Презентация, доклад на тему Стилистический анализ произведения Н. В. Гоголя Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Содержание

АктуальностьВ этом году исполняется 205 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя – великого русского писателя. В честь юбилейной даты, хотелось бы показать силу и глубину изобразительных средств речи Гоголя, а также провести опрос, чтобы узнать,

Слайд 1Стилистический анализ произведения Н. В. Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван

Иванович с Иваном Никифоровичем»

Выполнила:
Ученица 8 «Б» класса
Городской классической гимназии
г. Якутска
Васильева Лада

Стилистический анализ произведения Н. В. Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»Выполнила:Ученица 8

Слайд 2Актуальность
В этом году исполняется 205 лет со дня рождения Николая Васильевича

Гоголя – великого русского писателя. В честь юбилейной даты, хотелось бы показать силу и глубину изобразительных средств речи Гоголя, а также провести опрос, чтобы узнать, насколько он популярен в современном обществе.
АктуальностьВ этом году исполняется 205 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя – великого русского писателя. В

Слайд 3Цели и задачи:
Цель:
Сделать стилистический анализ повести, чтобы показать силу и глубину

изобразительных средств речи автора

Задача:
Узнать, насколько популярен Н. В. Гоголь в современном обществе, посредством соц. опроса




Цели и задачи:	Цель:Сделать стилистический анализ повести, чтобы показать силу и глубину изобразительных средств речи автора	Задача:Узнать, насколько популярен

Слайд 4Содержание:
I. История создания
II. Основная идея
III. Композиция
IV. Приемы
V. Образ автора
Заключение
Приложение

Содержание:I. История созданияII. Основная идеяIII. КомпозицияIV. ПриемыV. Образ автораЗаключениеПриложение

Слайд 5I. История создания
Впервые опубликована в альманахе А. Ф. Смирдина «Новоселье» (1834

г.), позже с незначительными стилистическими исправлениями включена в сборник «Миргород» в 1835 году.
В повести присутствуют глубина и меткость реалистических зарисовок, юмор, свободная палитра изобразительно-выразительных средств.
Из сказанного следует важный вывод методологического характера: признание органического единства составляющих категории образа автора, т. е. идейного содержания, композиции (образов) и языковых средств их выражения, и необходимость целостного исследования текста во взаимодействии элементов соответствующих уровней.
I. История создания	Впервые опубликована в альманахе А. Ф. Смирдина «Новоселье» (1834 г.), позже с незначительными стилистическими исправлениями

Слайд 6II. Основная идея
Разоблачение дворянского общества, раскрытие его моральной пустоты, лени, отсутствие

какой-либо полезной деятельности и реальных целей в жизни.
Н. В. Гоголь ярким сатирическим языком описывает как два почтенных жителя Миргорода на деле оказываются обычными небокоптителями.
Иногда в этой повести видят просто забавную историю. Это неверно. Гоголевский лиризм и юмор здесь переходят в «смех сквозь слезы», в сатиру.
Последняя фраза «Скучно на этом свете, господа!» – передает основную мысль произведения.
II. Основная идея		Разоблачение дворянского общества, раскрытие его моральной пустоты, лени, отсутствие какой-либо полезной деятельности и реальных целей

Слайд 7III. Композиция
Простой сюжет развернут в семи главах с предисловием и эпилогом.

Композиция является связующим звеном между идейным содержанием и языком повести.
Образная насыщенность и углубленность языка повести, его орнаментальность побуждают читателя к медленному, творческому чтению, к восприятию неповторимой выразительности языка повести.
Композиция является важным фактором эстетического воздействия на читателя. Поэтому можно говорить о поэтичности форм самой композиции, данных через язык, но не от него идущих, т. е. не от словесной образности как таковой.

III. Композиция		Простой сюжет развернут в семи главах с предисловием и эпилогом. Композиция является связующим звеном между идейным

Слайд 8IV. Приемы
Начало повести – образец орнаментальной прозы Гоголя. Это целый фейерверк

повторов, восклицаний, восторженных интонаций, ритмического многообразия:

Славная бекеша у Ивана Ивановича! Отличнейшая! А какие смушки! Фу ты пропасть, какие смушки!... Прекрасный человек Иван Иванович! Какой у него дом в Миргороде!... Какие у него яблони и груши под самыми окнами!... Прекрасный человек Иван Иванович!...
Очень хороший также человек Иван Никифорович. Его двор возле двора Ивана Ивановича.
IV. Приемы	Начало повести – образец орнаментальной прозы Гоголя. Это целый фейерверк повторов, восклицаний, восторженных интонаций, ритмического многообразия:		Славная

Слайд 9 Прием повтора продолжен параллелизмом; сравнение героев рождает антитезу:

Иван Иванович имеет необыкновенный

дар говорить чрезвычайно приятно… Иван Никифорович, напротив, больше молчит, но зато если влепит словцо, то держись только: отбреет лучше всякой бритвы. Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх…
Прием повтора продолжен параллелизмом; сравнение героев рождает антитезу:		Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно… Иван Никифорович,

Слайд 10 «Убаюкивающий параллелизм» вдруг обрывается алогизмом, что создает несоответствие грамматического и смыслового

движения речи. Структурно сравнение продолжено, семантически оно бессмысленно и потому рождает иронию:

Иван Иванович очень сердится, если ему попадет в борщ муха: он тогда выходит из себя и тарелку кинет, и хозяину достанется. Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться и, когда сядет по горло в воду, велит поставить также в воду стол и самовар, и очень любит пить чай в такой прохладе… Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.
«Убаюкивающий параллелизм» вдруг обрывается алогизмом, что создает несоответствие грамматического и смыслового движения речи. Структурно сравнение продолжено, семантически

Слайд 11 Формальная структура текста настраивает на сравнение, семантическая – его разводит, что

подчеркивается и приемом гиперболизации. Дальше сравнение снова входит в прежнюю параллель иронического повествования и даже вскрывает черты сходства героев:

Иван Иванович если попотчивает вас табаком, то всегда наперед лизнет языком крышку табакерки, потом щелкнет по ней пальцем и, поднесши, скажет, если вы с ним знакомы: «Смею ли просить, государь мой, об одолжении?», если же незнакомы, то: «Смею ли просить, государь мой, не имея чести знать чина, имени и отчества, об одолжении?». Иван же Никифорович дает вам прямо в руки рожок свой и прибавит только «одолжайтесь». Как Иван Иванович, так и Иван Никифорович очень не любят блох…
Впрочем, несмотря на некоторые несходства, как Иван Иванович, так и Иван Никифорович прекрасные люди.
Формальная структура текста настраивает на сравнение, семантическая – его разводит, что подчеркивается и приемом гиперболизации. 	Дальше сравнение

Слайд 12 Всю структуру повести пронизывает композиционный параллелизм-повтор. Он становится важной художественной характеристикой

текста.

На таком параллелизме построена, например, четвертая глава:
«Я, Демьян Демьянович», говорил Иван Иванович, допивая последний глоток: «я к вам имею необходимое дело: я подаю позов»…
«На кого же это?»
«На Ивана Никифоровича Довгочхуна»
При этих словах судья чуть не упал со стула…

Чуть позже появляется Иван Никифорович:
«Какими судьбами! Что и как? Как здоровье ваше, Иван Никифорович?»…
«С просьбою…» мог только произнесть Иван Никифорович.
«С просьбою? С какою?»
«С позовом…» тут одышка произвела долгую паузу: «ох!.. С позовом на мошенника… Ивана Ивановича Перепенка»…
Судья перекрестился.


Всю структуру повести пронизывает композиционный параллелизм-повтор. Он становится важной художественной характеристикой текста. 		На таком параллелизме построена, например,

Слайд 13 Другим важнейшим композиционным приемом является несоответствие между подлинным смыслом слова и

его употреблением в конкретной ситуации. Этот прием пронизывает структуру повести:

«Гм! Что ж тебе разве хочется хлеба?» обыкновенно спрашивал Иван Иванович. – «Как не хотеть! Голодна, как собака.» - «Гм!» отвечал обыкновенно Иван Иванович: «так тебе может и мяса хочется?» - «Да все что милость ваша даст, всем буду довольна». – «Гм! Разве мясо лучше хлеба?» – «Где уж голодному разбирать. Все, что пожалуете, все хорошо».
При этом старуха обыкновенно протягивала руку. «Ну, ступай же с богом», говорил Иван Иванович: «Чего ж ты стоишь? Ведь я тебя не бью!..»
Другим важнейшим композиционным приемом является несоответствие между подлинным смыслом слова и его употреблением в конкретной ситуации. Этот

Слайд 14V. Образ автора
Лик рассказчика, его «речевая маска» проявляется по-разному и в

различной степени: от спокойного сказа до резкого вмешательства в ход событий.
Речь рассказчика создает ощущение «семейной близости». Герои называются просто по имени и отчеству.
За орнаментальностью изображения, образной насыщенностью речи, «плетением словес» здесь ничего не стоит, кроме издевки рассказчика.

Читатель максимально приближается к изображаемому: он как бы «свой» человек и многое знает; ему только надо кое-что напомнить:

Он сшил ее тогда еще, когда Агафия Федосеевна не ездила в Киев. Вы знаете Агафию Федосеевну? Та самая, что откусила ухо у председателя.


V. Образ автора		Лик рассказчика, его «речевая маска» проявляется по-разному и в различной степени: от спокойного сказа до

Слайд 15 Еще одна важная функция авторской речи, в которой проступает лик рассказчика,

- оценочное противопоставление помещичье-крепостнического общества нравственным идеалам автора, разоблачение пошлости жизни и духовной пустоты:

Между тем произошел чрезвычайно важный случай для всего Миргорода.
Городничий давал ассамблею! Где возьму я кистей и красок, чтоб изобразить разнообразие съезда и великолепное пиршество?.. Каких бричек и повозок там не было! Одна – зад широкий, а перед узенький; другая – зад узенький, а перед широкий. Одна была и бричка и повозка вместе; другая ни бричка, ни повозка…
А сколько было дам! Смуглых и белолицых, длинных и коротеньких… Сколько чепцов! Сколько платьев! Красных, желтых, кофейных… новых, перелицованных, перекроенных, платков, лент, ридикюлей! Прощайте, бедные глаза! Вы никуда не будете годиться после этого спектакля.

Еще одна важная функция авторской речи, в которой проступает лик рассказчика, - оценочное противопоставление помещичье-крепостнического общества нравственным

Слайд 16Заключение
Гоголь – настоящий гений.
Рассказ с обычным сюжетом, заставляет глубоко задуматься и

проникнуть в саму суть проблемы. Он буквально заставил читателя принять живейшее участие в ссоре двух господ Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Было грустно расставаться этой книгой, и это оно, то искусство, которым владеют немногие писатели. Писатели, для которых поэзия – жизнь, а жизнь – поэзия.

Заключение	Гоголь – настоящий гений.	Рассказ с обычным сюжетом, заставляет глубоко задуматься и проникнуть в саму суть проблемы. Он

Слайд 17
Социологический опрос
(опрошено 60 человек)

Социологический опрос(опрошено 60 человек)

Слайд 181) Много ли вы читаете?

1) Много ли вы читаете?

Слайд 192) Читали ли вы произведение «Повесть о том, как поссорился Иван

Иванович с Иваном Никифоровичем» ?
2) Читали ли вы произведение «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» ?

Слайд 203) Вы читали другие произведения Гоголя?

3) Вы читали другие произведения Гоголя?

Слайд 214)Вы читаете классику?

4)Вы читаете классику?

Слайд 22 Исходя из опрошенных мною людей, Гоголь вполне популярен в современном обществе.
Никто

из детей не читал «Повесть о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем», но зато большая половина читала другие его произведения.
Из взрослых почти все читали эту повесть, и все читали другие произведения Гоголя.
К сожалению, классицизм и звезды русской литературы теряют свое блистание с каждым новым поколением.
Исходя из опрошенных мною людей, Гоголь вполне популярен в современном обществе.		Никто из детей не читал «Повесть о

Слайд 23

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть