Слайд 1«Современный литературный процесс и изменение роли литературы в жизни общества»
Слайд 2 Современной литературой сегодня принято называть произведения, написанные с середины 50-х
годов до конца 90-х годов ХХ века, а также произведения «возвращенной литературы», литературы русского зарубежья и андеграунда. Произведения же последних лет характеризуют современную литературную ситуацию.
Современный литературный процесс
Слайд 3Направления в русской литературе 2-ой половины ХХ века:
Дереве́нская про́за — направление в
русской советской литературе 1960—1980-х годов, связанное с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни.
Слайд 4В 1970-е годы в российском искусстве возник концептуализм. Предшественниками его в
некоторой степени могут считаться в 1960-е годы были Вс. Некрасов, мэтрами в 1970-1980-е стали московские поэты
Д.А. Пригов и Л.Рубинштейн.
Слайд 5Литература 80-90-х годов:
Стали публиковать ранее запрещенные в Советском союзе произведения: роман
«Дети Арбата» А. Рыбакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Мы» Е.И. Замятина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына. В 90-е годы публикуются произведения Н.Берберовой, Б.Пильняка, дневников И.Бабеля и Г.Иванова, повестей В.Тендрякова, В.Войновича, С.Липкина, писем М.Булгакова, рассказов В.Шаламова.
В это время набирает силы постмодернистская литература, представителями которой являются Леонид Габышев, Людмила Петрушевская, Александр Кабаков, Евгений Попов. Отдельно следует отметить литературу русского андеграунда, одним из ярких представителей которой был Венедикт Ерофеев со своей повестью «Москва - Петушки».
Слайд 6Массовая литература как социальный феномен.
Массовой литературой обычно называют многочисленные разновидности словесности,
обращенной к предельно широкой, неспециализированной аудитории современников и реально функционирующей в “анонимных” кругах читателей. Рождение массовой литературы в начале 1990-х годов. Жанры массовой литературы:
- детектив. 1990-е гг.: Александра Маринина. 2000-е годы: Дарья Донцова и Борис Акунин.
- боевик (экшн): Александр Бушков, Виктор Доценко.
- триллер,фантастика. Зависимость массовой литературы от телесериалов.
Рост интереса к мемуарной литературе и другим формам non-fiction.
Новые тенденции в массовой литературе с 2005 года:
- «гламурная» литература. Оксана Робски.
- «антигламурная» литература. Сергей Минаев.
- романы-«расследования». Юлия Латынина.
- Подражания супербестселлерам.
«Постсоветская» литература.
Исчезновение «соцреализма» в начале 1990-х годов. Феномен «толстых» литературных журналов. Литература реалистической ориентации.
Писатели «среднего возраста»:
Дмитрий Быков. Романы «Оправдание», «Орфография», «Эвакуатор», «Ж.-Д.»; Ольга Славникова роман «2017»; Алексей Слаповский, романы «Качество жизни», «Они»; Людмила Улицкая. Роман «Даниэль Штайн, переводчик». «Новый реализм».
Слайд 72000-е годы Нынешние «нулевые» годы, как их обозвали в критике, дали
уже качественную подвижку и в нашей жизни, и в литературном процессе. «Новая волна» прозаиков, представлена такими именами как Алексей Варламов, Вера Галактионова, Вячеслав Дёгтев, Борис Евсеев, Алексей Иванов, Валерий Казаков, Юрий Козлов, Юрий Поляков, Михаил Попов, Лидия Сычёва, Евгений Шишкин и др. Понятие «реализм» стало нуждаться в полном пересмотре, как и остальные, привычные некогда литературные категории — и это очень важный момент. Ведь из-за неясности этих ориентиров и критериев литературно-критических возникает путаница и неясность в оценке отдельных произведений и их места в общем литературном процессе. Но как распознать подлинность, как отделить виртуозную подделку от настоящего?
Слайд 8«Что сейчас читают Россияне?»
Социологический опрос…
Первые социологические исследования литературы были приложением общих
социологических средств объяснения или описания к решению чисто литературоведческих задач. Так называемый социологический метод в литературоведении должен был компенсировать слабость причинных объяснений литературных фактов или явлений, привлекая данные о среде, в которой формировался и работал писатель, о ее влиянии на выбор им тематики, на особенности его творческой манеры.
Слайд 9Первая тройка писателей, которых наши жители считали бы лицами года в
области отечественной литературы, была сформирована из авторов детективов. Это Татьяна Устинова, Александра Маринина и Борис Акунин. Еще большей популярностью пользуются детективы Дарьи Донцовой. Она вышла на первое место.
Слайд 10 На вопрос «Читаете ли вы художественную литературу?» 62% респондентов ответили,
что читают достаточно регулярно. 23% сказали, что они читают редко, только 15% сказали, что вообще не читают. Детективы у нас читают 32% всего населения России. Дальше идет фантастика – 9%, приключенческая литература – 7%, поэзия – 4%, фэнтези – 2%, и разные другие жанры.
Как читают москвичи? Мы часто говорим, что в мегаполисах люди заняты. Но выяснилось, что москвичи тоже довольно часто читают литературу, в том числе художественную. 47% сказали, что свободное время тратят на чтение художественной литературы. Это хороший показатель. В среднем на покупку они тратят от 200 до 500 рублей.
Слайд 11По статистике, приведенной в 2005 году одной из десяти ведущих мировых компаний,
исследующих книжный рынок, ‑ NOP World - россияне перестали быть самой читающей нацией, уступив пальму первенства не только индийцам и китайцам, но и таиландцам, филиппинцам и египтянам. Исследование показало, что больше всех сейчас читают индийцы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю. У россиян этот показатель составляет 7 с небольшим часов при среднемировом в 6,5. Жителей России опережают также таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи.
Первая десятка самых читающих стран по количеству часов в неделю:
1. Индия ‑ 10,7 часа в неделю.
2. Таиланд ‑ 9,4 часа в неделю.
3. Китай ‑ 8,0 часов в неделю.
4. Филиппины ‑ 7,6 часа в неделю.
5. Египет ‑ 7,5 часа в неделю.
6. Чехия ‑ 7,4 часа в неделю.
7. Россия ‑ 7,1 часа в неделю.
8. Швеция ‑ 6,9 часа в неделю.
9. Франция ‑ 6,9 часа в неделю.
10.Венгрия ‑ 6,8 часа в неделю.
Падение интереса к чтению наблюдается не только у россиян - некогда самой читающей нации - но у американцев и англичан, которые не попали даже в десятку читающих стран.
Слайд 12Cогласно опросу, проведенному фондом "Общественное мнение" весной 2007 года, более или
менее регулярно что‑либо читают три четверти россиян. Каждый второй читает газеты (52% ответов), каждый третий - книги (35%), каждый четвертый - журналы (24%), а 2% - некие иные виды печатной продукции. Четвертая часть (24%) респондентов заявила, что ничего не читает. Обращаются к книгам 67% и - к журналам 40%, газеты 62% .И тех, кто считает себя читающим много, и тех, более 60% заявили, что стараются быть в курсе текущей информации. Среди много читающих россиян спросом пользуется художественная литература (59%), за которой идут легкое чтение на повседневные темы (мода, кулинария, обустройство быта, здоровый образ жизни и пр.) - 43% опрошенных. Кроме того, россияне читают литературу по специальности (35%), справочную и учебную литературу (28%), публикации на общественно‑политические и экономические темы (27%), научно‑популярные тексты (21%). Каждый десятый (10%) упомянул публикации на религиозную тему.
Слайд 13 Что они читают без нас?
Детское чтение в зеркале современных социологических
исследований
“Что читают нынешние дети?” Задают этот вопрос учителям, родителям, “Да ничего они не читают!” В голосе одних — раздражение, других — привычная скука, третьих — надежда “зацепить” и продолжить разговор на волнующую тему. Смена моделей чтения
Россия — самая читающая страна в мире.
(Из лозунгов советской эпохи)
В 2000 году Россия впервые приняла участие в международном исследовании знаний учащихся: по навыкам чтения наши школьники оказались на 28 месте среди 32 индустриально развитых стран.
(Данные PISA)
Социологи говорят: идёт процесс смены моделей чтения.
Прежняя модель детского чтения (её ещё называют “литературноцентристской”) просуществовала не менее века. Одна пятая опрошенных (исследование 2001 г.) тратила на чтение до получаса в день, треть — от получаса до часа, около 40% — больше часа (но эти любители — в основном младшие школьники; в десятом классе книгочеев остаётся только 17%).
