Слайд 1Учимся делать сравнительный анализ произведений и героев.
Слайд 2Сравниваем героев!
Сначала сравните самые простые, "очевидные", характеристики героев:
1) возраст,
2) происхождение,
3) образование,
4)социальный статус,
5) материальный достаток.
Обратите внимание на черты характера. Один герой - веселый, романтичный, честный. Другой -циник, любит приврать.
Слайд 3Обязательно остановитесь на
6) отношении к жизни
7) к людям, например, к
окружающим
. Один - "устал от жизни" (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров).
Один герой готов понять каждого человека (князь Мышкин), другой - думает только о себе (Раскольников).
Слайд 48)Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и
той же ситуации.
Например, война:
Андрей Болконский отправляется в действующую армию, Пьер Безухов уходит в ополчение.
Слайд 5Например!
Вы также можете сравнить, как ведут себя герои в похожих ситуациях.
Татьяна Ларина осталась верна своему мужу, даже когда Евгений Онегин предложил ей свою любовь: "Но я другому отдана; Я буду век ему верна".
Этот выбор помог ей сохранить честь и достоинство.
Анна Каренина посчитала любовь важнее супружеской верности нелюбимому мужу, и это сгубило ее.
Слайд 6Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции.
Раскольников рассуждает
о том, имеет ли он права на поступок, и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное - труд.
Стоит обратить внимание и на отношения героев с другими персонажами.
Слайд 7Исследуйте, как автор произведения относится к героям, описывает их с любовью,
с удивлением, с пренебрежением?
Какие чувства он хочет вызвать у читателя этими описаниями?
Наконец, определите, как к этим героям относитесь вы.
Слайд 8СХЕМА, которая может послужить хорошей основой для вашего плана.
1.Почему сравниваются именно они.
2. Что
общего между героями:
• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);
• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);
• в социальном (материальном, профессиональном) плане;
• в отношении с окружающими людьми.
3. Что отличает двух героев.
4. Для чего автор сравнивает этих героев.
5. Отношение автора к героям.
6. Ваше отношение к данным персонажам.
Молчалин
Главное внимание на черты характера
1) возраст,
2) происхождение,
3) образование,
4)социальный статус,
5) отношении к жизни
6) к людям, например, к окружающим
7)Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации.
8)Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции.
9)как автор произведения относится к героям
10) определите, как к этим героям относитесь вы
Слайд 10Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по
положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен Молчалину.
Слайд 11Афоризмы Чацкого :
Служить бы рад- прислуживаться тошно!
Чины людьми даются, а люди
могут обмануться…
Дома новы, а предрассудки стары
Кто делу служит, а не лицам..
Слайд 12Афоризмы Молчалина:
В мои лета не должно сметь свое суждение иметь!
В чинах
мы небольших!
Во-первых,угождать всем людям без изъятья -
Хозяину,где доведется жить,
Начальнику,с кем буду я служить,
Слуге его,который чистит платья,
Швейцару,дворнику,для избежанья зла,
Собаке дворника,чтоб ласкова была.
Слайд 13С Софьей он держится почтительно,прикидываясь влюбленным,ухаживает за ней не потому,что она
ему нравится,а потому,что она дочь его начальника и ее расположение может пригодиться в его дальнейшей карьере. Он лицемерит с Софьей и с циничной откровенностью признается Лизе,ч то любит Софью "по должности".Молчалин говорит,что в его лета не должно сметь свое суждение иметь".И он объявляет почему:
Ведь надобно зависеть от других,
В чинах мы небольших.
Низкопоклонство и угодничество вышестоящим- вот жизненный принцип Молчалина,уже приносящий ему известный успех.
Слайд 14выводы
Чацкий и Молчалин живут в одном городе, в одной стране, они
одного возраста и вроде должны быть во многом похожи (все-таки место проживания и общество влияют на человека). Но это не так. Эти два героя так же различны, как, например, огонь и вода. Попробуем это доказать.
Слайд 15Актуальность образов…
Но сколько бы в этих двух людях ни было недостатков
и достоинств, чацкие и молчалины никогда не переведутся в обществе. Есть люди, имеющие свое мнение, но, к сожалению, есть и люди, всю жизнь подчиняющиеся другим.