Слайд 1Серебряный
век
русской поэзии
В истории русской поэзии была уникальная пора, когда
за литературу
сразу пришло много ярких молодых поэтов, талантливых и ищущих новые пути. Увлечение поэзией было массовым — примерно как сейчас ходят на рок-концерты. Поэт, приобретя известность, становился культовой фигурой. Подразумевалось, что именно ему Богом дано понять Истину — и объяснить ее прочим. Каждый из поэтов ощущал себя немного пророком, на нем лежала огромная ответственность — выбрать единственно верный путь и указать его прочим.
Слайд 3Исправьте ошибку в литературоведческом суждении:
«Для поэтического языка символистов были характерны повышенная
музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и чёткому пушкинскому стилю».
Слайд 4Для поэтического языка символистов была характерны повышенная музыкальность, но не были
характерны активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и чёткому пушкинскому стилю.
Слайд 5Расставьте в хронологическом порядке названия поэтических сборников и критических работ русских
поэтов начала ХХ века.
1. «О прекрасной ясности»
2.
«Элементар-ные слова о символичес-кой поэзии»
3. «Пощёчина обществен-ному вкусу»
Слайд 61. 1900 г. «Элементарные слова о символической поэзии»
2. 1910 г.
«О прекрасной
ясности»
3. 1912 г.
«Пощёчина общественному вкусу»
Слайд 7«… можно называть поэзией намёков».
Вставьте пропущенное слово в высказывании Валерия Брюсова.
Слайд 9Вставьте пропущенные слова:
… ценили такие элементы формы, как стилистическое равновесие,
живописная четкость образов, точная композиция,
отточенность деталей.
В стихах … эстетизировались хрупкие грани вещей, утверждалось любование “милыми мелочами”.
Слайд 11Вставьте пропущенное слово:
«… запомнились и своим вызывающим поведением, и шокирующим внешним
видом (знаменитая желтая кофта Маяковского, розовые сюртуки, пучки редиски и деревянные ложки в петлицах, раскрашенные неведомыми знаками лица, эпатажные выходки во время выступлений), и скандальными манифестами и резкими полемическими выпадами против литературных оппонентов».
Слайд 13Как звали музу Владимира Маяковского?
Слайд 15Стана ее не коснулся рукою,
Губок ее поцелуем не сжег...
Всё в ней сияло такой чистотою,
Взор же был темен
и дивно глубок.
Лунные искры в нем гасли, мерцали,
Очи, как будто, любовью горя,
Бурною страстью зажечься желали
В час, когда гасла в тумане заря.
Кому посвящены строки Александра Блока?
Слайд 17Есенин был очарован и покорен пластикой ее движений и дерзостью, с которой она демонстрировала свое
искусство танца. Первое признание Есенин написал помадой на стекле: «Люблю …..!»
Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь — зараза,
Я не знал, что любовь — чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.
Назовите музу поэта-хулигана.
Слайд 20Он называл свою поэзию Музой дальних странствий..
Слайд 22Отношения Нины Петровской и этого поэта длились 7 лет. Нина была замужем, пробовала
свои силы в литературе, но не обладала достаточным талантом. Она вела богемный образ жизни, часто бывала на вечеринках. Когда он с ней познакомился, девушке было 20. О такой музе он и мечтал. Непокорная Нина закрутила его в водовороте страсти, истерила, ревновала и всячески вдохновляла на творчество.
Музой какого поэта была Нина Петровская?
Слайд 24 Какой поэт писал о себе: «Костюмов у меня не
было никогда. Были две блузы гнуснейшего вида. Испытанный способ - украшаться галстуком. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке - галстук. Очевидно - увеличишь галстук, увеличится и фурор. А так как размеры галстуков ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук. Впечатление неотразимое».
Слайд 26Эта поэтесса провела семнадцать месяцев в тюремных очередях (сын арестовывался трижды
– в 1935, 1938 и 1949 годах). Вместе со всем народом переживала она трагедию сталинских репрессий.
Слайд 29«Раз он в деревне… полез на сосну: прочитать всем ветрам лепестковый
свой стих; закарабкался до вершины; вдруг, странно вцепившись в ствол, он повис, неподвижно, взывая о помощи, перепугавшись высот; за ним лазили; едва спустили: с опасностью для жизни. Однажды, взволнованный отблеском месяца в пенной волне, предложил он за месяцем ринуться в волны; и подал пример: шёл – по щиколотку, шёл – по колено, по грудь, шёл – по горло, - в пальто, в серой шляпе и с тростью; и звали, и звали, пугаяся; и он вернулся: без месяца.
…Я бы мог без конца приводить факты этого рода, весьма обыденные в жизни …; весьма удивительно: не горел, не тонул и с сосны не низвергся». О каком поэте писал А.Белый?
Слайд 31Это был человек открытый, радостно идущий навстречу людям, не умевший ловчить,
притворяться, а тем более лгать. Он не стал изворачиваться и в 1934 году, арестованный по обвинению в авторстве стихов, где были сказаны неслыханно резкие слова в адрес Сталина, тем самым подписав себе смертный приговор.
Отбыв срок ссылки в Воронеже, он в мае 1937 года вернулся в Москву, но не прошло и года, как был вторично арестован по нелепому обвинению в контрреволюционной деятельности и отправлен в дальневосточный лагерь, где вскоре погиб.
О.Мандельштам
В.Хлебников
С.Городецкий
Слайд 33Назовите поэта, который 27 февраля 1918 года на вечере в Политехническом
музее в Москве был избран «королем поэтов».
Слайд 35
Вставьте пропущенное слово:
Любовь! Россия! ….. ! Пушкин! —
Могущественные слова!..
И не от
них ли на опушке
Нам распускается листва?
И.Северянин
Радость
Солнце
Муза
Слайд 37 Вставьте пропущенное слово:
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть
солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав ….. мою.
К.Д.Бальмонт
страну
луну
мечту
Слайд 39Среди миров в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб
я Ее любил,
А потому, что мне темно с другими.
И если мне ….. тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с ней не надо света! (И. Анненский)
на сердце
вдруг стало
душевно
Слайд 42Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и
суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек... Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться, жадно дыша? Дай хоть
последней …. выстелить
твой уходящий шаг. (В.Маяковский)
радостью
любовью
нежностью
Слайд 44Послушайте!
Ведь, если … зажигают –
Значит это кому-нибудь нужно?
(В.Маяковский)
Слайд 46Назовите поэта,
автора слов романса
Слайд 48Назовите поэта,
автора слов романса
Слайд 50Назовите поэта,
автора слов песни
Слайд 52Назовите поэта,
автора слов романса
Слайд 54Назовите поэта,
автора слов песни
Слайд 56Назовите поэта, изображённого на портрете
Слайд 58Назовите поэта, изображённого на портрете
Слайд 60Назовите поэтессу, изображённую на портрете
Слайд 62Назовите поэта, изображённого на портрете
Слайд 65Назовите поэта, изображённого на портрете
Слайд 67
http://static.editors.svoy.ru/275468d474dbff0e8df6f8c987b86bda
http://static.editors.svoy.ru/67b8a56447293fd4f7bae2c77fbfb528
http://static.editors.svoy.ru/020bdd43e79dca03237f151d6f2ed5bd
http://static.editors.svoy.ru/146de323d5c3fdcb112f1e9792374dc9
http://museumdoma.ru/wp-content/uploads/2012/11/severjanin.jpg