На вопрос об отношении к чтению лишь 10% ответили: “Не люблю читать, ничего не читаю”, 27,6% выбрали ответ: “Нравится читать, много читаю”, чуть больше трети: “Люблю читать, но нет времени” и почти каждый третий: “Когда читаю, люблю почитать что-нибудь лёгкое, развлекательное”.
Слайд 14Результаты всероссийского исследования 2001–2002 годов представлены в следующей таблице.
Слайд 15Изменение роли литературы в жизни общества.
1. Для писателя очень важна
его творческая лаборатория, та атмосфера, в которой он находится. А для этого необходимо, чтобы литераторы имели возможность проводить дискуссии, общаться с критиками, имели возможность излагать свои взгляды и не только на литературу. И, конечно, главное для писателя чувствовать обратную связь с читателем. В недавнем прошлом, большую роль в этом играли «толстые» журналы. Они публиковали талантливых, начинающих писателей, в редакциях журналов проходили дискуссии о литературе, в них публиковались критические статьи, которые своим анализом, своим профессионализмом помогали становлению писателей. Нельзя сказать, что сегодня это отсутствует. Но серьезных дискуссий о проблемах литературы стало во много раз меньше. А «толстые» журналы едва выживают, выходя малыми тиражами. Если раньше «толстый» журнал – это был своего рода университет, через который проходили большинство ставших впоследствии известными писателей, сегодня отношение к литераторам, к «не постоянным» авторам журналов зачастую прохладное. «Толстые» журналы уже не первый год переживают экономический кризис и исходя из этого строят свою журнальную политику.
Слайд 162. Еще одна проблема, которая влияет на литературный, - сегодня в
России победила массовая культура, ее разновидность- попса. Как известно, высокая культура оперирует эмоциями, а массовая культура воздействует на инстинкты. Многие критики и писатели связывают падение интереса к книгам с развитием Интернета. И в этом доля истины есть - рождение в 1996 году литературного Интернета, когда во всемирной сети стали доступны многие литературные произведения безусловно дало многим людям возможность знакомиться с ними, не заходя в библиотеки или книжные магазины. Но вряд ли электронные версии полностью заменят напечатанные книги, которые обладают своей особой аурой в понимании произведений писателей и поэтов.
За последние десятилетия изменилась литература, и изменился читатель.
Слайд 17За последние десятилетия изменилась литература, и изменился читатель. Мы все чаще
стали говорить о деградации нашего общества, о том, что попса насаждает низменные инстинкты, проповедует примитивизм и моральное уродство… Далеко ходить не надо – наше телевидение с телесериалами «Дом-2» и «Школа», кинофильмы и книги , в которых искажается история, навязываются западные стереотипные, выдуманные , фальшивые стандарты. Вот почему, сегодня актуально звучат слова известного чешского писателя Милана Кундеры : «Первый шаг к ликвидации народа - это стирание памяти. Уничтожьте его книги, его культуру, его историю. Потом попросите кого-нибудь написать новые книги, сфабриковать новую культуру, его историю. Вскоре народ начнет забывать, кто он и кем был»
Слайд 18Проблемы и перспективы
В мире произошли и происходят радикальные изменения, заставляющие говорить
о постиндустриальном обществе, обществе всеобщей, или мультимедиальной, коммуникации, а применительно к культуре — о постмодерности (post-modernity). . Создается особый тип связи между текстами, их истолкования на метауровне (интерпретация интерпретации), пародийной игры, иронического дистанцирования в момент творческого взаимодействия и т. д.
Слайд 19Диада “литература/общество” парадоксальным образом трансформируется в диаду “чтение/общество”, а она, в
свою очередь, есть не что иное, как диада “письмо/общество”: общество при этом следует понимать на основе исторического подхода. Что касается будущего этой совокупности связей (литература-чтение-письмо-общество), то здесь стоит думать не столько о новых методах, которыми может нас снабдить “социологическая индустрия”, сколько о будущем обществе и о будущей литературе.
И заканчивая, я хотела бы вспомнить строки Бориса Пастернака:
-Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
-Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
В этих строчках сказано главное, что имеет прямое отношение к литературному процессу, как молодого, так и убеленного сединами писателя…