Слайд 1Методические рекомендации учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ №8 х.Чернышев
Лобановой
Галины Николаевны
Технология интегрированного обучения
как основа построения
современного учебного занятия
Слайд 2Проблемы в обучении и интеграция
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика
должна дать направлением этим случайностям. (В.Ф. Одоевский)
Снижение интереса учащихся к отдельным учебным предметам
Вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников, «разночтение», многозначность в терминологии, разобщённость в этапах формирования обобщённых способов деятельности
Существующая система авторитарного воспитания и обучения ↔ потребность в творческом развитии личности
Потребность учителя в новых технологиях ↔ те разработки, которые давала педагогическая наука
Потребность во введении новых учебных предметов (особенно предметов эстетического цикла) ↔ ограниченные рамки учебного плана и времени обучения детей.
Современное общество стимулирует развитие в человеке эгоистических потребностей (социальных, биологических). А эти качества мало способствуют развитию духовной личности. Расхождение (поляризация) научного и духовного знания ↔ объективность их интеграции
В традиционном педагогическом представлении интеграции это диалектическое единство интеграции и дифференциации отсутствует
Принципиальный недостаток существующего представления об интеграции - оно совершенно методологически не проработано,
Слайд 3КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Почему межпредметная интеграция - важное условие реализации познавательных потребностей
школьников, развития личностных качеств учащихся в целом и такого качества, как познавательная активность в частности?
Объективной основой интеграции научного знания является единство картины мира.
Кроме того, наблюдается общность методов исследования, применяемых личностью в сфере присвоения знаний.
Философской основой межпредметной интеграции является принцип системности
Слайд 4Цели интегрированного обучения
1.Преодолеть/сгладить некоторые противоречия процесса обучения
2.Повысить и развить интерес
учащихся к предметам интеграции
3.Создать в процессе обучения оптимальные условия для формирования и развития гуманитарного научного мышления учащихся и способов их поведения в соответствии с ценностными установками
→ видеть значение рассматриваемых проблем
→ развитие в комплексе элементов гуманитарного научного, критического стиля мышления
→ возможность в комплексе использовать элементы познания
Слайд 5Методы познания
ЭЛЕМЕНТЫ (в комплексе):
а) понимание проблемы, точное определение её
и отграничение от других проблем;
б) изучение всех ситуаций, связанных с данной проблемой;
в) планирование поиска решения проблемы, выбор наиболее вероятной гипотезы;
г) планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы, проведение контрольного эксперимента;
д) выводы и их обоснование, выбор оптимального способа решения;
е) распространение выводов на новые ситуации, в которых действуют те же (выявленные в изучении данной проблемы) факторы.
Слайд 6Технология интегрированного обучения
Интеграция→
усиление межпредметных связей
снижение перегрузок учащихся
расширение сферы получаемой информации
учащимися
подкрепление мотивации обучения, повышение творческой активности школьников
средство интенсификации урока
Методическая основа: формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении наук
наличие однотипных частей или элементов
возможность их естественного подчинения единой цели и функции в ряде учебных предметов
развитие учащихся средствами определенного учебного предмета и их совокупностью
Слайд 7ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ -
соединение по принципу семиотической противоположенности в пределах
учебного предмета (внутрипредметная интеграция) или целостного образовательного пространства (межпредметная интеграция) нескольких знаковых областей и осуществление между ними условно-адекватных переводов
"Интеграция - это процесс взаимопроникновения, уплотнения, унификации знаний, проявляющийся через единство с противоположенным ему процессом расчленения, размежевания, дифференциации... Процессы интеграции проявляются лишь в единстве со своей противоположенностью - процессами дифференциации. …Следствием такого рода противоречивого процесса одновременного дифференцирования и интегрирования и является возникновение новых междисциплинарных комплексных наук"
Слайд 8Варианты функционирования учебного процесса
на интегративной основе
Интегрированный курс формируется из
содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом содержание одного предмета не превышает содержание другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах.
Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.
Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и выступающих «на равных»
Интегрированный курс создается на основе дисциплин из близких образовательных областей, но один предмет сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.
В интегрированной связи находятся предметы взаимно удаленных образовательных областей и блоков, что присуще чаще всего вариативной части учебного плана и базируется на симультанном мышлении.
«Преломление» общеобразовательной дисциплины через призму специфики школы.
Слайд 9Ведущие принципы
интегративной организации образования:
Принцип единства интеграции и дифференциации
(Я. Коменский, В.Н. Зверева)
Антропоцентрический характер интеграции
(Джон Дьюи)
Культуросообразность интеграции образования
(Я. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий, В.С. Библер, В.П. Зинченко, Е.В. Бондаревская)
Слайд 10Идеи, методы и принципы интегрированного обучения
Интегрированный урок — это …
Признаки интегрированного
урока: …
Принципы интегрированного обучения
(синтезированность знаний, углублённость изучения, актуальность проблемы или практическая значимость проблемы, альтернативность решения, доказательность решения)
Результаты интегрированного обучения и его значение …
Перспективы развития интегрированного обучения …
Интеграция —
необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования