Презентация, доклад на тему Современный подход к школьному анализу художественного произведения. Авторская позиция и приемы ее выявления

Содержание

Авторская позиция в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»Сколько миров представлено в романе? Есть ли между ними связь и в чём она выражается?

Слайд 1Современный подход к школьному анализу художественного произведения
Авторская позиция и приемы ее

выявления
(на примере анализа романа М. А. Булгакова
«Мастер и Маргарита»)

Подготовила: С. А. Вдович – руководитель ШМО русского языка и литературы






2011

Современный подход к школьному анализу художественного произведенияАвторская позиция и приемы ее выявления (на примере анализа романа М.

Слайд 2Авторская позиция в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Сколько миров

представлено в романе?
Есть ли между ними связь и в чём она выражается?
Авторская позиция в романе  М. А. Булгакова  «Мастер и Маргарита»Сколько миров представлено в романе? Есть

Слайд 3Три сюжетные линии
Обычно видят три главных сюжета: исторический ("ершалаимский"), сатирический (Воланд

и советская Москва), лирический (линия Мастера и Маргариты).
Это удобный путь для формально-филологических изысканий (каждая линия имеет свои традиции, а их соединение делает роман неповторимо своеобразным).
Однако мы ищем ответы на вопросы, касающиеся авторской позиции, а потому оставим эти изыскания.
Три сюжетные линииОбычно видят три главных сюжета: исторический (

Слайд 4Автономные миры
Обычно вначале называются только два автономных мира: Мocквa и Ершалаим.


- В обоих случаях описаны события Страстной недели.
- В обоих случаях разворачивается трагедия, причиной которой являются человеческие пороки: жадность, зависть, предательство, трусость...
- В обоих случаях жертвой оказывается человек, стремившийся принести в этот мир проповедь добра.
Автономные мирыОбычно вначале называются только два автономных мира: Мocквa и Ершалаим. - В обоих случаях описаны события

Слайд 5Автономные миры
Обычно все замечают дерзкое сопоставление: Иешуа-Мастер. Считать его кощунственным, на

наш взгляд, нет никаких оснований: евангельский "сюжет" применим к любой эпохе и к любому человеку. Каждому, кто последует за Христом, "гарантированы" свой крест и своя боль от столкновения с неправдой мира сего.
Увиденная нами аналогия даёт возможность говорить о том, что судьба честного человека, в частности художника, в тоталитарном государстве не новость в этом мире .

Автономные мирыОбычно все замечают дерзкое сопоставление: Иешуа-Мастер. Считать его кощунственным, на наш взгляд, нет никаких оснований: евангельский

Слайд 6Автономные миры
Также в "романе о Пилате" показан переломный момент в истории

человечества: начало христианской эпохи.
Следует ли отсюда, что в Москве мы тоже видим некий ключевой момент в истории человечества? И вообще ­ зачем явился в Москву Воланд? И почему именно в Москву?
На последний вопрос ответить проще всего: в Москве большинство граждан (по словам Берлиоза) сознательно отказались от веры в Бога.
Автономные мирыТакже в

Слайд 7Система образов
Продолжая разговор о "мирах" в романе, вглядимся в систему образов.


Давно замечено, что в романе происходит своего рода "умножение" героев, выполняющих одну и ту же функцию - но в разных мирах.
Особенно заметно это свойство романа в портретах тех, кто претендует на верховную власть. Ходит в плаще, окружён свитой, говорит по-латыни не только Понтий Пилат.
В московских главах на роль владыки претендуют Воланд и профессор Стравинский, чьё сходство с Пилатом поражает Ивана Бездомного.
Какой смысл вложил в это сходство автор?

Система образовПродолжая разговор о

Слайд 8«Жизненные пространства":
Москва Массолита, советской бюрократии; сугубо сатирически изображённая московская псевдоинтеллигентная

"чернь", враждебная Мастеру;
Москва театральная (Варьете);
Москва Мастера и Маргариты, их лирическое пространство, "выгороженное" в Москве советской;
квартира № 50 - пространство, оккупированное нечистой силой;
клиника профессора Стравинского - приют безумцев.

«Жизненные пространства

Слайд 9«Жизненные пространства":
В Ершалаиме правит Пилат; в квартире № 50 -

Воланд; в клинике для душевнобольных - профессор, так похожий на Пилата.
- А кто правит в Москве, где живут и Мастер, и его враги?
В Москве правит Сталин, которому Булгаков (в безумной надежде) собирался "подать" свой роман, чтобы получить разрешение на публикацию.

«Жизненные пространства

Слайд 10Обладает ли Иешуа какой-то реальной силой и властью?
Как ни странно, да.

Он совершает чудо исцеления (так же просто и незаметно, как совершались все евангельские чудеса). И он говорит Пилату буквально то же, что ему было сказано в настоящем Евангелии: у тебя (игемон) нет власти над жизнью и смертью - она у Моего Небесного Отца (Ин. 18,36).
Однако создаётся впечатление, что бродячий философ очень старается выглядеть просто слабым человеком.
Обладает ли Иешуа какой-то реальной силой и властью? Как ни странно, да. Он совершает чудо исцеления (так

Слайд 11Почему всем троим - Иешуа Га-Ноцри, Мастеру, Булгакову - важно, чтобы

в этом герое видели обычного человека?

Или можно спросить иначе: только ли к Сталину обращён роман о Понтии Пилате и его странных отношениях с человеком, арестованным по политическому доносу?
Ответ очевиден: конечно, нет.
Роман обращён к тем самым "сознательным безбожникам", которые в 30-е годы жили в нашей стране (иначе стоило ли добиваться публикации?).

Почему всем троим - Иешуа Га-Ноцри, Мастеру, Булгакову - важно, чтобы в этом герое видели обычного человека?

Слайд 12Идёт ли в романе речь о любви к Богу?
Нет. Речь

идёт о любви к человеку (хотя - если следовать логике Священного Писания - это очень тесно связанные вещи: "возлюбить Бога" и "возлюбить ближнего"). О сугубо человеческих отношениях.

Идёт ли в романе речь о любви к Богу? Нет. Речь идёт о любви к человеку (хотя

Слайд 13Почему Мастер так подчёркивает, что это роман о Понтии Пилате?
Да

потому, что именно нравственный выбор Пилата - его главная тема (как и положено в романе).
Почему Мастер так подчёркивает, что это роман о Понтии Пилате? Да потому, что именно нравственный выбор Пилата

Слайд 14Между чем должен выбрать Пилат?
Между политической лояльностью по отношению к

кесарю (а вместе с ней и всеми земными благами) и совестью, а также той самой "просто" любовью к ближнему.
Между чем должен выбрать Пилат? Между политической лояльностью по отношению к кесарю (а вместе с ней и

Слайд 15Актуален ли был такой роман в 30-е годы ХХ века?
-

Да
ещё как ... Сколько зла творилось в те годы руками самых обыкновенных людей, и многие из них в глубине души могли быть добрыми, но боялись навлечь на себя страшный гнев государства.
Сказано ли об этом хоть что-нибудь в романе?
Да: трусость - "это самый страшный порок"


Актуален ли был такой роман  в 30-е годы ХХ века? - Да ещё как ... Сколько

Слайд 16Итак, мы убедились, что в романе речь идёт о нравственном выборе

и о сугубо человеческих отношениях. Перед многими современниками Булгакова такой выбор мог встать в любой день.

Итак, мы убедились, что в романе речь идёт о нравственном выборе и о сугубо человеческих отношениях. Перед

Слайд 17Почему нечистая сила выглядит такой симпатичной?
И действительно ли она "вечно

хочет зла и вечно совершает благо" (см. эпиграф к роману)?
Последнее утверждение совпадает с очень распространённым мнением, что добро и зло (как свет и тень) суть две неразрывные стороны бытия.
Почему нечистая сила выглядит такой симпатичной? И действительно ли она

Слайд 18- Кто в романе высказывает такую точку зрения?
Воланд в споре

с Левием Матвеем. Воланд оправдывает себя тем, что карает злых, а добру оставляет что-то вроде толстовского непротивления злу насилием. Но верить этому персонажу на слово рискованно ­ посмотрим на дела.
- Кто оказался жертвами Воланда и его свиты?
Грешники, "купившиеся" на посулы бесов или просто отвергшие защиту Бога.
- Кто в романе высказывает такую точку зрения? Воланд в споре с Левием Матвеем. Воланд оправдывает себя

Слайд 19Вернёмся к сопоставлению "миров".
- С каким эпизодами московской

жизни соотносятся "быт и правы" квартиры №50?
С "бытом и нравами" Массолита. Особенно заметны переклички между ужином "в Грибоедове" и балом у Сатаны.
- Что общего между "гостями" Воланда и привилегированной московской публикой?
Сосредоточенность на сугубо земных интересах (деньги, дача, квартира, еда, развлечения, интрижки ... )
- В чём между ними разница?
Мир Воланда выглядит и «честнее», и артистичнее в своём упоении земными благами. Мир Москвы убог и беден. (Вспомним совет, который Валанд даёт буфетчику насчёт того, как следует прожить остаток жизни.)

Вернёмся к сопоставлению

Слайд 20 - В самом ли деле Воланд готов "обеспечить" человечеству

земное счастье?
Ему это не нужно (достаточно вспомнить раздетых дамочек), к тому же он обманщик. "Счастье", которое он предлагает, - иллюзия, тень, прах, бумажки вместо денег и т.п.
- Какой же смысл вкладывает Булгаков в это сопоставление?
Вероятно, сатирический: оно всё-таки не в пользу Москвы. У советских граждан отобрали их духовное достояние, поманив посулами о земном коммунистическом рае, но взамен материальных благ граждане получили нищенски убогий быт. То, что домработница Наташа предпочла уйти в ведьмы, звучит как приговор советской жизни, а не как осуждение Наташи.

- В самом ли деле Воланд готов

Слайд 21Какие отношения у нечистой силы с советскими властями?
Воланд и его команда

никаких властей над собой не признают: над теми, кто пришёл их арестовывать, к примеру, они поиздевались всласть. Именно эти сцены, вероятно, делают булгаковских бесов особенно симпатичными в глазах наших читателей. Что ж, это очень сильный (хотя и во всех смыслах рискованный) сатирический ход.

Какие отношения у нечистой силы с советскими властями?Воланд и его команда никаких властей над собой не признают:

Слайд 22Много споров вызывает также оценка главных героев.
- Есть ли

у Мастера и Маргариты что-нибудь общее с московскими литературными -кругами?
Есть. Это вполне "земные" люди, с земною (и грешной) любовью, с умением ценить красивые и дорогие вещи (особенно это касается героини), с жаждой земной награды - славы - за талант и мастерство.
Много споров вызывает также оценка главных героев. - Есть ли у Мастера и Маргариты что-нибудь общее с

Слайд 23Что отличает их от деятелей Массолита?
То, что они честные и

"настоящие": Мастер действительно талантлив (в отличие от остальных "писателей"), его роман - действительно значительное "слово" , обращённое к совести общества (чем всегда была русская классическая литература), а Маргарита в самом деле его любит, хотя любовь эта и "беззаконна" , но автор всё-таки свою героиню не осуждает. А все блага она готова бросить ради своей любви.

Что отличает их от деятелей Массолита? То, что они честные и

Слайд 24Замечает ли внешний ,мир эту разницу?
Мир замечает Мастера, когда тот

предъявляет свой роман (Маргарита остаётся в тени) и обрушивается на него - и за талант, и за смысл его произведения. В главном Мастер оказался для них чужаком.

Замечает ли внешний ,мир эту разницу? Мир замечает Мастера, когда тот предъявляет свой роман (Маргарита остаётся в

Слайд 25Попробуем теперь сопоставить героев с миром "ершалаимского романа".
Об аналогии Мастер

- Иешуа мы уже говорили.
Есть ли у Маргариты в этом мире свой двойник?
Самый очевидный ответ - Левий Матвей. Оба они в своей любви и преданности идут на прямой бунт против Бога. Левий Матвей богохульствует, чтобы "свести" Божий гнев на себя и на Иешуа и тем оборвать его страдания. А Маргарита идёт на сделку с Воландом.

Попробуем теперь сопоставить героев с миром

Слайд 26 -Почему их за это не постигает кара?
Нельзя осуждать за

самоотверженную любовь.
- А можно ли назвать любовь Mapгариты и Левия Матвея возвышенной и идеальной?
Нет, как ни странно. Булгаков рисует как раз очень человеческие страсти. Оба героя не только пытаются спасти любимого человека, они ещё не прочь и отомстить.
Мстить хочет и Пилат - это неожиданно сближает его и с Левием Матвеем, и с Маргаритой. Все они пока ещё ничему у Иешуа не научились, их преданность при страстна и почти слепа (её, бывает, сравнивают с преданностью Банги Пилату, особенно когда речь идёт о загробной участи; таким образом, пес оказывается третьим "двойником" Маргариты).


-Почему их за это не постигает кара? Нельзя осуждать за самоотверженную любовь.  - А можно

Слайд 27Итак, Булгаков показал и Мастера, и Маргариту людьми вполне земными, грешными

и слабыми, но любящими, честными, живыми, что отличает их от московских антигероев, как муки совести отличают Пилата от других участников событий.
- Есть ли в ромаие герои более" высокие"?
Иешуа и Левий Матвей. Они равнодушны к земным соблазнам. Особенно заметно это в образе Левия Матвея.
Известно, что в первые века христианства цивилизованные язычники презрительно называли христианских проповедников "грязными" - за равнодушие к внешнему благообразию. Такими же странными и "неблагообразными" становятся переживший арест Мастер и потрясённый событиями на Патриарших Иванушка Бездомный ...
Итак, Булгаков показал и Мастера, и Маргариту людьми вполне земными, грешными и слабыми, но любящими, честными, живыми,

Слайд 28Почему Мастер заслужил «Не свет, а покой?»
Одни считают, что

Мастер не заслужил света, потому что отрёкся от своего пророческого романа (Е.Б. Скороспелова).
Другие ставят ему в вину сотрудничество с Воландом, хотя и отмечают, что оно не было следствием сознательного выбора (А.Кураев).
Третьи отмечают его крайнюю душевную опустошённость, неспособность подняться к свету.
Четвёртые просто рассуждают о качестве того "покоя", который ожидает Мастера в обществе Маргариты (и ценят его очень невысоко).

