Слайд 1Советы
по написанию сочинения
Задание 26
Слайд 2Перед тем как приступить к сочинению, важно внимательно прочитать исходный текст
(очень часто его ошибочная трактовка возникает вследствие невнимательного чтения).
2. Идеально, если вы начнете все же с какого-либо вступления (1-2 предложения). Как правило – это рассуждение по теме текста. Вступление может содержать (или отражать): впечатления от первого прочтения текста эмоциональные состояния после прочтения, ассоциации, вызванные текстом, сведения об авторе, его творчестве и т. д.
!!! Мудрые советы
Слайд 33. Способы формулировки проблемы
В виде вопроса
1) Почему дети не думают
о необходимости выражения благодарности родителям? Нужно ли выражать свои чувства по отношению к родителям?
2) Что делает детство счастливой порой?
Назывное предложение
Проблема выражения благодарности к родителям.
Слайд 4!!! Типичные ошибки при формулировки проблемы
Слова «проблема» и «тема» не
являются синонимами , поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать вместо этого слова «тема»
Так начинать работу нельзя!
Автор данного текста затрагивает актуальную проблему . Это тема выражения чувства благодарности детей по отношению к своим родителям.
В тексте может быть несколько проблем. Нужно выбрать одну и работать с ней, а не формулировать все проблемы и в дальнейшем комментировать каждую .
Слайд 5
Речевые клише для формулировки проблемы:
В своём тексте писатель (автор,
публицист ФИО) … рассматривает проблему (поднимает, привлекает внимание к проблеме, выдвигает на всеобщее рассуждение…)
Текст писателя (публициста ФИО)… заставил меня задуматься над проблемой…
Слайд 64. Важно помнить о комментарии!!!
Комментарий должен осуществляться с опорой на
прочитанный текст.
Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Комментировать надо именно то, как автор понимает эту проблему.
Комментарий – не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
Слайд 7Речевые клише для введения текстуального комментария
Чтобы привлечь внимание читателей (автор,
писатель, публицист, ФИО)… рассказывает историю…, повествует о …, приводит факты…, на примере случая из жизни великого писателя (героя) … показывает…
Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, автор повествует о…
Особенно грустно(страшно), по мнению автора, что…
Слайд 8 5. Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме,
о которой он размышляет.
Если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на этот вопрос, поставленный в тексте. То, в чем автор видит решение проблемы.
Выявить позицию автора, значит, ответить на вопросы:
- Что хотел сказать автор читателям, создавая данный текст?
- Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
Слайд 9Речевые клише для формулировки позиции автора
Позиция автора текста выражена ясно
и раскрывается в следующем предложении:…
ФИО уверен (утверждает, считает), что…
Позиция автора текста довольно ясна.
Публициста ФИО волнует (беспокоит, тревожит, возмущает) то, что…
Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего?)… Он убеждён, что…
Позиция автора состоит в том, что…
Слайд 106. Формулирование собственного мнения.
Собственное мнение должно быть высказано корректно.
Ваше
мнение ни в коем случае не должно повторять то, что прозвучало в исходном тексте, даже простое развитие авторской мысли – еще не ваша собственная точка зрения.
Вспомните, что вы читали (слышали, знаете) об этой проблеме.
Слайд 11 Речевые клише своего мнения
Нельзя не согласиться с автором текста в
том, что
Я согласен с автором данного текста в том, что…
Я с интересом прочитал текст писателя ФИО. Автор помог мне увидеть проблему… с новой стороны.
Я согласен с автором данного текста и тоже считаю:…
Слайд 12 7. Аргументы – это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо
мысль.
Примеры из жизни, собственные наблюдения и выводы, пословицы, поговорки , афоризмы ( без объяснения) оцениваются одним баллом !!!!
ПРИМЕРЫ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ, НАУЧНОЙ (НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ оцениваются ДВУМЯ баллами.
ПОМНИТЕ!!!
Говоря о художественном тексте, недостаточно просто упомянуть автора и название произведения , необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые показывают связь этого художественного произведения с рассматриваемой проблемой.
Слайд 13!!! Помните важное правило аргументации:
аргументы надо приводить в системе, то
есть надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить. Обычно рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Помните, что конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.
Слайд 14Речевые клише для аргументации
Первый аргумент:
В этом убеждают нас и примеры из
русской классики. Вспомним роман ( повесть, рассказ, произведение)…
Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним…
Сразу вспомнился случай из моей собственной жизни.
В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие примеры.
Второй аргумент:
Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении…
В эпизоде… герой проявляет такие качества, как… / оказывается в ситуации жизненного выбора…
Судьба героя / сюжет произведения / размышления писателя заставляют задуматься над… / прийти к выводу о том, что…
Слайд 158. Заключение должно подвести итог рассуждения по поводу проблемы, поставленной автором
исходного текста
В заключение вышесказанного ещё раз подчеркну:..
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:…
Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте, и…
Слайд 16Сочинение по тексту А. Алексина «Некоторые, к моему изумлению, вспоминают свои
школьные годы с неприязнью…» (24 балла)
Какую роль играет учитель в жизни людей? Над этой проблемой предлагает задуматься Анатолий Алексин.
Писатель, вспоминая свои школьные годы, не может не рассказать о человеке, оставившем глубокий след в душах многих учеников. Это учительница литературы Мария Федоровна, уроки которой навсегда сохранились в его памяти. «То были не только уроки литературы, а и уроки гуманизма», - пишет автор, чтобы подчеркнуть, насколько значимы для ребенка «уроки доброты», полученные в детстве. С искренней благодарностью Алексин вспоминает «строгие, бесценные советы» Марии Федоровны, которая знакомилась с его первыми литературными опытами. Этот пример показывает, насколько важны для ребенка помощь и поддержка неравнодушного человека.
Слайд 17Таким образом, размышляя над проблемой, писатель приходит к следующему выводу: настоящий
учитель – это мудрый наставник и заботливый помощник, поддерживающий своих учеников.
Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что хороший учитель не только дает знания своим ученикам, но и заботится о них, учит добру и справедливости.
Подтверждением моей позиции может служить опыт настоящей художественной литературы. В произведениях русских писателей учитель изображен как человек долга, преданный своему делу, заботящийся о своих воспитанниках. Например, в рассказе В. Распутина «Уроки французского» мы видим учительницу иностранного языка, которая не смогла остаться равнодушной к судьбе голодного ребенка. Благодаря заботе Лидии Михайловны мальчик понял, что на свете есть доброта и отзывчивость.
Слайд 18Не осталась равнодушной к судьбе своих воспитанников и героиня повести А.
Лиханова «Благие намерения». Надежда Георгиевна работает воспитателем в школе-интернате в группе детей из детского дома. По ее предложению педсовет принял решение разрешить ребятам проводить выходные в семьях, которые готовы помочь школе в воспитании детей, оставшихся без родителей. Лиханов показывает, как боль и тревоги каждого воспитанника находят отклик в душе героини, всю свою жизнь посвятившей детям.
Итак, текст А. Алексина убеждает нас в то, что настоящий учитель всегда будет верным другом, добрым помощником и мудрым наставником для своих воспитанников.
Слайд 19
Какую роль играет учитель в жизни людей? Над этой проблемой предлагает
задуматься Анатолий Алексин.
Писатель, вспоминая свои школьные годы, не может не рассказать о человеке, оставившем глубокий след в душах многих учеников. Это учительница литературы Мария Федоровна, уроки которой навсегда сохранились в его памяти. «То были не только уроки литературы, а и уроки гуманизма», - пишет автор, чтобы подчеркнуть, насколько значимы для ребенка «уроки доброты», полученные в детстве. С искренней благодарностью Алексин вспоминает «строгие, бесценные советы» Марии Федоровны, которая знакомилась с его первыми литературными опытами. Этот пример показывает, насколько важны для ребенка помощь и поддержка неравнодушного человека.
Слайд 20Таким образом, размышляя над проблемой, писатель приходит к следующему выводу: настоящий
учитель – это мудрый наставник и заботливый помощник, поддерживающий своих учеников.
Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что хороший учитель не только дает знания своим ученикам, но и заботится о них, учит добру и справедливости.
Подтверждением моей позиции может служить опыт настоящей художественной литературы. В произведениях русских писателей учитель изображен как человек долга, преданный своему делу, заботящийся о своих воспитанниках. Например, в рассказе В. Распутина «Уроки французского» мы видим учительницу иностранного языка, которая не смогла остаться равнодушной к судьбе голодного ребенка. Благодаря заботе Лидии Михайловны мальчик понял, что на свете есть доброта и отзывчивость.
Слайд 21Не осталась равнодушной к судьбе своих воспитанников и героиня повести А.
Лиханова «Благие намерения». Надежда Георгиевна работает воспитателем в школе-интернате в группе детей из детского дома. По ее предложению педсовет принял решение разрешить ребятам проводить выходные в семьях, которые готовы помочь школе в воспитании детей, оставшихся без родителей. Лиханов показывает, как боль и тревоги каждого воспитанника находят отклик в душе героини, всю свою жизнь посвятившей детям.
Итак, текст А. Алексина убеждает нас в то, что настоящий учитель всегда будет верным другом, добрым помощником и мудрым наставником для своих воспитанников.