Презентация, доклад на тему Сопровождение к уроку Творчество А. Ахматовой. Обзор /11 класс/

Покорно мне воображенье…«De profundis. Мое поколение…»«Смуглый отрок бродил по аллеям…»«Высоко в небе облачко серело…»«Сероглазый король»«Сжала руки под тёмной вуалью»«Песня последней встречи»«Сероглазый король», «Как соломинкой пьёшь мою душу» «Ты куришь черную трубку…» («Все мы бражники тут…»)«Смятение» («Как велит

Слайд 1«Благородное зеркало» Анны Ахматовой

«Благородное зеркало» Анны Ахматовой

Слайд 2Покорно мне воображенье…
«De profundis. Мое поколение…»
«Смуглый отрок бродил по аллеям…»
«Высоко в небе

облачко серело…»
«Сероглазый король»
«Сжала руки под тёмной вуалью»
«Песня последней встречи»
«Сероглазый король», «Как соломинкой пьёшь мою душу»
«Ты куришь черную трубку…» («Все мы бражники тут…»)
«Смятение» («Как велит простая учтивость…»)
«Под навесом темной риги жарко…»
«Я научилась просто, мудро жить…»
«В ремешках пенал и книги были…»
«Я пришла к поэту в гости…»
«Нам свежесть слов и чувства простоту…»
«Ведь где-то есть простая жизнь и свет…»

«Мне голос был. Он звал утешно…»
«Не с теми я, кто бросил землю…»
«Смеркается, и в небе темно-синем…»
«Все расхищено, предано, продано…»
«Библейские стихи» (особенно «Лотова жена»)
«Тайны ремесла» 
«Воронеж»
«Я над ними склонюсь, как над чашей…»
«В сороковом году» («Когда погребают эпоху…»)
«Привольем пахнет дикий мед…»
«Приморский сонет»
«Комаровские наброски»
«Ива»
«Если все, кто помощи душевной…»
«В том доме было очень страшно жить…»
«Есть три эпохи у воспоминаний…»
«Родная земля» /учить наизусть/
«А комната, в которой я болею…»

Покорно мне воображенье…«De profundis. Мое поколение…»«Смуглый отрок бродил по аллеям…»«Высоко в небе облачко серело…»«Сероглазый король»«Сжала руки под тёмной

Слайд 3 Ахматова Анна Андреевна (1889

– 1966) 

Одесса
Царское Село /Мариинская гимназия/
Киев /Фундуклеевская гимназия; юридический факультет Высших женских курсов /. Публикация первого стихотворения Ахматовой в журнале "Сириус", издававшемся поэтом Н. Гумилёвым  в Париже /1907 г./. 
1911 – начинает регулярно печататься в московских и петербургских изданиях.
 1912 – выходит первый сборник стихов Ахматовой под названием  «Вечер» 
1914 – выходит второй сборник "Чётки», имевший большой успех и  до 1923 года переизданный 8 раз.
1917 – третий сборник "Белая стая«, в 21 году - «Подорожник»
1918–1923 – поэзия Ахматовой пользуется большим успехом.
1922 – выходит сборник "Anno Domini MCMXXI" ("В лето господне 1921"). Главной темой этой книги стала гибель Н.С.Гумилева. 

Ахматова Анна Андреевна (1889 – 1966)  ОдессаЦарское Село /Мариинская гимназия/Киев

Слайд 4 Ранняя лирика А. Ахматовой
Ранняя Ахматова – это камерные

стихи про любовь и творчество.
Любовная лирика Ахматовой, как правило, изображает чувство несбывшееся, безнадёжное.
Сама она потом была очень плохого мнения «о бедных стихах пустейшей девчонки».
Ее стихи признали сразу и везде.
Теория акмеизма, по словам самой Ахматовой, сложилась из наблюдений над ее стихами.

Ранняя лирика А. АхматовойРанняя Ахматова – это камерные стихи про любовь и творчество.Любовная лирика

Слайд 5 Ранняя лирика А.Ахматовой
Мастерство, с каким были созданы первые произведения,

сделало Анну Ахматову заметной фигурой на литературном Олимпе…
Ахматовой удалось создать универсальный женский характер. Лирическая героиня не является отражением личности автора, это лишь своего рода маска, которая персонифицирует ту или иную грань характера женщины, её души и судьбы.
В стихах Анны Ахматовой героиня многолика: она предстаёт то юной девушкой(«Молюсь оконному лучу»), то зрелой женщиной, страдающей от любви («Смятение», «Сколько просьб у любимой всегда…»), то неверной женой («Муж хлестал меня узорчатым…», «Я и плакала, и каялась…» и др.).
Размышляя о судьбе женщины-поэта, Анна Ахматова приходит к выводу, что судьба поэта несовместима с женским счастьем. Творчество требует полной самоотдачи, поэтому «муза-сестра» отбирает у лирической героини золотое кольцо — символ земного счастья…