Почему  Мастер заслужил  «Не свет, а покой?» Одни считают, что Мастер не заслужил света, потому

Слайд 29Финал романа
В этом произведении рядом с "видимыми" персонажами присутству­ют "невидимые" и

неназванные, но при этом как раз наиболее реальные. Они выводят этот текст за пределы той игры, которой всегда в какой-то степени является литература, в саму жизнь.
Кроме двух, о которых уже шла речь, есть и третий - настоящий автор этой книги.
Если принять этот факт во внимание, зеркально умноженный финал романа будет выглядеть таким образом: Мастер написал свой роман, предъявил Воланду (этакому земному покровителю), но судил его Иешуа Га-Ноцри, и Мастер получил ту участь, в которую верил и о которой мечтал (можно припомнить и то, что говорил Воланд о посмертной участи голове барона Майгеля), - покой.
Финал романаВ этом произведении рядом с

Слайд 30Реальный автор написал роман, хотел подать его Сталину (понимая, что это

за персонаж), но прекрасно знал, что в любом случае предъявит своё произведение другому Судии и этого Суда ему не миновать ("Меня возьмут?. Кто меня возьмет?"). Поскольку Мастер внутри романа - это практически alter ego автора, Булгаков не мог назвать его (себя) достойным света. Просто молил о милосердии и хотя бы о покое. И всё же сумел сказать о своей тоске по свету.
Реальный автор написал роман, хотел подать его Сталину (понимая, что это за персонаж), но прекрасно знал, что

Слайд 31Есть ли в романе эта тоска по свету (по Богу)?
Есть.

Она показана в повторяющемся сне, который снится сначала Пилату, потом - Иванушке. В первый раз у читателя возникает сильнейшее желание присоединиться к странной прогулке Пилата и
Га-Ноцри по лунному лучу. Далее следует освобождение Пилата, но Мастер не присоединяется к героям - уходит в свой "покой".
Что бы ни говорил Воланд ("зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?" - но ведь Мастер не может себя проститъ ... ), роман по­настоящему заканчивается тем же сном и тою же тоской, устремлённостью души куда-то за грань видимого бытия, куда уводит Пилата странный философ.
Именно тайная устремлённость и неудовлетворённость души - самое последнее слово романа.
Важно и то, что видит этот последний сон Иван Бездомный.

Есть ли в романе эта тоска по свету  (по Богу)? Есть. Она показана в повторяющемся сне,

Слайд 32Иван Бездомный
Об этом герое также ведётся острая полемика: одни считают, что

он в самом деле стал учеником Мастера и "прозрел" (как это было в ранних вариантах романа), другие полагают, что его быстрая научная карьера свидетельствует против него.
Иван БездомныйОб этом герое также ведётся острая полемика: одни считают, что он в самом деле стал учеником

Слайд 33Сон
написан так, чтобы казаться обманчивым и "ничего не доказывающим".

Уже то, что Пилат и Га-Ноцри идут по лунному лучу, символично.
Правду в христианской поэтической традиции символизирует солнце (а Солнце Правды - одно из известнейших образных описаний Христа), луна же - светило обманчивое и лукавое. И воскресение Иешуа происходит всего лишь во сне, а не наяву ... Но роман заканчивается накануне Воскресенья и ни одной своею чёрточкой не пересекает эту принципиально важную грань.
Сон  написан так, чтобы казаться обманчивым и

Слайд 34Вопросы и задания для работы в группах
1. Какие факты из биографии

М.А. Булгакова и истории создания романа «Мастер И Маргарита» помогают в определении авторской позиции?
2. Какие относительно самостоятельные «миры» можно выделить в романе?
3. Против чего направлена сатира М.А. Булгакова в этом произведении?
4. Как связан замысел «романа о Пилате» с реальностью 30-х годов ХХ века?
5. В чем особенности художественного времени в «Мастере и Маргарите» ?
6. Как построена система образов в романе? Что показывает сопоставление героев из разных повествовательных «пластов»?
7. Что в романе, по-вашему, остается непонятным и загадочным?

Вопросы и задания для работы в группах 1. Какие факты из биографии М.А. Булгакова и истории создания

Слайд 35Литература:
О. В. Смирнова «От теории литературы – к практике школьного анализа

(методические разработки для 8-11 классов)». Дистанционный курс повышения квалификации. – М., Педагогический университет «Первое сентября», 2010, с.37-52.

Литература:О. В. Смирнова «От теории литературы – к практике школьного анализа (методические разработки для 8-11 классов)». Дистанционный

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть