Слайд 124 мая-День славянской письменности и культуры
«И будет славить Русь родная
Святых апостолов
славян»
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах,
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
(Н. Кончаловская)
Слайд 2«Слово»
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь Слову жизнь дана:
Из
древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
И.А. Бунин, 1915г.
Слайд 3 День славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и
Мефодия) -российское название праздника, приуроченного ко дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла (9в.).
Аналогичные государственные торжества существуют в ряде иных славянских стран (Болгария, Словакия, Словения, Чехия, Румыния, Украина, Беларусь и др.)
В 1985 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности».
30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности».
Слайд 4Страница первая
«Дорога к письменности»
Слайд 7Как писали
Папирус
Береста
Глиняные таблички
Пергамент
Восковые дощечки
Слайд 9Позже на смену рисуночному письму пришли «священные знаки» - иероглифы, а
когда две тысячи лет тому назад финикийцы изобрели буквы-значки только для согласных – клинопись. На основе финикийского письма в Греции появился первый алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму. Известны и другие способы письма.
Слайд 10Это интересно
Южноамериканские индейцы пользовались узелковым письмом – кипу.
К толстому шнуру или палке они крепили шнуры потоньше. О чём идёт речь, узнавали по цвету шнура. Жёлтый цвет означал золото, белый – серебро, красный – воинов, чёрный - смерть.
Слайд 11Это интересно
В Северной Америке
индейцы передавали информацию с помощью вампума. На шнуры нанизывали раковины разной формы, окрашенные в различные цвета. Красный цвет означал войну, чёрный – угрозу, белый – мир, счастье, благополучие.
Слайд 12 Славяне ещё не знали букв, а вот финикийцы
– народ, который в первом тысячелетии до нашей эры населял восточное побережье Средиземного моря, уже имел свой алфавит, состоящий из 22 букв. Интересно, что на письме отражались только согласные буквы, а гласные додумывались по смыслу.
Влечет меня старинный слог.
Есть обаянье в древней речи.
Она бывает наших слов
И современнее и резче.
(Б. Ахмадуллина, 1962 г.)
Слайд 13Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень
нужны нам
Чтоб научить нас читать.
Пройдя под солнцем просвещенья
Из дальней славной старины,
Мы и сейчас, славяне-братья,
Первоучителям верны!
К апостолам высокославным
Любовь святая глубока.
Дела Мефодия – Кирилла
В славянстве будут жить века!
Слайд 14 «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и
типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир, - особенно в наше время, при нынешних успехах разума».
Н.М. Карамзин
Российский историк, писатель, поэт, журналист, почётный член Петербургской Академии Наук(1818г.)
Слайд 16Страница вторая
«Бессмертный след Кирилла и Мефодия»
В 863-866
годах братья были посланы в Великую Моравию, чтобы изложить христианское учение на понятном славянам языке. Великие учители перевели книги Священного писания, положив в основу восточно-болгарские диалекты, и создали особую азбуку – глаголицу - для своих текстов.
Деятельность Кирилла и Мефодия имела общеславянское значение, оказала влияние на формирование многих славянских литературных языков.
Слайд 17Святой равноапостольный Кирилл
Когда Константину было 7 лет, он
увидел вещий сон: «Отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал избрать одну из них в жёны. Осмотрев всех, Константин выбрал прекраснейшую; её звали София (по-гречески мудрость)». Так ещё в детстве он обручился с мудростью: для него знания, книги стали смыслом всей жизни. Константин получил блестящее образование при императорском дворе в столице Византиии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие – всё это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали Философом. Имя Кирилл он взял перед смертью при пострижении в монахи.
Святой равноапостольный
Кирилл (827 - 869),по прозвищу Философ,
учитель Словенский.
Слайд 18Святой равноапостольный Мефодий
Мефодий рано поступил на военную службу.
10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Около 852 года он принял монашеский постриг, отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря.
В Моравии его на два с половиной года заточили в темницу, в лютый мороз возили волоком по снегу. Просветитель не отрекся от служения славянам, а в 874 году был освобожден Иоанном VIII и восстановлен в правах епископства. Папа Иоанн VIII запретил Мефодию совершать Литургию на славянском языке, но Мефодий, посетив в 880 Рим, добился отмены запрета. В 882-884 жил в Византии. В середине 884 Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык.
Мефодий Моравский
Слайд 19«То было чудное мгновенье!.. Глухие стали слышать, а немые стали говорить,
ибо до того времени славяне были как глухие и немые» (Из летописи)
Слайд 20
Страница третья
«Из жизни русского алфавита»
ГЛАГОЛИЦА
КИРИЛЛИЦА
Слайд 21Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать
нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».
А – АЗ
Б – БУКИ
В – ВЕДИ
Г – ГЛАГОЛЬ
Д – ДОБРО
Е – ЕСТЕ
Ж – ЖИВЕТЕ
З – (2 имени ) ЗЕЛО, ЗЕМЛЯ
Л – ЛЮДИ
М – МЫСЛЕТЕ
П – ПОКОЙ
Р – РЦЫ, РЕЧЬ
С – СЛОВО
Т – ТВЕРДО…
Слайд 22Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых
оборотах – фразеологизмах:
Знать на ять – знать досконально, на отлично.
Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.
Стоять фертом - стоять руки в боки, как буква Ф.
Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить,
а потом заниматься науками.
Слайд 23АЗ, БУКИ, ВЕДИ.
АЗ – я,
БУКИ – буквы, письмена,
ВЕДИ –
знать, ведать.
Таким образом, получается следующая фраза:
АЗ БУКИ ВЕДИ - я знаю буквы.
Слайд 24ГЛАГОЛ ДОБРО ЕСТЕ - слово – это достояние.
____________________________________________
ЖИВЕТЕ - значит жить
в труде, а не прозябать.
ЗЕЛО – усердно
ЗЕМЛЯ - планета Земля и её обитатели-земляне.
И – союз и
ИЖЕ – те, которые, они же.
КАКО – как, подобно.
ЛЮДИ – существа разумные.
Эта часть азбуки означала:
Живете зело, земля, и иже како люди – живите, трудясь усердно, земляне, и как подобает людям. Мыслете наш он покой – постигайте наше мироздание.
Слайд 25РЦЫ – повелительное наклонение глагола говори, изрекай, читай вслух.
СЛОВО –
передающее знание.
ТВЕРДО – уверенно, убежденно.
РЦЫ СЛОВО ТВЕРДО– неси знания убежденно.
УК – основа знания. Сравним: наука, учить, навык, обычай.
ФЕРТ – оплодотворяет.
Герой, а также русское имя бога – Хорос. Выходит, что буква ХЕР имела значение «божественный, данный свыше».
УК ФЕРТ ХЕР: знание – дар Божий.
ЦЫ ЧЕРВЕ ШТА ЕРА ЮС ЯТИ расшифровывается как «дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет постичь!»
Слайд 26Азбучное послание
Я ЗНАЮ БУКВЫ:
ПИСЬМО-ЭТО ДОСТОЯНИЕ.
ТРУДИТЕСЬ УСЕРДНО, ЗЕМЛЯНЕ,
КАК ПОДОБАЕТ
РАЗУМНЫМ ЛЮДЯМ,
ПОСТИГАЙТЕ МИРОЗДАНИЕ!
НЕСИТЕ СЛОВО УБЕЖДЕННО:
ЗНАНИЕ – ДАР БОЖИЙ!
ДЕРЗАЙТЕ, ВНИКАЙТЕ, ЧТОБЫ
СУЩЕГО СВЕТ ПОСТИЧЬ!
Слайд 28 День славянской письменности и
культуры отмечается и государством, и Русской Православной Церковью. В эти дни внимание общественности особо обращено на «великий, могучий русский язык». К памятникам этих великих деятелей возлагают цветы во всех славянских государствах.
Памятник святым равноапостольным
братьям Кириллу и Мефодию в
Москве на Славянской площади
Македония
Памятник Кириллу и Мефодию
Солоники, Греция
Киев, Украина
Слайд 29Пословицы об ученье
►Азбука к мудрости ступенька.
►С книгой поведешься — ума наберешься.
►Сперва аз да буки, а там и науки.
►Ученье без уменья не польза, а беда.
►Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
►Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
►С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.
►Ученье – свет, неученье – тьма