Слайд 1Технология информационно-предметного обеспечения учебной дисциплины
А.В.Полякова, доцент кафедры теории и методики профессионального
образования ГБОУ ДПО НИРО,доцент,к.п.н.
Слайд 2Организация работы студентов с учебной литературой
Средства обучения:
,
Учебные
программы
Учебно-наглядные
пособия
Учебно-методические пособия
Учебник
Учебное
пособие
Справочник
Нормативная литература
Разнообразные учебные издания
Слайд 3Учебник -
книга, в которой изложены основы научных знаний по определённому
предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными программой и требованиями дидактики.
Главное назначение – информатизация знания, руководство процессом усвоения содержания образования.
Слайд 4Функции учебной литературы
Информационная позволяет раскрыть суть учебной литературы как носителя содержания
обучения, представленного текстом и иллюстрациями
Функция руководства выражается в том, что в учебнике определяется, акцентируется, ранжируется учебный материал в виде текстов, заданий, что позволяет планировать и проводить обучение.
Слайд 5Функции учебной литературы
Функция стимулирования реализуется в назначении учебной литературы повышать интерес
студентов к материалу, возможности его использования.
Функция упражнений, самоконтроля направлена на обеспечение прочного и устойчивого усвоения знаний и умений посредством системы упражнений, заданий, организации контроля и самоконтроля
Слайд 6Функции учебной литературы
Функция координации направлена на установление взаимосвязи с другими средствами
учебно-методического обеспечения.
Функция рационализации ориентирована на экономию времени преподавателя и студентов
Слайд 7Функции учебной литературы
Функция воспитательная связана с развитием у студентов мировоззрения, научного
и творческого мышления, целостного отношения к научным знаниям.
Функция руководства познавательной деятельностью фиксируется через систему изложения учебной информации и учебно-познавательных заданий, с помощью которых студент систематизирует, интерпретирует в практической деятельности полученные знания.
Слайд 8Классификация видов чтения
Предварительное – выявление незнакомых слов, научных терминов и поиск
справочной литературы для их разъяснения
Сквозное – прочтение материала от начала до конца
Выборочное – поиск и отбор конкретного материала
Слайд 9Классификация видов чтения
Повторное – возврат к неясному тексту по прошествии какого-то
времени
Аналитическое – критический разбор текста с последующим конспектированием
Партитурное – динамическое, беглое (200-300 страниц за 1,5-2 часа)
Смешанное – комбинация выше перечисленных видов
Слайд 10Виды чтения
Скоростные
Основные
Быстрое
Просмотровое
Ознакомительное
Изучающее
Усваивающее
Слайд 11Быстрое чтение основано на умении воспринимать сразу несколько слов или абзац
без мысленного их произнесения
Просмотровое чтение направлено на чтение специальных частей книги: аннотации, введения, оглавления, заключения, предметного указателя, тезауруса основных понятий. «От частного к целому»
Ознакомительное чтение направлено на изучение конкретной части, на осознание содержания книги – от понимания целого к пониманию частей.
Слайд 12Изучающее чтение имеет целью глубокое и всестороннее понимание учебной информации. Используется
во всех видах учебной деятельности.
Слайд 13Приемы изучающего чтения
Информация складывается из блоков:
название;
автор;
источник;
основная идея
текста;
фактический материал;
анализ путем сопоставления разных точек зрения;
новизна
Чтение по алгоритму
Слайд 14Приемы изучающего чтения
Прием постановки вопросов к тексту
Алгоритм:
медленно прочитать текст, стараясь понять
смысл изложенного;
выделить ключевые слова;
постараться понять основные идеи, подтекст и общий замысел автора.
Вопросы ставятся к непонятным словам, неясным логическим связям, формулам, связи содержания с другими параграфами.
Слайд 15Приемы изучающего чтения
Составление логической схемы
учебного текста
Сжатое текстуальное изложение тех позиций,
которые призваны направлять в учебном процессе изучение всех однородных по своему характеру событий.
Слайд 16Изучение событий, явлений
Логическая схема (пример)
противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления;
потребности, интересы
сторон, заинтересованных в разрешении данных противоречий.
Причины возникновения психолого-педагогического явления:
факторы стимулирующие развитие явления;
условия, благоприятствующие/тормозящие развитие явления;
направленность действий отдельных представителей психолого-педагогических теорий, концепций, технологий.
Содержание явления, его развитие:
Причины успеха/неуспеха развития данного явления в мировой практике, в отдельно взятой стране.
Последствия развития и значение данного явления для эффективности учебно-воспитательного процесса.
Слайд 17«О чем говорится?»
Ответы являются пунктами плана, по которым раскрывается содержание
Приемы изучающего
Слайд 18Приемы изучающего чтения
Прием тезирования
Формулирование тезисов в виде положений, утверждений, выводов. В
тезисы могут быть перенесены: понятия с определениями, законы с формулировками, поясняющие рисунки, статистические данные, графики, диаграммы, выводы.
Слайд 19Приемы изучающего чтения
Прием реферирования
Творческая переработка полученной информации с обязательной ссылкой на
авторство:
«автор анализирует», «возражает», «высказывает мнение», «доказывает», «допускает», «излагает», «уточняет», «приходит к выводу», «соглашается», «отмечает», «пишет», «утверждает» и т.д.
Слайд 20Приемы изучающего чтения
Прием комментирования
Фиксирование внимания на важной информации, разъяснение которой осуществляется
за счет постановки вопросов по тексту, выделения степени новизны информации.
Разновидностью комментирования можно считать работу с высказываниями – цитатами из первоисточников.
Слайд 21Варианты работы студентов с высказываниями
доказать правильность суждения автора или опровергнуть его
позицию
соединить два вида работы с цитатой и с текстом учебника
использовать как элемент плана, как основу разных видов рассказов
Слайд 22Усваивающее чтение направлено на запоминание учебной информации и использование её на
практике.
заучивание наизусть;
реферативный пересказ;
аннотирование литературы;
ответы на контрольные вопросы;
решение задач;
составление карточек.
Слайд 23Приемы усваивающего чтения
Заучивание наизусть
Направлен на перевод оперативной памяти человека в долговременную
Реферативный
пересказ
Пересказ законченной мысли. Отражает основное содержание усвоенного материала. Нужно выбрать вопрос, составить по нему план и вслух провести рассказ.
Слайд 24Приемы усваивающего чтения
Аннотирование литературы
Максимальное сокращение объема информации при сохранении его основного
содержания. «О чем говорится?»
Аннотации (по содержанию)
Справочные
дают информацию без критической оценки
Рекомендательные
Характеризуют источник с позиций пригодности использования для разных категорий читателей
по целевому назначению
Общие и специализированные
Слайд 25Требования к оформлению аннотаций
Не допускать цитирования. Все содержание передается своими словами.
Должна
состоять из простых предложений.
Возможны такие речевые стандарты, как
«Статья опубликована, помещена, напечатана (где?)…»; «В статье рассматриваются, затрагивается, обобщается (что?), дается оценка (чему?), затронут вопрос (о чем?), представлена точка зрения (на что, чья?)…»; «Автор ставит, освещает (что?), останавливается (на чем?), касается вопросов, проблем (каких?)…»
Слайд 26Алгоритм написания аннотаций
Сведения об авторе: фамилия; тип и назначение источника (монография,
статья, учебное пособие, справочник); задачи, поставленные (решаемые) автором; метод, используемый автором; принадлежность к определенной научной школе или направлению.
Сведения о книге: структура; основные положения; выводы автора аннотации.
Слайд 27Приемы усваивающего чтения
Ответы на контрольные вопросы
Составленные преподавателем по содержанию учебной информации.
Решение задач
Преобразование теоретических знаний в практические умения и навыки.
типовые – по теме
нестандартные – эвристический поиск
ситуационные – выход из проблемной ситуации
комплексные – объемны по содержанию, включают много информации
Слайд 28Приемы усваивающего чтения
Работа с карточками
Фиксация и хранение информации в виде разнообразных
выписок. В них заносят оригинальные, интересные мысли, факты, примеры, раскрывающие один конкретный вопрос. Карточки можно классифицировать по назначению: карточки из книг, результаты исследований, мысли автора по интересующему студента вопросу.
Слайд 29Творческий отчет
Творческий отчет — письменное сообщение об эффективном инновационном опыте, отличающемся
новизной, оригинальностью, уникальностью. Инновационный опыт обосновывается с позиций психолого-педагогической теории.
Творческий отчет — форма подведения итогов работы студента по определенной теме, способ представления определенного результата самостоятельной деятельности.
Слайд 30Творческий отчет может сопровождаться учебными материалами:
творческие работы студентов, результаты
контрольных срезов, видеозаписи, альбомы и т.п. Обращаем внимание: отчет не должен сводиться к описанию и перечислению форм работы, а должен представлять собой обобщенный аналитический материал по избранной теме.
Критерии оценки творческого отчета: актуальность темы, единство теории и практики. Отбор материала, его оценка, студенческие находки и новые идеи, логика изложения материала, личная позиция, самораскрытие, самоанализ опыта, перспективы, навык публичного выступления.
Слайд 31
Реферат
Реферат (от лат. слова refero - сообщаю) - практическое изложение в
письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.
Реферат - это вид научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер.
Слайд 32
Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при
разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников).
Составление библиографии.
Обработка и систематизация информации.
Разработка плана реферата.
Написание реферата.
Публичное выступление с результатами исследования.
Этапы работы над рефератом
Слайд 33
Структура реферата
Титульный лист.
Оглавление (в нем последовательно излагаются названия
пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы).
Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из её сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).
Заключение (подводятся итоги и дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).
Список литературы.
Слайд 34
Объем реферата может быть не более 10 печатных страниц; все
приложения к работе не входят в её объем.
Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
Актуальность темы исследования.
Соответствие содержания теме.
Глубина проработки материала.
Правильность и полнота использования источников.
Соответствие оформления реферата стандартам.
Оформление реферата
Критерии оценки реферата
Слайд 35
Доклад — это краткое изложение в
письменном виде или в форме публичного выступления научного труда (исследования).
Время на выступление с докладом - не более 10 минут. Целесообразно подготовить демонстрационный материал к докладу.
Доклад выполняется, как правило, машинописным или компьютерным способом. Текст помещается на одной стороне листа формата А 4, печатается через 1,5 компьютерного интервала с применением 14-го размера шрифта. Страница текста должна содержать 29-31 строку. Текст должен быть отформатирован по левому и правому полям страницы. Каждая страница имеет одинаковые поля: размер левого поля — 30 мм, правого — 15 мм, верхнего — 20 мм, нижнего—20мм.
Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен 5 знакам.
Требования к докладу
Слайд 36
Вводная часть;
Постановка и обоснование учебно-исследовательской проблемы; конкретные научные
приемы автора, их творческий, новаторский характер;
Анализ применяемых приемов и их влияние на повышение качества и эффективности профессионального образования;
Изложение конкретного материала, подтверждающего эффективность применяемых приемов (результаты эксперимента, данные, свидетельствующие о повышении качества или эффективности, и т.д.);
Научно-обоснованные выводы и рекомендации по использованию опыта другими обучающимися.
Структура доклада
Слайд 37
Рецензия (от лат. recensio - рассмотрение)
- письменный отзыв на научную работу, литературно-художественное или творческое произведение перед публикацией, защитой и т.п.
Рекомендации по составлению рецензии
Слайд 38 соответствие названия (работы) разработки её содержанию;
обоснование выбора темы,
её актуальность;
правильность составления плана, рациональность и логичность структуры (работы) разработки;
степень отражения современных форм, методов и средств обучения, собственного опыта;
достоверность информации, доказательность и логичность изложения материала разработки;
В рецензии на рукопись отмечается (может быть отмечено) следующее:
Слайд 39 язык и стиль изложения, правильность терминологии, теоретическая и техническая грамотность,
доступность текста разработки её основному адресату;
качество иллюстрированного оформления рукописи, соответствие его содержанию (работы) разработки;
качество подбора и уместность использования источников;
выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа,
что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительного изучения, уточнения, проработки, что вызывает сомнения, а также общее заключение о возможности использования рукописи в работе, рекомендацию к печати и др.
Рецензия может быть написана на типовом бланке. Подпись рецензента должна быть заверена печатью кадровой службы по месту работы рецензента.