Ранняя лирика А.АхматовойМастерство, с каким были созданы первые произведения, сделало Анну Ахматову заметной фигурой на

Слайд 6В годы Первой мировой войны Анна Ахматова разрушает стереотип, сложившийся у

её читателей: теперь поэт не замыкается в интимных переживаниях, о чём свидетельствует её поэтический сборник «Белая стая» (1917):
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
(«Молитва», 1915)

На появление этих стихов О. Мандельштам откликнулся так: «Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

В годы Первой мировой войны Анна Ахматова разрушает стереотип, сложившийся у её читателей: теперь поэт не замыкается

Слайд 7В отличие от многих собратьев по перу, эмигрировавших из России, Ахматова осталась

в стране, в «своём краю глухом и грешном».
В 1921 г. вышли в свет две её книги: «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI» («В лето господне 1921»), в которых звучат не только любовные, но и патриотические мотивы:

Мне голос был.
Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и
грешный,
Оставь Россию навсегда. 
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид». 
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
(«Когда в тоске
самоубийства»)

В отличие от многих собратьев по перу, эмигрировавших из России, Ахматова осталась в стране, в «своём краю глухом

Слайд 8Одна на скамье подсудимых Я скоро полвека сижу…
С середины 20-х гг. начинается

травля Ахматовой в печати, возникает негласное постановление о запрещении печатать ее стихи, и  имя Ахматовой исчезает со страниц книг и журналов.

1925–1936 – Ахматова не пишет стихов. Трагический образ этого времени выражен в поэме "Requiem" (1936-40), изданной в  Советском Союзе только в конце 80-х годов. 
Время от времени кое-где проходили вечера «памяти Ахматовой». Люди удивлялись, узнав, что она еще жива. В журнале РАППа «На боевом посту» ее символически изображали в виде опавшего листа под древом советской поэзии – с подписью «живой мертвец».


1940 – выходит сборник "Из шести книг". 
1941–май 1944 – живёт в эвакуации в Ташкенте. В эти годы создан цикл стихов о войне.
1946 –знаменитое постановление ЦК ВКПб о журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором творчество Ахматовой было подвергнуто жесточайшей идеологической критике, она опять отстранена от литературы.
1958 – выходит наконец следующая книга «Стихотворения»
В 1965 – последний сборник «Бег времени».


Одна на скамье подсудимых Я скоро полвека сижу…С середины 20-х гг. начинается травля Ахматовой в печати, возникает

Слайд 9«Мне ни к чему одические рати…» 
Поздняя Ахматова – это великий поэт

с мощным эпическим голосом. Причем она его даже не повышает: не кричит, не ораторствует (как Маяковский). Ее и так, вполголоса слышно.

«Мне ни к чему одические рати…» Поздняя Ахматова – это великий поэт с мощным эпическим голосом. Причем она

Слайд 10Художественное своеобразие

ахматовской лирики

Самые проницательные и интересные статьи о творчестве Ахматовой написаны в дореволюционной жизни / Валериан Чудовский, Николай Недоброво, Виктор Жирмунский/

– «Перводвижущая сила» ахматовских стихов – умение «видеть и любить человека» и выражать это в искусстве.
– Ей свойственна «струнная напряженность переживаний и безошибочная меткость острого их выражения».
– Она сумела показать красоту и возвышенный строй чувств людей своего поколения.
- Её путь – не расширение круга личных тем, а углубление в сущность души и жизненных явлений /Николай Недоброво/

Художественное своеобразие

Слайд 11Художественное своеобразие

ахматовской лирики

Установка на точное, предметное значение слова;
– логическая организованность композиции;
– эпиграмматичность словесной формулы /точность, логика и ясность формулировок/

Художественное своеобразие

Слайд 12Поэтика Ахматовой
Лирика Ахматовой очень сдержанна и лаконична в изобразительных средствах. Она

