Слайд 1Текстоцентрический подход в контексте подготовки обучающихся к ЕГЭ
Презентацию подготовил:
Балабан М.Г.
учитель
русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№4»
Слайд 2 «Текстоцентрический подход»
-Текст как целостный завершенный объект исследования;
-Текст как речевое
произведение;
-Овладение способами информационной переработки текста.
Слайд 3 Формы анализа текста
1.
пути анализа учебного текста;
2. комплексный, разноаспектный анализ текста;
3. уроки развития речи как основа создания текста;
4. технология создания текста на основе данного;
Слайд 4 №1. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и
жанров.
внимательно прочитайте текст
выделите в каждом предложении опорные (информационные) слова и словосочетания
самостоятельно составьте предложения, в которых будет передана главная информация текста
сравните свои предложения с представленными и выберите верный ответ
Обращаю внимание на то, что в одних предложениях может содержаться неверная информация, в других-верная, но неполная (не главная). Поэтому, анализируя предложения, каждый раз необходимо обращаться к тексту.
Слайд 5Задание 1. Прочитайте текст и выполните задание к нему
Язык законов-это официальный
язык, язык государственной власти, на котором она говорит с населением.
Язык законов требует прежде всего точности. Здесь недопустимы какие-либо двусмысленности, кривотолки. При этом быстрота понимания не столь уж важна, так как заинтересованный человек прочтет нужную ему статью закона и один , и два, и три раза.
Главное-точность выражения мысли.
Другая важная черта языка законов- обобщенности выражения. Законодатель стремится к наибольшему обобщению, избегая частностей и деталей.
Слайд 6Укажите два предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в
тексте.
1.Язык законов-это официальный язык, язык государственной власти, на котором она говорит с населением.
2.Язык законов государственной власти требует точности и обобщенности выражения мысли.
3.Язык законов требует точности, поэтому недопустимы какие-либо двусмысленности , кривотолки.
4.Обобщенность выражения мысли- важная черта языка законов.
5.Точность и обобщенность выражения мысли- главные черты языка законов, языка государственной власти.
Слайд 7 №2 Средства связи предложений в тексте
Частицы и их значение
Ли , разве, неужели- вопрос
Что за, как- восклицание
Вот( а вот), вон (а вон)- указание
Вряд ли, едва ли- сомнение
Именно, как раз-уточнение
Только, лишь, исключительно, почти- выделение, ограничение
Даже, даже и, ведь- усиление
Слайд 8Средства связи предложений в тексте
Союзы и их значение
Тоже, также-соединение
А, но, зато, однако-противопоставление
Пока, едва, лишь только- время
Потому что, так как, оттого что, с тем чтобы-цель
Если, раз, если бы-условие
Хотя, несмотря на то, что; пускай- уступка
Как, как будто. Словно -сравнение
Слайд 9№23 Средства связи предложений в тексте
Обратите внимание! Как правило, средства связи надо искать в первых 5-6 словах предложения.
Повтор слова(лексический повтор): Все блага и радость жизни создаются трудом. Без труда нельзя жить честно.
Однокоренные слова: Где-то вдали, но ясно и чисто куковала кукушка. Кукование было похоже на биение сердца.
Контекстные(контекстуальные) синонимы: Однажды в газете поместили фотографию мальчика, который выиграл велосипед. До сих пор помню этого счастливца.
Видовременная соотнесенность глагольных форм: Микоша относился к той странной породе людей, которые лезут (несов.в.,наст.вр.) в окно, хотя никто не запирает(несов.в.,наст.вр.) от них двери.
Антонимы, вводные слова, местоименные наречия, замена слов местоимением.
Типы речи
Описание- память «сфотографировала», зафиксировала образы.
Повествование- «кинопленка» памяти, рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности.
Рассуждение-автор размышляет, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым оппонентом, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы.
Слайд 11Задание №24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. Найдите соответствия.
«Искреннее
желание Г. Рогова вникнуть в проблему духовного возрождения россиян проявляется в использовании такого синтаксического приема, как(А)____(например, в предложениях 2, 6), и такого приема, как (Б)____(например, в предложениях 15-16). Использование такого лексического средства, как (В)____( «оного» в предложении 5, «пестующие» в предложении 12, « кладезь» в предложении13), придает размышлениям автора ироническую торжественность. С помощью такого синтаксического средства, как (Г)____(например, в предложениях 12, 14, 16), журналист дает адекватный и даже оригинальный ответ на вопрос , чем больно наше общество и какова роль национальных традиций из нашего великого прошлого».
Список терминов
Ряды однородных членов
Метафора
Сравнительный оборот
Восклицательные предложения
Устаревшие слова
Эпитет
Диалектизм
Парцелляция
Вопросно-ответная форма изложения
Слайд 13Приемы освоения теоретических положений научных текстов учебника
выборочное чтение текста ответов по
конкретному заданию;
нахождение в тексте ответов на вопрос учителя;
замена приведенных в тексте примеров своими или подобранными в дополнительном источнике;
формулирование учащимися вопросов по материалам текста;
письменное схематическое переложение текста.
осмысление заголовка параграфа;
разъяснение шрифтовых выделений;
объяснение новых терминов;
выделение ранее известных фактов и нового материала;
сопоставление ответа товарища с текстом учебника