Презентация, доклад на тему Современный подход к школьному анализу художественного произведения

Содержание

Определение конфликта Слово "конфликт" (лат.) означает "столкновение". В художественном произведении конфликт может выражаться по-разному. Как прямое столкновение героев. Пример: Гринёв и Швабрин («Капитанская дочка» А. С. Пушкина). Все их отношения после ссоры

Слайд 1 КОНФЛИКТ КАК ЯДРО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ




ПОДГОТОВИЛА: С. А. ВДОВИЧ –

РУКОВОДИТЕЛЬ ШМО РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


Современный подход к школьному анализу художественного произведения

КОНФЛИКТ КАК ЯДРО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ПОДГОТОВИЛА: С. А. ВДОВИЧ – РУКОВОДИТЕЛЬ ШМО РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫСовременный

Слайд 2Определение конфликта
Слово "конфликт" (лат.) означает "столкновение".
В художественном

произведении конфликт может выражаться по-разному.
Как прямое столкновение героев. Пример: Гринёв и Швабрин («Капитанская дочка» А. С. Пушкина).
Все их отношения после ссоры - серия прямых столкновений.
Определение конфликта Слово

Слайд 3Определение конфликта
Как некая противоположность, которую автор демонстрирует читателю. В конфликте Гринёва

и Швабрина есть и эта составляющая: Пушкин начал их сравнивать прежде, чем герои взялись за шпаги.
Другой пример конфликта-сопоставления - Гринёв и Пугачев. Эти герои друг другу симпатичны, но их взгляды и убеждения противоположны, и они находятся во враждебных лагерях.

Определение конфликтаКак некая противоположность, которую автор демонстрирует читателю. В конфликте Гринёва и Швабрина есть и эта составляющая:

Слайд 4Определение конфликта
Сопоставление и противоречие могут наблюдаться даже между теми героями, которые

разделены вpeменем или пространством.
Так Пугачёв сопоставлен с Екатериной II. Автор видит в них двух монархов (народного царя и дворянскую императрицу) и одновременно - двух самозванцев. Для Екатерины пугачёвщина - это тоже "Божий гнев" и казнь за свергнутого, а позже убитого Петра III, чьим именем назвался Пугачёв (став для неё своего рода призраком-мстителем).
Определение конфликтаСопоставление и противоречие могут наблюдаться даже между теми героями, которые разделены вpeменем или пространством. Так Пугачёв

Слайд 5«Участники» конфликта
"Сталкиваться" и порождать конфликт могут не только персонажи, но и

ситуации, предметы, детали, стuлu.
Так, гостеприимство бедных, но радушных Мироновых явно противопоставлено тому, как принял Гринёва в Оренбурге генерал. А официальный стиль, в котором Гринёв пытается обратиться к новому начальству, разбивается о домашнюю простоту Василисы Егоровны.
«Участники» конфликта

Слайд 6 Конфликт внутренний
Конфликт не всегда возникает между разными героями или предметами.


Довольно часто мы имеем дело с внутренним конфлuктом одного героя.
Пример: выбор, перед которым оказался Гринёв, получив в Оренбурге Машину записку. Он должен выбрать между двумя клятвами, двумя своими обязанностями: защищать государство (которому он присягнул) или спасать Машу.
Конфликт внутреннийКонфликт не всегда возникает между разными героями или предметами. Довольно часто мы имеем дело с

Слайд 7Главное, что должны уяснить ученики: конфликт в широком смысле - это

не только столкновение героев (поспорили, поссорились, подрались), это контраст, сопоставление, антитеза. И если понимать его именно так, то мы увидим, что конфликт - главная пружина действия и главный "распорядитель" внутри текста.

Главное, что должны уяснить ученики: конфликт в широком смысле - это не только столкновение героев (поспорили, поссорились,

Слайд 8Конфликт как ядро художественной проблематики
Конфликт (смысловая оппозиция), как некий диспетчер, организует

внутри произведения всё: и события, и героев, и детали, и стили, и смыслы. Он раскладывает их на те самые "бинарные оппозиции", которые так удобны и естественны для человеческого мышления.
Конфликт как ядро художественной проблематикиКонфликт (смысловая оппозиция), как некий диспетчер, организует внутри произведения всё: и события, и

Слайд 9Виды художественного конфликта
Если "высокое" сталкивается с "высоким" – это трагический конфликт

(внутренний разлад Гринёва - это именно трагический конфликт: ведь оба его долга равно высоки и праведны).
Если "низкое" сталкивается с "низким" - это комический конфликт (потасовка Скотинина с Митрофаном, поспоривших о Софье, точнее - о её приданом).
Если "высокое" ополчается против "низкого" - это конфликт героический (столкновение Гринёва со Швабриным).
Если "низкое", наоборот, пытается одолеть "высокое" - это конфликт сатирический (упрёки, которые госпожа Простакова бросает Софье: негоже, мол, приличной девушке уметь читать).
Виды художественного конфликтаЕсли

Слайд 10Отсутствие конфликта
Отсутствие конфликта - если оно подчёркнуто как некое состояние бытия

- называется идиллическим (таковы отношения в семье капитана Миронова, несмотря на ворчанье Василисы Егоровны).
Отсутствие конфликтаОтсутствие конфликта - если оно подчёркнуто как некое состояние бытия - называется идиллическим (таковы отношения в

Слайд 11Разрешение конфликта
В конфликте может победить одна из сторон, восторжествовать правда, которую

отстаивает один из героев (так Гринёв по всем статьям побеждает Швабрина).
Между сторонами происходит nримирение, потому что они обретают некую высшую правду, перечёркивающую их взаимные претензии (так мирятся в конце Монтекки и Капулетти, хоть поздно, но осознав преступную бессмысленность своей вражды).

Разрешение конфликтаВ конфликте может победить одна из сторон, восторжествовать правда, которую отстаивает один из героев (так Гринёв

Слайд 12Разрешение конфликта
Обе спорящие стороны терпят крах, и вновь побеждает некая высшая

истина (ни Скотинин, ни Митрофан Софью не получат: дядюшка Стародум выдаст её за Милона).
И наконец, иногда ни одна из сторон не может победить. За каждой из них останется неопровергнутая доля правды (обычно пополам с долей вины). Так завершается в «Капитанской дочке» конфликт-сопоставление Пугачёва и императрицы. Каждый из них по-своему виновен в страшном кровопролитии, затопившем страну, и каждому не отказано автором в доле величия.

Разрешение конфликтаОбе спорящие стороны терпят крах, и вновь побеждает некая высшая истина (ни Скотинин, ни Митрофан Софью

Слайд 13Трансформация конфликта
В одном произведении, как правило, сплетается множество мелких, частных

конфликтов. Все они управляются неким главным, общим конфликтом, который не всегда просто выявить.
Во-первых, нужно суметь увидеть его за множеством частностей.
Если взять, к примеру, «Метель», то за мелкими противоречиями между Марьей Гавриловной, её родителями и женихом встанет конфликт человеческой воли (страстного желания Владимира жениться на Маше) и судьбы, воплотившейся в нежданной метели.
А во-вторых, в значительных художественных произведениях конфликт имеет обыкновение по ходу дела меняться - трансформироваться. К примеру, в «Песне О купце Калашникове» частный конфликт между Кирибеевичем и Калашниковым превращается в столкновение правды (за которую стоит Калашников и которую видит народ) и неправды (за которую - Кирибеевич и царь).

Трансформация конфликта В одном произведении, как правило, сплетается множество мелких, частных конфликтов. Все они управляются неким главным,

Слайд 14 Вопросы и задания для работы в рабочих группах
1. Расскажите о

формах, которые может принять конфликт в литературных произведениях разных жанров.
2. Что такое «трансформация конфликта»? Назовите произведения из школьной программы, в которых она происходит.
3. В каких произведениях школьной программы, по вашему мнению, особенно сложно определить позиции (,конфликтующих» сторон?
4. Перечислите существующие в пушкинистике точки зрения на развязку главного конфликта в «Медном Всаднике». Какая из них, на ваш взгляд, является наиболее обоснованной?
5. В каких ещё произведениях А.С. Пушкина стихия становится полноправным действующим лицом? Покажите общее и различия в изображении стихии в «Медном Всаднике» и других произведениях А.С. Пушкина.
6. В каких произведениях школьной программы развязку конфликта можно назвать «трагической»? В каких «героической» ?

Вопросы и задания для  работы в рабочих группах 1. Расскажите о

Слайд 15Литература:
О. В. Смирнова «От теории литературы – к практике школьного анализа

(методические разработки для 8-11 классов)». Дистанционный курс повышения квалификации. – М., Педагогический университет «Первое сентября», 2010, с.4-20.
Литература:О. В. Смирнова «От теории литературы – к практике школьного анализа (методические разработки для 8-11 классов)». Дистанционный

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть