Презентация, доклад на тему Технология смыслового чтения на уроках литературы в 5 классе

Содержание

Требование ФГОСОсвоение обучающимися умений полноценного чтения: понимание текста (общее, полное, критическое)Поиск конкретной информацииВосстановление широкого контекстаИнтерпретация текстаКомментирование текстаЧитательская самостоятельностьУмение задавать вопросы и высказывать свои сужденияУмение строить умозаключенияПродуктивный характер чтения

Слайд 1Технология смыслового чтения
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 8»
Суранова

Анна Александровна
Технология  смыслового чтенияУчитель русского языка и литературыМАОУ «СОШ № 8» Суранова Анна Александровна

Слайд 2Требование ФГОС
Освоение обучающимися умений полноценного чтения:
понимание текста (общее, полное, критическое)
Поиск

конкретной информации
Восстановление широкого контекста
Интерпретация текста
Комментирование текста

Читательская самостоятельность
Умение задавать вопросы и высказывать свои суждения
Умение строить умозаключения

Продуктивный характер чтения

Требование ФГОСОсвоение обучающимися умений полноценного чтения: понимание текста (общее, полное, критическое)Поиск конкретной информацииВосстановление широкого контекстаИнтерпретация текстаКомментирование текстаЧитательская

Слайд 3Кто такой «грамотный читатель»?
Грамотность чтения – это способность
понимать письменные тексты


рефлексировать по содержанию текста:
- размышлять над содержанием
- оценивать прочитанное
- излагать свои мысли о прочитанном
использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)

Кто такой «грамотный читатель»?Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты рефлексировать по содержанию текста:  -

Слайд 4Что такое «технология смыслового чтения»?
Это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской

деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем , активную
читательскую позицию по
отношению к тексту и его
автору
Что такое «технология смыслового чтения»?Это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных

Слайд 5Этапы читательской деятельности
1
Развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации
Вызвать

желание, мотивацию прочитать книгу

Работа с текстом до чтения

Анализ названия текста, иллюстраций, высказывание предположений о героях, теме, содержании

Этапы читательской деятельности 1Развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрацииВызвать желание, мотивацию прочитать книгуРабота с

Слайд 6«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
I. Стадия вызова.  
1. Все ли

слова понятны в заглавии произведения?  Какое именно слово непонятно?
    ( отрок – это дитя от 7 до 15 лет)
2. А что такое подвиг? (Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.) Знаете ли вы хотя бы об одном человеке, совершившем подвиг?
3. Как вы думаете, о чём это произведение?
     Перед нами отрывок из летописи, которую обычно называют «Повестью временных лет».  Вспомните, что такое летопись? А может быть, кто-нибудь знает имя монаха-летописца?

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» I. Стадия вызова.  1. Все ли слова понятны в заглавии произведения?

Слайд 7Этапы читательской деятельности
2
Понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки)
Обеспечить

полноценное восприятие текста

Работа с текстом
во время чтения

Чтение текста (самостоятельное или на уроке), диалог с автором, комментированное чтение, словарная работа, беседа, обсуждение интерпретаций

Этапы читательской деятельности 2Понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки)Обеспечить полноценное восприятие текстаРабота с текстом

Слайд 8II. Стадия осмысления содержания.
1. Чтение первого отрывка.
     Что означает выражение лето

647, от какого момента велось летоисчисление в Древней Руси (от сотворения мира).
Кто такие печенеги? Святослав?   Чем знаменита княгиня Ольга?
Столицей какого государства является сегодня Киев?
Что такое Лыбедь? (Небольшая речка, которая впадает в Днепр.)
2. Чтение 2-го отрывка.
Что означает слово тужить  (горевать).
Всё ли понятно в этом отрывке? Кому отрок должен передать сообщение от киевлян?
3. Чтение третьего отрывка.
Всё ли вам понятно из этого отрывка?
Значение каких слов затрудняетесь объяснить? (Ладья - большая лодка, гребная или под парусом. Воевода  -  начальник войска в древней Руси, княжичи – дети князя.)
Почему поступок отрока называют в летописи подвигом?  Чем рисковал отрок?

II. Стадия осмысления содержания. 1. Чтение первого отрывка.     Что означает выражение лето 647, от какого момента велось летоисчисление

Слайд 94.Чтение четвертого отрывка.
Почему побежали печенеги от города?
Почему печенежский князь предложил Претичу

дружбу?
В чем хитрость Претича?  В чем смысл обмена подарками?
5. Чтение последнего отрывка.
     Что такое отчина? (Владение, которое досталось по наследству от отца.)
Дружина? (Отряд воинов на службе у князя.)
Что значит сокрушаться? (Сильно печалиться.)
В чём киевляне обвиняют князя Святослава?
Что сделал князь?

4.Чтение четвертого отрывка.Почему побежали печенеги от города?Почему печенежский князь предложил Претичу дружбу?В чем хитрость Претича?  В чем

Слайд 10Этапы читательской деятельности
3
Корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом
Обеспечить углублённое

восприятие и понимание текста

Работа с текстом
после чтения

Беседа на понимание авторского смысла, повторное обращение к названию, иллюстрациям, творческие задания.

Этапы читательской деятельности 3Корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замысломОбеспечить углублённое восприятие и понимание текстаРабота с

Слайд 11III. Стадия рефлексии. Задания на выбор  (письменный ответ на вопрос).
Почему поступок

отрока можно назвать подвигом?
Как вы думаете, согласившись на дружбу с печенежским ханом, хитрил Претич или был искренним?
Как вы оцениваете поступок князя Святослава (возвратился и прогнал печенегов).
Общий вопрос : какое слово (событие) по-вашему самое главное в отрывке?

III. Стадия рефлексии. Задания на выбор  (письменный ответ на вопрос). Почему поступок отрока можно назвать подвигом?Как вы

Слайд 12Результаты смыслового чтения
Эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств, сопереживание ситуации, героям, автору);
Активность

и объективность читательского воображения (воссоздающего и творческого)
Постижение содержания произведения на разных уровнях (репродуктивном, аналитическом, синтезирующем)
Осмысление художественной формы

Коммуникативные – формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора)
Познавательные – извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию
Личностные – в случае, если анализ текста порождает оценочные суждения
Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму)

Результаты смыслового чтенияЭмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств, сопереживание ситуации, героям, автору);Активность и объективность читательского воображения (воссоздающего и

Слайд 13Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой

целью. Эдмунд Берк
Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть