Слайд 1Специфика работы с учащимися основной школы с ТНР на уроках развития
речи
МБОУ «Школа – интернат № 22»
Казакова С. И., учитель русского языка и литературы
Слайд 2Урок развития речи
Задачи : формирование мотивации (коммуникативной потребности ) к овладению
и пользованию различными речевыми средствами и формирование мышления.
Слайд 3Приемы работы
Редактирование текста :
Оказал помощь
Однажды случилась беда с березой. Треснула
и прижалась к земле большая ветка березы. Вскоре под тонкой кожицей появились личинки. Они постепенно точили древесину . Береза на глазах стала гибнуть. На помощь ей пришел из лесу дятел. Дятел стал на березу обследовать своим крепким клювом , словно врач. Шаг за шагом дятел осмотрел большой сук , избавил его от недуга. Вскоре береза заметно помолодела, освежилась. Рана затянулась.
Слайд 4Деформированный текст
Согрело солнышко сосульку. (Что делала?)….она (какими?)… слезами. (Что сделали ?)…капельки
на солнце. Засветились (какими ?) …, …, … огоньками. (Что сделали?) … они ручейками. Воробьи искупались (в каком?)ручейке и (что сделали?)… по - весеннему (как?) … . Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь нее и (что сделал?)… . Все кругом изменилось: (что сделало?) …, …, … (какими?) … огнями. Весь мир (что сделала?) … и …(какая?) … капля.
Слайд 5«Мозаика»
Буран
Земля, воздух, небо превратились в пучину снежной пыли. Она больно слепила
глаза. Буран свирепел час от часу. Он свистел, стонал, ревел, душил все, что ему попадалось. Глубокие овраги делались высокими буграми.
Но вот утих ветер. Улеглись снега. Степь имела вид обледеневшего моря. Выкатилось солнце. Его лучи заиграли на волнистых снегах.
Белая туча обтянула весь горизонт. Поднялся ветер. Он взрывал снеговые степи. Все слилось, смешалось. Начался буран.
По С . Аксакову
Слайд 6«Снежный ком»
Первый ученик сочиняет фразу, которая является началом повествования, второй ученик
повторяет максимально близко сказанное его предшественником и говорит свою фразу и т. д.
Слайд 7«Самый длинный рассказ»
Составить текст, где каждое предложение начинается с одной буквы
алфавита или с последней буквы предыдущего предложения и т. д.
Слайд 8Составление плана
Вопросный
Цитатный
Тезисный
Слайд 9«Выбор местоимения»
Теленок пасся на лугу .Он был такой красивый!
На березах сидят
снегири . Они занесены снегом.
Небо освещалось заревом . Оно горело и пылало.
По реке плывет лодка. Она тихая и светлая.
Люба кормила кошку рыбой. Она ее любила.
Слайд 10«Творческое списывание»
Жил – был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил)
он своего брата (маленького, меньшого) в соседнем селе навестить . День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван (устал, утомился). Сел он под березку, лапти свои (скинул, снял). Сидит Иван (ест, закусывает) хлеб. Достал он кувшин, решил (воды, водицы)испить. Вот видит, по зеленой (траве, травушке) ползает жук.
Слайд 11
Сочинение по данному началу
Сочинение по опорным словам
Слайд 12Свободный диктант
Тексты несложные по содержанию, но легко распадающиеся на логически законченные
части.
Тексты, решающие ряд воспитательных задач.
Тексты, содержащие слова с изученной орфограммой.
Слайд 13Методика проведения свободного диктанта
Барсук лечит нос
Мы осторожно пробрались в чащу леса
, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.
Около пня стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня обожженный нос. Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос.
Вокруг него бегал и фыркал другой, маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.
Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.
Через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой стрекоз. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.
( К. Паустовский.)
Слайд 14
Вступительное слово
Прочтение текста учителем
Работа по определению стиля и типа речи
(чтение текста детьми по себя)
Работа по содержанию, лексическая работа:
Какие слова в тексте вам непонятны?
Какое лексическое значение имеет слово вереск?
Как барсук лечил свой нос?
Какими глазами смотрел барсук на людей?
Что значит выражение «холодил свой нос»? Подберите синоним к слову «холодил».
Что значит выражение « лягался задними лапами»? Каким словом можно заменить слово «лягался»?
Слайд 15 Работа по объяснению орфограмм:
барсучок ,тянуло , расковырял , несчастный,
волновался , стонал , помахал , шершавым языком .
Словарная работа (запись на доске ):
барсук , вереск , йод, обожженный нос, лягался.
Чтение детьми текста вслух по частям и пересказ со зрительной опорой.
Текст не читается целиком, учитель диктует каждую часть рассказа 2 раза, затем дети пишут, как запомнили.
Слайд 16Систематическое проведение свободных диктантов помогает преодолеть основной недостаток ученических изложений: неполноту
и непоследовательность передачи содержания.