
Истинная поэзия вечна и бесконечна, как океан жизни. Судьба патриархальной Руси, как казалось, была решена. А глубинная проблема «Сорокоуста» - сохранение природы, «красногривого жеребенка» - не только осталась, но со временем заострилась. Сегодня она касается и затрагивает интересы всех землян.
Стихотворение Василия Фёдорова «Пророчество»
Слайд 6Анализ стихотворения «Песнь о собаке».
Текстологи, литературоведы, чтецы
Литературовед 2
Как и когда создавался этот есенинский шедевр, мы до сих пор не знаем. Замысел «Песни о собаке», как кажется, возник не позднее 1915 – 1916 гг., датировано же стихотворение 1915 годом, а опубликовано лишь в 1919 г. Единственный сохранившийся автограф предположительно относится к 1918 г. В чем дело? Не ошибся ли поэт в его датировке?
Литературовед 1
Наверное, замысел долго вынашивался и не сразу оформился. По всей видимости, поэт тщательно работал над «Песней…», совершенствовал, шлифовал и не торопился отдавать в печать. Следы этой продолжительной работы видны в стилевой «неровности» («от закута к … синей выси») и шероховатости («звонко глядела она, скуля») текста.
Литературовед 2
Выскажем еще одну догадку о возникновении замысла стихотворения. Думается, что «Песнь о собаке» явилась полемическим откликом на появившиеся в те годы в журналах стихотворения В.Маяковского «Вот так я сделался собакой» («Новый сатирикон», 1915, № 31), Г. Анфилова «Собака» («Современник»,1915, №1), Ф. Сологуба «Собака седого короля» (1905) и цикл «Когда я был собакой» («Новая жизнь» ,1913, №12, 1914, № 3).
Если стихи Маяковского и Сологуба могли вызвать у Есенина бессознательное отталкивание, то «Собака» Г. Анфилова, по всей вероятности, послужила толчком для создания есенинской «Песни…»
Слайд 7 Текстолог 1
Начинается «Песнь о собаке»
нарочито буднично, как бытовая зарисовка.
Чтец
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причёсывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым её животом.
Текстолог 1
Но сама эта будничность опоэтизирована, автор каждого заставляет ощутить торжественность происходящего: «рогожи златятся», «снежок подталый струился», «она их ласкала». Для Есенина этот факт рождения лишен всякой загадочности и является завязкой повествования. У него не просто собака, а терпеливая и счастливая собака – роженица. Пока спокойный тон повествования не предвещает разыгравшейся дальше трагедии.
Текстолог 2
Но уже в 3 - ей строфе с её предупреждающим «А вечером…», прерывистой интонацией и затрудненным ритмом («когда куры», « семерых всех» ), глухим звучанием (к, ш, х) слышится смутная тревога. А повторенное в третий раз «семерых», усиленное местоимением «всех», грубо - просторечное «поклал» подчеркивают непреклонность и страшную жестокость в действиях хозяина.
Слайд 8Нет и не может быть чужой боли…
Литературовед 2
Так в стихотворениях о собаке и о «зверье» подчеркнуто единство всего живого, всего сущего.
Нет и не может быть чужой боли в мире, как бы говорит поэт, все мы связаны на земле и между собой, и с природой, и со всем окружающим миром.
Литературовед 1
И в этом единстве всего сущего - смысл нашего бытия. Есенинская боль за поруганное материнство созвучна горьковскому гимну во славу материнской любви:
«Прославим женщину-Мать, неиссякаемый источник всё побеждающей жизни!». ( Легенды о матерях в «Сказках об Италии»).
Литературовед 2
Не случайно судьба собаки-матери растрогала Горького до слёз.
О чтении Есениным этого стихотворении в Берлине в 1922 году А.М. Горький рассказывал (чтец): «Я попросил его прочитать о собаке, у которой отняли и бросили в реку семерых щенят… Я сказал ему, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных.
- Да, я очень люблю всякое зверье,- молвил Есенин задумчиво и тихо… пощупал голову обеими руками и начал читать «Песнь о собаке». И когда произнес последние слова…, на его глазах тоже сверкнули слезы».
Слайд 9«Звериных стихов моих грусть я кормил резедой и мятой»
«Песнь о собаке» стала событием во всей русской поэзии: никто из поэтов до Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом. Сегодня, когда тысячи животных, безжалостно уничтоженных рукой человека, погибли навсегда, когда многие другие тысячи находятся на грани вымирания, стихи Есенина о природе и человеке нам особенно близки и дороги.
Слайд 10Природа - это вечная красота и гармония мира
Спит ковыль. Равнина
дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси?
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля. (Чтец)
Есенин как бы говорит всем нам:
– Остановитесь от вашей повседневной спешки.
– Посмотрите на окружающий вас мир зеленой красоты.
– Послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны.
– Посмотрите на утреннюю зарю, возвещающую рождение нового дня, на звёздное ночное небо…
Слайд 11Берегите всё живое на Земле!
Невозможно представить Россию
без берёзы, без огромного лугового пространства, усеянного цветами и разделённого серебристыми нитями ручейков и речушек, без озёр, выделяющихся круглыми чашами на многоцветном ковре… Трудно представить себе и русскую поэзию без Есенина
Звучит музыка из цикла «Времена года» П.И.Чайковского
П. И. Чайковский