Слайд 1Технология РКМЧП на уроках русского языка и литературы в
условиях ФГОС.
Учитель русского языка
и литературы ГБОУ СОШ
села Сосновый Солонец
Белоусова Е.И.
Слайд 2Выпускник
ВЧЕРА
Обладал
знаниями,
умениями,
навыками
СЕГОДНЯ
Обладает метапредметными навыками –
способностью к самообразованию
Слайд 3К. Д. Ушинский
«Следует передавать ученику не только те или иные
познания, но и развивать в нём желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые …»
Слайд 5Ведущая идея
педагогического опыта
Не формировать потребности ученика, а
направлять их и создавать новые.
Слайд 6ТРКМЧП
Технология
развития критического мышления
через чтение и письмо
Слайд 7Задача ФГОС
Воспитание выпускника с критическим, нестандартным мышлением, способного к
поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.
Слайд 8Цель технологии
— развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно, т.е.
развитие когнитивных и метакогнитивных умений высокого уровня.
УУД
Слайд 9Цель педагогической деятельности с использованием ТРКМЧП –
создание ситуации
успеха
для каждого
Задачи педагогической деятельности с использованием ТРКМЧП
формирование метапредметных
умений, направленных на развитие
способности к самообразованию.
УУД
Слайд 10Идея ТРКМЧП
Думать критически означает проявлять любознательность, ставить перед собой вопросы и
осуществлять планомерный поиск ответов на них, т.е. овладевать универсальными учебными действиями.
Слайд 12М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Урок-пролог»,9 класс
Цель учебная: познакомить
с историей создания романа, выяснить своеобразие композиции и связь с темой творчества Лермонтова «Недовольство современностью»
Цель в рамках технологии: продолжить закрепление навыков работы с информацией, представленной в виде слова учителя.
Слайд 13ТРКМЧП
Технологическая стратегия –
таблица «ЗХУ»
Технологические приёмы –
рассказ по таблице «ЗХУ», данетка.
Слайд 14Приём ТРКМЧП- ключевые слова
Ключевые слова.
«Герой нашего времени», Лермонтов, роман, Печорин, поколение
30-ых годов 19 века, Кавказ.
Рассказ по ключевым словам
«Герой нашего времени» - это роман, задуманный Лермонтовым во время ссылки на Кавказ. Главный герой – Печорин, представитель молодого поколения 30-ых годов 19 века. «Бела» – одна из повестей романа.
Слайд 16
УУД
Регулятивные и познавательные:
умение систематизировать и анализировать
информацию,
умение планировать собственную учебную деятельность,
коммуникативные умения
Слайд 17Данетка «Печорин и Бэла»
П. обменивает лошадь Казбича на Бэлу, как на
вещь, не думая о ней, её близких. И это плохо.
Но нанимает для Бэлы духанщицу, дарит подарки, очень терпелив. И это хорошо.
П. разыгрывает спектакль: уезжает, чтобы погибнуть, пугая Бэлу, которой некуда податься. И это плохо.
Он бросился спасать девушку из рук Казбича, хотя уже охладел к ней. И это хорошо.
Но, спасая, П. стреляет, рискуя девушкой, не слушая М.М. И это плохо.
Переживает смерть Бэлы. И это хорошо.
Не хочет говорить о девушке, это ему неприятно, лицо не выражает ничего особенного. И это плохо.
Слайд 18С.Есенин «Страницы жизни поэта», 11 класс
Технологическая стратегия ТРКМЧП:
чтение с маркировкой
Технологические
приёмы «Выглядит, как… Звучит, как…», инсёрт.
Слайд 19С.Есенин «Страницы жизни поэта», 11 класс
Выглядит, как:
⃰Белоствольная берёза
Солнечный дождь
Протоптанная тропинка
Солнце на
голубом небе
Полевая ромашка
Ночная Москва
Родительский дом
Поле ржи
Звучит, как:
Гармонь
Шелест осенних листьев
Русская народная песня
Колокольчик ямщика
Летний ливень
Крик петуха
Слайд 20Приём ТРКМЧП - инсёрт
Маркировка текста значками по мере его чтения:
«v» - уже знал
«+» - новая информация
«-» - думал иначе
«?»- не понял, есть вопросы
Слайд 22Приём ТРКМЧП - синквейн ,
Схема синквейна:
Тема (сущ.)
Описание темы (прилаг., прилаг.)
Описание действия
в рамках темы (гл., гл., гл.)
Отношение к теме (глагольное предложение)
Резюме (синоним к теме)
Коротко и основное сказать – дело не
простое.
За внешней лёгкостью – работы мысль:
Ищи важное, не торопись!
Закрепляем морфологию: части речи.
Находим слово-резюме, а прежде
Из лексики синонимы вспоминаем,
Главную мысль определяем,
Фиксируем в глагольном предложении
И готово синквейн - сочинение.
Шарафутдинова Алсу
Слайд 23Стратегия ТРКМЧП – Направленное чтение, или Чтение с остановками
Учит
основам прогнозирования, координации позиций в сотрудничестве, отрабатывает навыки осмысления текста, умения отстаивать свою позицию, формулировать тему (произведения, урока) и главную мысль,
Слайд 24Алгоритм стратегии Направленное чтение, или Чтение с остановками
1-ый шаг: обсуждение заглавия
произведения, прогноз его содержания и проблематики, формулирование темы урока -
ВЫЗОВ
2-ой шаг: чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета – ОСМЫСЛЕНИЕ
3-ий шаг: осмысление текста как единого целого -
РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 25Приём ТРКМЧП
«ТОНКИЕ» вопросы:
(односложный ответ)
Что?
Кто?
Где?
Когда?
«ТОЛСТЫЕ» вопросы:
(развёрнутый ответ)
Как?
Зачем?
Почему?
Что было бы, если бы…?
Слайд 26Приём ТРКМЧП - эссе
Эссе – разновидность очерка,
в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
«Литература. Справочник»
Слайд 27Приём ТРКМЧП- пирамидная история
1-ый этап – коллективное заполнение пирамиды
2-ой этап –
индивидуальное выражение своих мыслей
3-ий этап – коллективное обсуждение написанного
Слайд 28Технология развития критического мышления через чтение и письмо
ФГОС
Слайд 29Достоинства ТРКМЧП:
Открытость
Овладение законов использования знаний
Возможность индивидуального обучения
Развитие познавательного интереса
Формирование творческой активности
Слайд 31Ответы учеников:
Нас учат по-другому
Мы теперь больше думаем над тем, что обсуждаем,
полнее выражаем свои мысли
Мне нравиться, как проходят уроки
Я научился доказывать свою точку зрения, и это меня радует
Слайд 32Критерии оценивания ТРКМЧП (ученики)
Возможность высказывать
свои идеи
Интерес к происходящему
Обучение сообща
Результативность