посвящена сильным чувствам, но эти чувства никогда не проявляются, как открытый эмоциональный всплеск.
Очень часто внутреннее состояние героини выражается у Ахматовой через внешние детали («закрытый психологизм», пушкинский и тургеневский): «Я на правую руку надела // Перчатку с левой руки». Если это слова, то в них подтекст во много раз превосходит прямой смысл сказанного («Не стой на ветру»).
Эта сдержанность речи не признает ни экзотики, ни бурного выражения страстей, ни «грандиозных метафор и истасканных тропов» (В. Жирмунский

Поэтика Ахматовой Лирика Ахматовой очень сдержанна и лаконична в изобразительных средствах. Она посвящена сильным чувствам, но эти

Слайд 13 Поэтика Ахматовой
Законченность,

отточенность формы у Ахматовой означает обычно либо эпиграмматичность («И если в дверь мою т постучишь, // Мне кажется, я даже не услышу»), либо оксюморон, парадокс («Ей весело грустить // Такой парадно обнаженной»).
Лирика ее почти всегда сюжетна, но сюжет обычно остается «за кадром», а в стихи выносится какой-то ключевой, переломный момент: осознание, объяснение, разлука.
Очень часто ее стихи выглядят как фрагмент, отрывок из какого-то большого текста: то ли из внутренней речи героини, скрытой от читателей, то ли из дневника, то ли из романа /за строками стихов остаются, можно сказать, целые романы, которые читатель угадывает сам…/
Сама интонации ее поэтической речи предельно естественна. В ней «разговорность простой, но изящной и остроумной беседы»…
Поэтика АхматовойЗаконченность, отточенность формы у Ахматовой означает обычно

Слайд 14Тема Родины в лирике Ахматовой
«Лотова жена» /про любовь к обреченному миру, про

невозможность отречься и отвернуться от родного Содома/.
«Воронеж»  /источник мужества – доверие к русской истории, то есть к народу, который способен выстоять и победить в эпохи тяжких испытаний/.
«Не с теми я, кто бросил землю…» /Чувство моральной правоты как будто сразу сделало ее голос сильнее и увереннее, говорит от лица своей несчастной, поруганной, бессловесной Родины/
цикл «Ветер войны»
«Родная земля» /подводя итог жизненного пути, А. пишет: главное, что удалось сохранить, – это родство со своею землей/

– Родина для Ахматовой – это в первую очередь русская культура. Кроме миссии быть голосом и совестью своей страны, Ахматова становится наследницей и хранительницей культуры, которую считала долгом донести и передать следующим поколениям.
Основа культуры для поэта – слово. /Об этом стихотворение «Мужество», «Наследница». Как и в «Воронеже», в стихах о наследстве звучат горькие мысли о том, что культуру сохранить удалось, а людей – нет. И потрясающее стихотворение «Все души милых на высоких звездах.// Как хорошо, что некого терять// И можно плакать…»).

Тема Родины в лирике Ахматовой«Лотова жена» /про любовь к обреченному миру, про невозможность отречься и отвернуться от родного

Слайд 15 Тема поэта и поэзии в лирике

Ахматовой

«Смуглый отрок бродил по аллеям». 
«Когда б вы знали, из какого сора…» «Наследница»
«Все души милых на высоких звездах…»
«Памятник» 
«Про стихи» 

При всей традиционности у Ахматовой есть свои, совершенно особенные повороты темы:
поэта и читателя связывает родство. Поэт – голос читателя…
поэзия у Ахматовой сродни природе и, как природа, неподвластна человеческим невзгодам («Многое еще, наверно, хочет…»)
каждый поэт, сказавший нетленное слово, приобщается к бессмертию. /«Памятник»/
А. утверждает, что в жизни нет непоэтичных тем /вслед за Пушкиным, Некрасовым : «Когда б вы знали, из какого сора…» /

Поэзия – один из источников силы, чтобы преодолеть тяжкий путь страны. И источник надежды.

Тема поэта и поэзии в лирике Ахматовой«Смуглый отрок бродил по аллеям». «Когда б

Слайд 16 Николай Недоброво
В стихах Ахматовой отразился очень высокий уровень душевной жизни.


«Лирика Ахматовой – это «благородное зеркало»
(если кто-то в нем отразился, это и признание его благородства, и требование благородства (нужно соответствовать своему образу)…

Николай Недоброво В стихах Ахматовой отразился очень высокий уровень душевной жизни.  «Лирика Ахматовой – это

Слайд 17Какое нам, в сущности, дело,
Что все превращается в прах,
Над сколькими

безднами пела
И в скольких жила
зеркалах…
Какое нам, в сущности, дело,Что все превращается в прах, Над сколькими безднами пела И в скольких жила

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть