Слайд 1
Раздел
«Говорение»
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Слайд 2Цели и задачи проведения устной части ГИА по русскому языку:
Целью введения
устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении.
Слайд 4Общие подходы к разработке заданий для раздела «Говорение» в ГИА по
русскому языку
Компетентностный подход
Интегрированный подход
Коммуникативно-деятельностный подход
Когнитивный подход
Личностный подход
Слайд 5Зачем нужна устная часть?
не достаточный уровень преподавания
переход к письменным формам контроля
знаний
снижение количества читающих детей
Слайд 32Формат проведения устного экзамена
Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на
подготовку) – 15 минут.
Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.
Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».
Общее количество баллов за всю работу – 19 баллов.
Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.
Слайд 33Для успешной сдачи экзамен по разговорному русскому потребуется:
умение выразительно читать тексты
различных стилей;
хорошее владение литературной речью;
использование базовых понятий ораторского искусства;
умение обходиться без слов-паразитов;
способность быстро и четко формулировать свои мысли;
аргументируя свое мнение, оперировать фактами из разных предметных областей.
Слайд 36
Формат проведения устного экзамена:
Устная часть по русскому языку будет состоять из
четырех заданий.
Задание 1 – чтение небольшого текста вслух. Тексты для чтения будут содержать информацию о выдающихся людях прошлого и современности. Время на подготовку – 2 минуты.
Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты) Время на подготовку – 1 минута.
Выполняя задание 3, необходимо построить связное монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план. Время на подготовку – 1 минута.
Задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником. Время на подготовку - без подготовки. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса.
Слайд 39Партитура текста
| || - паузы
логические ударения
«трудные места»
Слайд 43Особенности задания 1 (чтение текста вслух)
контролируются навыки техники осмысленного чтения: проверяется
понимание экзаменуемым содержание читаемого, которое проявляется в оформлении фонетической стороны устной речи, темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, словесное ударение, повышение-понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических и грамматических норм, отсутствии искажений слов;
проверяются умения учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и термины;
текст содержит сложную грамматическую единицу – имя числительное, которое представлено в цифровой форме записи и использовано в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять.
На подготовку к заданию отводится 2 минуты. При подготовке экзаменуемый имеет право делать графические пометы, вести краткие записи (подчёркивать трудные слова и выражения) в КИМ.
Слайд 44Пересказ текста
читаю текст про себя, осмысливаю содержание,
выделяю ключи
читаю цитату, определяю её место в тексте, подбираю слова для ввода цитаты в текст
нахожу главную и второстепенную информацию
исключаю или обобщаю второстепенную информацию
пересказываю текст
Для ввода цитаты: Как сказал известный учёный…
По этому поводу поэт … произнёс…, Высоко оценил талант… писатель…
Слайд 45Критерии оценивания выполнения заданий устной части (пересказ текста с включением приведённого
высказывания)
Слайд 46Критерии оценивания правильности речи (соблюдение грамматических, орфоэпических норм)
за выполнение заданий
1 и 2 (Р1)
Слайд 47Особенности пересказа
Пересказ – связное изложение прочитанного текста.
Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Объём задания для чтения на экзамене составляет 170-180 слов, поэтому во втором задании учащимся будет предложено пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное высказывание.
При подготовке к заданию экзаменуемый должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно.
Пересказ и включённое в него задание должны составлять цельный текст.
Высказывание должно быть введено любым из способов цитирования.
Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание.
Время на подготовку составляет 1 минуту.
Учащийся, выполняя задание 1, уже обращался к данному тексту, работал с его содержанием, поэтому при подготовке к пересказу должен сосредоточиться на анализе высказывания и включении его в свой текст.
Слайд 48Монологическое высказывание
не связано с заданиями 1 и 2: необходимо выбрать одну
из предложенных тем
Слайд 49Тема 1. ПРАЗДНИК (на основе описания фотографии)
Опишите фотографию. Не забудьте описать
место и время проведения праздника
событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник
присутствующих на празднике
общую атмосферу праздника и настроение участников
Слайд 50Приложение.
Карточка собеседника-экзаменатора
Какие праздники Вам нравятся больше и почему (домашние,
школьные, праздники в кругу друзей)?
Когда можно сказать, что праздник удался?
Вы больше любите праздник или подготовку к нему и почему?
Слайд 51Критерии оценивания монологического высказывания (М)
Слайд 53Тема 2. ПОХОД (ЭКСКУРСИЯ)
Расскажите о том, как Вы ходили в поход
(на экскурсию)
Не забудьте рассказать
куда и когда Вы ходили
с кем Вы ходили
как Вы готовились
почему Вам запомнилось это событие
Слайд 54Приложение.
Карточка собеседника-экзаменатора
Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?
Что
бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)?
Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)?
Слайд 55Критерии оценивания монологического высказывания (М)
Слайд 57Тема 3. МОДА
Всегда ли нужно следовать моде?
Не забудьте дать ответы на
вопросы:
что значит следовать моде?
для Вас важно следовать моде?
следовать моде можно только в одежде?
как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?
Слайд 58ПРИЛОЖЕНИЕ.
Карточка собеседника-экзаменатора
Что означает, по Вашему мнению, слово «модный»?
Вы
слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?
Приведите пример отрицательного влияния моды?
Слайд 59Критерии оценивания монологического высказывания (М)
Слайд 61Критерии оценивания правильности речи
за выполнение 3 и 4 задания