Слайд 1 текст
«Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах
газет и журналов, слышать о них по телевидению и радио. Цифра говорит с нами о многом: она «знает» сколько продукции сделал за день один рабочий и сколько в течение года новых библиотек, театров, школ открылось в стране. Цифра, как беспристрастный свидетель, рассказывает о том, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита за день выпивает 580 литров материнского молока. »
Слайд 2Лингвистический анализ текста
Прочитайте выразительно
Определите стиль , тип текста
Назовите тему
Как можно озаглавить?
Найдите
предложение, в котором заключается основная мысль.
Слайд 3Задание к тексту
1 группа :выписать имена
числительные и определить их разряды по значению
2 группа: распределить имена числительные на группы по составу
3 группа: выделить окончания и определить грамматические формы имен числительных
Слайд 4Четвертое февраля.
Классная работа
Повторение по теме «Имя числительное»
Слайд 5Цели урока :
создать условия для систематизации знаний учащихся об
имени числительном
способствовать развитию информационных навыков, аналитических умений при работе со словом,
словосочетанием, текстом.
способствовать воспитанию делового общения, культуры речи, стремления к познанию.
Слайд 6Задачи урока
Отличать имена числительные от других частей речи со значением количества
Правильно
произносить и писать имена числительные, употреблять их в речи в различных падежных формах
Правильно использовать имена числительные в деловой и разговорной речи .
Слайд 8Словарная работа ( готовы ли вы к путешествию?)
Составьте и
запишите словосочетания:
Бассейн, экземпляр, миллион, миллиард, тысяча, один, одиннадцать
Слайд 9Наш маршрут
Станция «Морфологическая»
Станция «Блиц-опрос»
Станция «Орфографическая »
Станция «Этимологическая»
Станция «Словообразовательная»
Станция «Фразеологическая»
Станция «Литературная»
Станция «Спортивная»
Станция
«Культура речи»
Станция «Творческая»
Слайд 10Станция «Блиц - опрос»
Что такое имя числительное?
Как отличить имена числительные от
других частей речи?
На какие две группы делятся числительные?
Назовите разряды количественных числительных?
Чем отличаются простые числительные от составных?
Как склоняются порядковые числительные?
Как склоняются сложные количественные числительные?
Как склоняются порядковые сложные числительные?
Как склоняются количественные составные числительные?
Слайд 11Станция «Орфографическая»
Знаете ли
вы правила?
Слайд 12Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо.
За лето прочитал
пят…надцать книг.
В школе пят..сот учеников.
Напечатано восем..сот экземпляров книг.
В продаже есть сем..надцать видов обоев.
Объем бака – шест..десят литров.
Выполнено двад…цать заданий.
Вспахали девят..надцать гектаров земли.
Заработано девят..сот рублей.
Построено пят..десят километров дороги.
В здании восем..надцать этажей.
Слайд 13Проверьте себя
За лето прочитал пятнадцать книг.
В школе пятьсот учеников.
Напечатано восемьсот экземпляров
книг.
В продаже есть семнадцать видов обоев.
Объем бака – шестьдесят литров.
Выполнено двадцать заданий.
Вспахали девятнадцать гектаров земли.
Заработано девятьсот рублей.
Построено пятьдесят километров дороги.
В здании восемнадцать этажей.
Слайд 14Станция «Этимологическая » (ученица представляет свою презентацию, не- которые слайды из
нее)
Знаете ли вы, почему четыре десятка называются сорок? Ведь это числительное не похоже на тридцать или пятьдесят.
Слово « сорок» вначале было существительным и обозначало «мешок с четырьмя десятками собольих шкурок ( на полную шубу), которые раньше заменяли деньги. А потом существительное стало числительным вместо «четыре-десять».
Слайд 15Имена числительные в древнерусском языке
Один на десяте,
Два на десяте, … →
Один
+ на + дцать → одиннадцать
Два + на + дцать → двенадцать
Три + на + дцать → тринадцать
Слайд 16Миллион
Слово миллион имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в
13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.
Слайд 17Станция «Словообразовательная»:
Выпишите из данных слов имена числительные: десяток, двойной, удесятерить, десять,
удваивать, пятерка, двумя, тройной, первый, два, трое, втроем.
Подберите как можно больше однокоренных слов различных частей речи к слову один
Слайд 18Станция «Фразеологическая» (ученица представляет свою исследовательскую работу: фразеологический словарь)
Семеро
…
Заблудиться …
Знать …
Идти …
Семь раз отмерь …
Один ум хорошо …
в трёх соснах
как свои пять пальцев
а два лучше
один раз отрежь
одного не ждут
на все четыре стороны
Слайд 19Станция «Литературная»
Вспомните и запишите художественные произведения, в названии
которых встречаются имена числительные.
Слайд 20Станция «Спортивная»
Чтобы наши глазки отдохнули, сделаем небольшую разминку
Посмотрите на
потолок и посчитайте сколько ламп
Посчитайте количество цветов в классе
А теперь встаньте, по моей команде попрошу 1 группу начать приседать, 2 –делать наклоны,3- махи руками. Во время выполнения упражнений ведите счет, пока я не попрошу вас остановиться. Напишите имя числительное соответствующее количеству выполненных упражнений и определите его разряд.
Слайд 21Культура речи: внимание!
Задания ЕГЭ, А 3
Исправьте ошибки :
С семьюстами
семи рублями.
Свыше шестиста лет.
У меня есть двое попугаев.
Мы ехали пятеро дней
Восьми тысячами
В двух тысяч пятом году
Слайд 22Творческая
Вспомнить и записать даты важных событий, праздников, в которых употребляются
имена числительные
Написать объявление о занятии кружка
Написать расписку о получении напрокат коньков
Слайд 23Выводы: социологическое исследование
«Для чего изучают имя числительное на уроках русского языка»
(провели ученики 6 класса, в опросе участвовали 95 учащихся 7,8,9,10,11 классов)
Слайд 24Домашнее задание
1 группа: параграф 111 упр 460 (найти числительные,
определить падеж, число,род (если есть)
2 группа: составить словосочетания по схемам
« числ+сущ в твор. падеже»
« числ+сущ в дат. падеже»
« числ+сущ в предл. падеже»
3 группа:придумать сказку «Приключение числительных в стране падежей»
Слайд 25Выводы
Урок путешествие позволяет в игровой форме закрепить полученные детьми знания, умения
и навыки
Выбранные задания обусловлены целями урока и ожидаемыми результатами
Наработки могут быть использованы другими учителями в работе
Подобные задания можно применять при обобщении и систематизации знаний по другим темам
Слайд 26Список использованной литературы
Агеева Г.В.Стендовая защита урока Тюмень МОУ ГИМЦ 2006
Ковалько В.И.
Здоровьесберегающие технологии: школьники и компьютерМ. 2007 «Вако»
Рыбченкова Л.М. Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы М.-1998 «Дрофа»
Кузнецов А.А. Стандарты второго поколения. Проект. Русский язык 5-9 классы. М.-2010 «Просвещение»
Ченокова Л.Д. На берегах Лингвинии.М.-1996 «Просвещение.