Слайд 1«СПП с несколькими придаточными»
Русский язык
9Б класс
Слайд 2Цели:
закрепить понятие о видах СПП с несколькими придаточными, совершенствовать пунктуационные навыки;
формировать
умения работать индивидуально и в парах, преобразовывать ПП в СПП, определять стиль текста и выделять основную мысль;
воспитывать бережное отношение к языку, желание совершенствовать свою речь.
Слайд 3Эпиграф к уроку:
«Если вы будете изучать русский язык,
страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».
Владимир Луговской
Слайд 4Орфографическая разминка (А5):
1)укажите слово с чередующейся гласной в корне:
1. заросли
2.
роса
3.мерка
4. Запоздалый
2) укажите слово с чередующейся гласной в корне:
1. беззаветно
2. пробираться
3. приступить
4. Проредить
3) укажите слово с чередующейся гласной в корне:
1. обнаженный,
2. посвятить
3. поражать
4. равнина
Слайд 5
2. Синтаксическая разминка (В2):
1 Задание
1.Замените словосочетание:
Согласование на управление.
книжный магазин, дощатый
сарай , в хрустальной вазе, вечерняя прохлада, гусиная стая.
2. Примыкание на управление.
отнестись юмористически, тоскливо сжалось, испуганно смотрят, солидно правил.
3. Управление на примыкание.
ел с жадностью , сел за обед , выбралась с ловкостью, говорит с радостью.
Слайд 6А6, В1, В2
Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе
лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.
1 Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом
2 Подберите антоним к слову лёгкость
3 Выпишите слово с орфограммой : «Приставка при- пишется, если имеет значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия, прибавление».
4 Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование.
Слайд 7Ответы:
1. Верное, необходимое
2 Тяжесть
3. Привести
4. Правильное соотношение, правильное звучание
Слайд 8Задание: запишите СПП, выделите грамматические основы, составьте схемы, определите вид придаточного.
Вид
у него был такой, как будто его кто-то обидел.
[ мест ], ( как будто…).
Слайд 9Эпиграф к уроку:
«Если вы будете изучать русский язык,
страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».
Владимир Луговской
Слайд 10
Если вы будете изучать русский язык,
страстно любить его,
то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
( Если…), [ ], (ибо…).
Слайд 11Виды подчинения придаточных предложений
Однородное
Последовательное
Комбинированное
Параллельное
Слайд 12[Видел Егорушка], (как мало-помалу темнело небо), (как опускалась на землю мгла),
(как засветились одна за другой звёздочки).
Однородное подчинение - это такое подчинение, при котором придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос.
,
как
как
как
,
,
.
что?
Слайд 13Последовательное подчинение- это такой тип подчинения, при котором первая придаточная часть
относится к главной, вторая - к первой придаточной и т.д.
[Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы], (так как боялись отца ), (который ,со своей стороны, был тоже несколько смущён ), (хотя старался этого не показывать). ( Н.Гоголь)
.
,
,
,
так как
который
хотя
Слайд 14Параллельное подчинение - это такой тип подчинения, при котором придаточные относятся
к общей для них главной части и являются разными по значению либо относятся к разным словам в главной части ( в этом случае они могут быть одинаковыми по значению).
(Так как другие деревья были ниже
рябин) , [то и создавалось впечатление], (что село стоит в рябиновом лесу).
,
,
.
Так как
что
Слайд 15Комбинированное подчинение - это такой тип подчинения, при котором возможно сочетание
однородного и неоднородного подчинения, а также последовательного подчинения.
[ В воздухе, (куда ни взглянешь), кружатся целые облака снежинок ], (так что не разберёшь), (идёт ли снег с неба или с земли).
куда ни …
так что…
ли…
… ,
…
,
,
.
параллельное
последовательное
Слайд 16Поиграем
Задание: по схеме определите виды подчинения в предложениях.
1. [
, ( 1 ) , ], ( 2 )
2. [ , ( 1 ) ,… ], ( 2 )
3. ( 1 ) , [ ], ( 2 ), ( 3 )
4. ( 1 ), ( 2 ), [ , ( 3 ) ,] , ( 4 )
Слайд 17Знаки препинания при последовательном и однородном подчинении
Слайд 18Горничная была сирота, которая, чтобы кормиться, должна была поступить в услужение
.
[ ], (которая, (чтобы ...), ...).
При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого придаточного предложения. При этом на стыке придаточных могут оказаться рядом два подчинительных союза или подчинительный союз и союзное слово.
Слайд 19Запятая на стыке двух подчинительных союзов (или союза и союзного слова)
не ставится в том случае, если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза — то, так, но).
Держу пари, что если вы передадите это герцогу, то он останется здесь ещё на три дня.
[ ], (что (если ...), то ...).
Слайд 20Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые
ставятся так же, как при однородных членах.
Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.
[ ], (как...) и (как…).
Слайд 21Физминутка:
Потрудились — отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Слайд 221.Составьте схемы; определите вид придаточных, вид подчинения
1)Виктор просился в забойщики, потому
что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.
2)Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.
3) Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печёт,
Летают и пляшут стрекозы,
Весёлый ведут хоровод.
4)Если мы внимательно выслушаем лекцию, узнаем, как важно знать правила движения, как надо вести себя на улице.
Слайд 232. Расставьте знаки препинания; составьте схемы, укажите вид подчинения, определите вид
придаточных.
1)Пока свободою горим
Пока сердца для чести живы
Мой друг Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.4
2)Когда я сказал что розы будут цвести все лето, если правильно срезать цветы дети были в восторге.
3)Хотя горы состоят из твердых каменных пород они все-таки постепенно разрушаются так что на месте прежних высоких гор теперь нередко находят низкие холмы и даже равнины.
Слайд 243. Конструирование СПП с несколькими придаточными
Задание: из данных предложений, используя союзы
и союзные слова, образуйте сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Запишите их, расставьте знаки препинания.
1. Уже совсем стемнело. Мы, наконец, пришли на берег озера. Вблизи стояло несколько копен недавно скошенного сена.
2. Наступил октябрь. Установились тёплые дни. Такие дни
бывают только летом.
Работа по тексту
(Задание С1.-сжатое изложение)
(ГИА по русскому языку).
Слайд 26С1
1. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки
газеты, чтобы узнать все, чем живёт наша страна, наша планета.
2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты.
Словарный запас слов русского языка очень богат и насыщен. Это достояние и сокровище нашего народа.
Прав был Владимир Луговской, когда он сказал : «Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».
-Определите стиль текста.
- Определите тип текста.
- Сколько микротем в тексте?
-Какая проблема затрагивается в тексте?
-Основная мысль текста?
Найдите номера СПП с несколькими придаточными.
Слайд 27Оценка учебно-познавательной деятельности (тестирование)
Слайд 28Оценка учебно-познавательной деятельности
ФИ
Задания
1.
2.
3.
4.
Слайд 29Рефлексия. Итог
Что показалось вам наиболее интересным?
Какие задания вызвали затруднение?
Достигли ли мы
цели? Все ли задачи реализованы?
Оцените, насколько качественно вы потрудились на уроке
(«отлично», «хорошо»; «удовлетворительно»;
«неудовлетворительно»).