Презентация, доклад на тему Структурные изменения уроков русского языка в условиях введения ФГОС

Содержание

В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р от 1 сентября 2012 г., все российские школы по мере их готовности могли осуществить

Слайд 1Структурные изменения уроков русского языка и литературы в условиях введения ФГОС
Подготовила:


учитель русского языка и литературы
МОУ «Таврическая СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» Шурыгина Е.И.

Структурные изменения уроков русского языка и литературы в условиях введения ФГОС Подготовила: учитель русского языка и литературы

Слайд 2В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015

годы, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р от 1 сентября 2012 г., все российские школы по мере их готовности могли осуществить переход на ФГОС основного общего образования. А с 1 сентября 2015 г. ФГОС основного общего образования вводится во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы,  утвержденном распоряжением Правительства РФ

Слайд 4 Образование – не услуга. Образование – это стратегическая линия государства, его политика в

современных условиях. Академик В.В.Садовничий, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова
Образование – не услуга. Образование – это стратегическая линия государства, его политика в современных условиях.

Слайд 5 Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

Слайд 6. Начиная с 80-х годов, сумма знаний в обществе возрастает вдвое

каждые 2 года.
. Начиная с 80-х годов, сумма знаний в обществе возрастает вдвое каждые  2 года.

Слайд 7Современное школьное образование характеризуется переходом от знаниевой парадигмы к компетентностной, что предполагает,

прежде всего, изменение подходов к организации образовательного процесса.
Современное школьное образование характеризуется переходом от знаниевой парадигмы к компетентностной, что предполагает, прежде всего, изменение подходов к

Слайд 8Компетентностный подход
«инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные

программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше»,- писал Э. Золя.

Компетентностный подход«инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены

Слайд 9Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения,

но при всём их многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые ФГОС нового поколения, урок должен стать новым, современным!
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём их многообразии –

Слайд 10Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных

операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Структура современных  уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень

Слайд 11Методическими принципами инновационного урока становятся следующие: Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект

обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса. Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся. Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности. Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке. Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока. Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
Методическими принципами инновационного урока становятся следующие: Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с

Слайд 12Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства

, показатель его кругозора, эрудиции В.А. Сухомлинский
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора,

Слайд 13При построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод

обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником .
При построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система

Слайд 14Система дидактических принципов

Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип психологической комфортности
Принцип

вариативности
Принцип творчества
Система дидактических принциповПринцип деятельностиПринцип непрерывности Принцип целостностиПринцип минимакса Принцип психологической комфортностиПринцип вариативности Принцип творчества

Слайд 15Требования к современному уроку:
Самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока.

Учитель выступает в роли организатора, а не информатора и не руководителя.
Обязательная рефлексия обучающихся на уроке.
Высокая степень речевой активности обучающихся.


Требования к современному уроку:  Самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока. Учитель выступает в роли организатора,

Слайд 16Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет

назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель

Слайд 17Типология уроков на основе
системно-деятельностного подхода
Уроки «открытия» нового знания

Уроки отработки

умений и рефлексии

Уроки общеметодологической направленности

Уроки развивающего контроля
Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода Уроки «открытия» нового знанияУроки отработки умений и рефлексииУроки общеметодологической направленностиУроки развивающего

Слайд 18Стратегия современного урока
Удивление

Интерес

Познавательная деятельность

Открытие

Рефлексивная деятельность





Стратегия современного урока  Удивление

Слайд 19 Современный урок- удивление, удовольствие, усилия, успех!  

 Современный урок- удивление, удовольствие, усилия, успех!  

Слайд 20Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока,

возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную деятельность
Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая

Слайд 21Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации

новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов
Урок открытия нового знания (ОНЗ)Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.  Содержательная цель:

Слайд 22Структура урока открытия нового знания

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2)

этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи;
6) этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения нового знания в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Структура урока открытия нового знания1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия;

Слайд 23Урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа

и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Урок рефлексииДеятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных

Слайд 24 Структура урока рефлексии 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидульных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Структура урока рефлексии   1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;  2) этап

Слайд 25Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач —

они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий.
Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач —  они осваивают метод  коррекции

Слайд 26Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей

к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
Урок общеметодологической направленностиДеятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного

Слайд 271) этап мотивации
2) этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в


пробном учебном действии
3) этап закрепления с проговариванием во внешней речи
4) этап включения изученного в систему знаний
5) этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Структура урока общеметодологической направленности

1) этап мотивации 2) этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3) этап закрепления

Слайд 28Эти уроки являются надпредметными и проводятся даже вне рамок какого-либо предмета

на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
Эти уроки являются надпредметными и проводятся даже вне  рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях

Слайд 29Урок развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной

функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.Содержательная цель: контроль и самоконтроль

Слайд 30Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: предъявление контролируемого варианта; наличие понятийно обоснованного

эталона, а не субъективной версии; сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму; критериальную оценку результата сопоставления.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: предъявление контролируемого варианта; наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной

Слайд 31Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии

со следующей структурой: - написание учащимися варианта контрольной работы; - сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; - оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:  - написание

Слайд 32Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают

написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии.
Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения  крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее

Слайд 33Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то

содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа: 1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание; 2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).
Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в

Слайд 34Зона творчества учителя
Могут изменяться:
время, отводимое педагогом на каждый этап (т.е. длительность

этапа);
содержание (система дидактических развивающих заданий) этапа;
методы и способ обучения;
средства и формы организации учебно-воспитательного процесса.
Зона творчества учителя	Могут изменяться:время, отводимое педагогом на каждый этап (т.е. длительность этапа);содержание (система дидактических развивающих заданий) этапа;методы

Слайд 35Структура урока при
реализации деятельностного подхода
Этап 1:

МОТИВИРОВАНИЕ К

УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 1: МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 36Структура урока при
реализации деятельностного подхода
Этап 1:
МОТИВИРОВАНИЕ К

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 1: МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 37Структура урока при
реализации деятельностного подхода
Этап 1:
МОТИВИРОВАНИЕ К

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Объясните смысл эпиграфа
к уроку:
«Знать в совершенстве язык – значит
владеть его стилями».
(Г.Солганик)
Прочитайте текст:
Подумайте, о каком
грамматическом явлении
пишет автор текста

Определите, о каком стиле
идет речь

Назовите особенности данного
стиля

Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 1: МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объясните смысл эпиграфа к уроку:

Слайд 39

Что я вижу ?

Что я вижу ?

Слайд 42Структура урока при
реализации деятельностного подхода
Этап 2:

ПОСТРОЕНИЕ

НОВОГО ЗНАНИЯ
Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 2: ПОСТРОЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

Слайд 43Структура урока при
реализации деятельностного подхода Э2
Этап 2:
Построение

нового знания
Структура урока при реализации деятельностного подхода Э2 Этап 2: Построение нового знания

Слайд 44Структура урока при
реализации деятельностного подхода
Этап 2:
ПОСТРОЕНИЕ НОВОГО

ЗНАНИЯ


Изучите схемы однородных
членов

Подберите к ним
соответствующие
предложения

Расскажите, в каких случаях
между однородными
членами ставятся запятые

и



и , и

и



и , и






Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 2: ПОСТРОЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ Изучите схемы однородных членов  Подберите

Слайд 45Структура урока при
реализации деятельностного подхода
Этап 3:

ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ

ЗНАНИЙ
Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 3: ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Слайд 46Структура урока при
реализации деятельностного подхода Э3
Этап 2:
Построение

нового знания
Структура урока при реализации деятельностного подхода Э3 Этап 2: Построение нового знания

Слайд 47Структура урока при
реализации деятельностного подхода
Этап 3:
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ

ЗНАНИЙ



СОГЛАСЕН – НЕ СОГЛАСЕН
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует:
 умение оценивать ситуацию или факты;
 умение анализировать информацию;
 умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений

Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 3: АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ СОГЛАСЕН – НЕ СОГЛАСЕНУниверсальный прием, способствующий

Слайд 48

РОДИЛСЯ В БЕДНОЙ СЕМЬЕ.
ВСЯ ЖИЗНЬ ТОЛСТОГО БЫЛА БОРЬБОЙ, ПРОТЕСТОМ ПРОТИВ ВСЯКОГО

ЗЛА И НАСИЛИЯ, ВСЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВО СЛУЖИЛО УТВЕРЖДЕНИЮ ВЫСОКИХ НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ.
БЫЛ НЕСЧАСТЛИВ В ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ.
НЕ СДЕЛАЛ КАРЬЕРЫ.


РОДИЛСЯ В БЕДНОЙ СЕМЬЕ.ВСЯ ЖИЗНЬ ТОЛСТОГО БЫЛА БОРЬБОЙ, ПРОТЕСТОМ ПРОТИВ ВСЯКОГО ЗЛА И НАСИЛИЯ, ВСЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВО

Слайд 50Структура урока при
реализации деятельностного подхода
Этап 3:
ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ

ЗНАНИЙ

ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

1) ударные 2) ……………,
1) проверяемые 2)…………….. 3) чередующиеся
ударением

1) ……-…… 2) Е - И

1) ....... -……-…… 2) …….- лож

- Вставьте пропущенные слова, корни, буквы .
Озвучьте данную схему
- Как вы думаете, схема полная или неполная?

Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 3: ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

Слайд 51Структура урока при
реализации деятельностного подхода
Этап 3:
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ,

ВЗАИМОКОНТРОЛЯ





ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ
Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. Иногда целесообразно оговаривать количество вопросов, их вид. В конце урока можно дать задание составить вопросы для закрепления учебного материала или взаимопроверки на следующем уроке
или дается задание составить вопросы, на которые с легкостью ответишь сам.
Таким образом, опосредованно выявляем уровень усвоения материала и получаем список вопросов для проведения опроса на следующем уроке.

Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 3: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ, ВЗАИМОКОНТРОЛЯ ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ Перед изучением учебного

Слайд 52Структура урока при
реализации деятельностного подхода
Этап 4:

РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 4: РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 53Структура урока при
реализации деятельностного подхода Э 4
Этап 2:


Построение нового знания
Структура урока при реализации деятельностного подхода Э 4 Этап 2: Построение нового знания

Слайд 54НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Прием рефлексии.
Учащимся предлагается закончить ряд предложений.

1. На

уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..
2. Я думаю, что уроки русского языка проходят……
3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….
4. Мне не очень нравится……
5. Если бы я был учителем русского языка, я бы …..
НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Прием рефлексии. Учащимся предлагается закончить ряд предложений. 1. На уроке русского языка я испытываю такие

Слайд 55ТРИ УРОВНЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ


Учитель в начале темы задает домашнее задание

одновременно в двух
или трех уровнях.

 обязательный минимум – абсолютно понятно и доступно всем.
 тренировочный уровень – для учеников, желающих хорошо знать предмет
и без особой трудности осваивать программу.
 творческий уровень – выполняется добровольно, выполнение
стимулируется высокой оценкой, освобождением от заданий уровня 1 и 2,
сдача выполненных заданий происходит в любое время в течение изучения темы.

В творческом уровне дается разработать частушки, басни, сказки,
фантастические рассказы по учебным темам. Составить кроссворды,
чайнворды, ребусы, загадки, тематические сборники интересных
фактов, примеров, задач.
ТРИ УРОВНЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Учитель в начале темы задает домашнее задание одновременно в двух или трех уровнях.

Слайд 56Домашнее задание (на выбор)
Выразительное чтение стихотворения;
Выразительное чтение стихотворения наизусть;
Сочинение своего стихотворения

на тему «Дождь» и презентация одного слова на тему: «Капля», «Дождь».
Домашнее задание (на выбор)Выразительное чтение стихотворения;Выразительное чтение стихотворения наизусть;Сочинение своего стихотворения на тему «Дождь» и презентация одного

Слайд 57 Современный урок стал
гибким,
разнообразным по

целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания,
насыщенным по использованию новейших технических средств.

Современный урок стал  гибким,  разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам

Слайд 59И хотя дорога знаний бесконечна, ее может осилить только идущий.

И хотя дорога знаний бесконечна, ее может осилить только идущий.

Слайд 60С каким настроением вы заканчиваете меня слушать?








С каким настроением вы заканчиваете меня слушать?

Слайд 61ЗА ВНИМАНИЕ

ЗА  ВНИМАНИЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть