Слайд 1Число имён существительных
5 класс
Учитель русского языка и литературы
средней школы № 4
Мунайлинского района
Мангистауской области
Слайд 2Цели урока:
формировать понятие о числе имени существительного
учить определять число имён существительных
развивать
творческие способности
расширять познавательные интересы
развивать «умение учиться:» использование знаний, умений и навыков в учебной деятельности
воспитывать в учениках уверенность в своих силах
Слайд 3 Настрой на урок
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться.
Добрый день! Добрый день солнцу и птицам! Добрый день улыбчивым лицам!
Слайд 5 Игра «Да-нет»
Я задаю вопросы,
а вы отвечаете ДА или НЕТ
Имя существительное отвечает на вопрос ЧТО?
Имя существительное обозначает признак предмета?
Имя существительное бывает среднего рода?
Имя существительное отвечает на вопрос КТО?
Имя существительное в предложении может быть подлежащим?
Красный - это имя существительное?
Имя существительное обозначает предмет?
Имя существительное бывает собственное и несобственное?
Имя существительное бывает женского рода?
Имя существительное бывает одушевлённое и неодушевлённое?
Имя существительное обозначает признак предмета.
Светофор – это имя существительное?
Имя существительное отвечает на вопрос какой?
Имя существительное бывают мужского рода?
Слайд 6
Вопросы для 1 группы:
- Что такое имя
существительное? - Назовите слова мужского рода - Какие существительные отвечают на вопрос КТО?
Что мы знаем об именах
существительных?
Слайд 7Что мы знаем об именах существительных?
Вопросы для 2 группы:
- Что обозначают существительные? - Какие существительные отвечают на вопрос ЧТО? - Назовите слова женского рода.
Слайд 8Что мы знаем об именах существительных?
Вопросы для 3 группы:
- Какие существительные называются собственными? - На какие вопросы отвечают существительные? - Назовите существительные среднего рода
Слайд 9 «Кто быстрее?»
Укажите ряд
собственных и ряд нарицательных существительных
1) школа, страна, книга, озеро, человек 2) Франция, Абай, Алатау, Москва, Тузик
Слайд 10 «Кто сообразительный?»
Превратите неодушевлённые существительные
в одушевлённые по образцу: сила-силач, камень каменщик.
трактор, школа, спорт, бизнес, ферма, цирк, фокус, груз, лес, работа, футбол
Слайд 11 « Распределите правильно»
Вы
должны распределить слова по домикам:
птица , окно, земля, лев, мышь, поле, автобус, море, класс, книга, дерево, шкаф.
Мужской Женский Средний
род род род
Слайд 12 Определение темы урока
Чемодан
Игра
Снежинка
Ландыш
Осень
Слайд 13 Двадцать первое января
Число имён существительных
Слайд 14 Работа с учебником
Откроем учебник на
странице 115 и читаем правило
Слайд 16
По окончаниям можно
определить число существительных. Существительные во множественном числе имеют окончания -И,-Ы, -А, -Я.
мальчик – мальчики парта -парты
мама - мамы книга - книги
лес – леса море - моря
Слайд 17 Сравните слова:
урок
– уроки тетрадь - тетради
школа – школы букварь - буквари
книга – книги завтрак - завтраки
карта девочки
рука игры
море журналы
учебник страны
школа карандаши
бумага моря
яблоко слоны
озеро реки
Раз –подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладошки три хлопка Головою три кивка На четыре – ноги шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихонько сесть
Слайд 20Распределительное списывание
Упражнение 267
Определите число имён существительных и запишите их в два столбика.
Единственное число Множественное число
Слайд 21 Графический диктант:
если существительное единственного числа, ставьте
+ , а если множественного числа, ставьте –
Слайд 22 Проверка по ключу
+ - + - - - + + - +
У кого нет ошибок или же одна ошибка, можете поставить себе «5».
У кого 2-3 ошибки, поставьте «4».
Если больше трёх ошибок, вы заслуживаете только «3».
Слайд 23 Отгадайте загадки
1. Стоит здание . 4. Стоит чудесная скамья, 7. В снежном поле по дороге Кто в него войдёт, На ней уселись ты да я. Мчится конь мой одноногий
Тот ум приобретёт Скамья ведёт обоих нас И на много-много лет
Из года в год, Оставляет черный след.
Из класса в класс.
2. Если ты его отточишь, 8. По чёрному белым
Нарисуешь все, что хочешь! 5. То в клетку я, то в линейку Пишут то и дело.
Солнце, море, горы, пляж. Написать на мне сумей-ка Потрут тряпочкой –
Что же это?.. Можешь и нарисовать Чиста страница.
Что такое я?...
3. Белый камушек растаял, 6. Хоть я и не прачка, друзья, 9. В школьной сумке я лежу
На доске следы оставил. Стираю старательно я. Как ты учишься – скажу.
Слайд 24 Отгадки переведите на казахский и английский
Слайд 25 Вперёд, переводчики!
Упражнение 269 на странице 116
Слайд 26 Тесты
1.Имя существительное имеет сколько чисел?
А) 1 В) 2 С) 3
2. Укажите неверное утверждение.
А) кукла – множественное число
В) бабочка – единственное число
С) шкаф – единственное число
3. Укажите во множественном числе
А) дети В) цветок С) ребёнок
4.Укажите собственные существительные.
А) собака, птица, барс
В) школа, книга, окно
С) Актау, Астана, Каспий
5. Укажите слово в единственном числе.
А) тетради В) пенал С) цветы
Слайд 27 Проверьте себя!
1. В
2. А
3. А
4. С
5.
В
Слайд 28 Рефлексия
Что нового
узнали о существительном?
В каком числе они употребляются?
Сколько предметов обозначает существительное
в единственном числе?
Сколько предметов обозначает существительное
во множественном числе?
Как узнать существительное множественного числа?
Слайд 29 Домашнее задание
Упражнение 266 на странице 116