Слайд 1Сочинение-рассуждение
Критерии оценивания
Структура сочинения
ЕГЭ по русскому языку 2018
Слайд 2
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий
два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны
Или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните
почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на
читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный
или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Задание 26
Слайд 3 «Критерии оценивания...»
За комментарий К2 вы можете получить 3 балла, а
за сочинение в целом — 24 балла.
Высший балл за К2 ставится при условии, что вы действительно опираетесь на исходный текст при комментировании проблемы. Формально это должно быть представлено в ваших сочинениях так: «Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы».
Слайд 5Структурный план сочинения
1. Вступление.
2. Формулировка одной из проблем, затронутых в
тексте
3. Комментарий этой проблеме + два примера-иллюстрации из прочитанного текста. (обязательно на основе прочитанного текста).
4. Авторская позиция по данной проблеме.
5. Собственное мнение (согласие или несогласие с авторской позицией).
6. Два аргумента (основываясь на читательский опыт).
7. Вывод (заключение).
Слайд 6Основа работы:
- проанализировать предложенный текст;
- выявить авторскую позицию по одной
из рассматриваемых в нём проблем;
- корректно и доказательно выразить собственное отношение к прочитанному.
Слайд 7Рекомендации к работе над сочинением
Оставьте для выполнения этой работы не менее
90 минут.
Проверьте на черновике количество слов (должно быть не менее 150).
Пишите разборчиво и аккуратно. Все неразборчивые написания не в пользу ученика!
Слайд 81) Формулировка проблемы
Способы формулировки проблемы
1. В виде вопроса (проблема и есть
вопрос, над которым рассуждает автор текста и который требует решения).
2. Сочетанием слова проблема с именем существительным, употреблённым в родительном падеже: проблема чего?
Слайд 9
2) Комментарий к сформулированной проблеме
Комментировать нужно выделенную вами проблему, а не
любую проблему текста.
Комментарий- это ваше понимание исходного текста, поиски важных микротем, раскрывающих проблему, это толкование текста, его расшифровка.
«Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста».
Слайд 10Что означает слово «примеры-иллюстрации» ?
В зависимости от текста примеры-иллюстрации могут
быть разными, а тексты, как вы знаете, весьма различны, это могут быть:
1) элементы цитирования,
2) ссылки на номера предложений,
3) сформулированная своими словами часть информации, содержащаяся в исходном тексте,
4) примеры героев или их изречений, если это художественный текст, включающий рассказ о каких-либо событиях.
Слайд 113) Позиция автора
Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме,
над которой он размышляет. Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:
1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?
2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
4) Формулирование собственного мнения.
Слайд 125) Доказательство собственной точки зрения
Аргумент – суждение, довод, приводимый пишущим в
доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.
Аргументы приводятся на основе:
Читательского опыта.
Жизненного опыта: примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей; поучительные события из жизни выдающихся личностей; события из жизни страны, общества;
Слайд 13Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными, доказывать ваше мнение.
В этой
части работы необходимо следовать правилам построения текста-рассуждения:
тезис (ваше мнение, которое вы должны обосновать);
аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения);
вывод (общий итог).
Слайд 14Рекомендации по предупреждению типичных ошибок, часто допускаемых при аргументации собственной точки
зрения:
каждый аргумент следует начинать с нового абзаца;
при обращении к литературному материалу следует не просто указать автора и название произведения, но и создать развёрнутое высказывание, подробно охарактеризовать сюжетную ситуацию (проанализировать поступки героев), с помощью которой создаётся доказательная база;
полемики с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес, иначе произойдёт снижение по критерию, регулирующему соблюдение этических норм.
Слайд 156) Заключение
должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором
исходного текста.
Слайд 16
(1) В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся:
откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь?» (2) Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (3) Звон упругой стали более не слышится нам в слове ЧЕСТЬ.
(4) Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6) И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести… Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью… Знал бы ты честь… После чести… Честь моя требует крови…».
(7) Дуэль! (8) Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10) Самое позднее — завтра утром. (11) Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12) Сплетник вынужден был осторожничать. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.
Слайд 17 (14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмысленная
гибель…
(16) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17) Да, «невольник чести», но ведь чести!
(18) За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19) Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20) Всё остальное им не нужно, всё остальное — неважно. (21) Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.
(По Д. Шеварову)
Слайд 18Сочинение.
Вступление. Может ли честь человека быть самым важным критерием его жизни?
Проблема.
В своем тексте Д. Шеваров поднимает проблему сохранения и защиты нравственного достоинства человека, его чести.
Комментирование проблемы. Автор неслучайно привлекает внимание читателя к событиям XIX века. Угроза быть быстро наказанным за дерзкое слово, некорректное поведение многих держала в узде. Д. Шеваров вспоминает трагические события из жизни А.С. Пушкина и считает, что великий поэт недаром отдал жизнь за защиту чести своей жены, своей семьи.
Позиция автора. Публицист не призывает нас к возвращению традиций ушедшего времени – к дуэли, но обращает внимание на необходимость бережно относиться к понятию чести и достоинства человека.
Собственное мнение. Я разделяю позицию автора. Каждого из нас не может не волновать отсутствие в наше время трепетного отношения к понятию чести. То, ради чего в XIX веке люди шли на дуэль, нередко погибая, теперь ценится не очень высоко. Для многих важным стало желание разбогатеть, а как – неважно.
Слайд 19Доказательства. Аргумент 1. Об этом неоднократно говорили русские писатели-классики. Вспомним повесть
А.С. Пушкина «Капитанская дочка», эпиграфом к которой является пословица: «Береги честь смолоду». Все герои произведения проходят через испытания, связанные с проверкой их чести и достоинства. Пётр Гринёв не присягает в минуту смертельной опасности Емельяну Пугачёву, оставаясь верным офицерскому долгу. Во время следствия не называет имя Маши Мироновой, не рассказывает о ней, боясь навредить её репутации, хотя это объяснило бы его присутствие в стане Пугачёва. Для героя душевный покой любимой девушки дороже собственной жизни. Он готов пойти на казнь или в Сибирь, лишь бы сохранить частное имя Маши.
Слайд 20Заботиться о сохранении чести и достоинства следует не только литературным героям,
но и обычным людям в их повседневной жизни. Ведь не может человек, потеряв честь и достоинство, чувствовать себя счастливо, гармонично в обществе, да и наедине с собой. Благородство души и чистота помыслов – понятия, бесценные для человека. Муки вины омрачили жизнь многим людям, поступившим бесчестно, и оказали пагубное влияние на репутацию их семьи.
Вывод. Хочется верить, что читатели, особенно юные, задумаются над проблемой, поднятой Д. Шеваровым, и поймут, насколько важно беречь честь смолоду.
Слайд 21(1)Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт
Zемфиры». (2) Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа». (3)Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется «Бiблiотека». (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют». (5)Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Аllигатор». (6) В смятении подходишь к окну, видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.
(7)Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям — вопрос непростой и неоднозначный. (8)Языковая стихия берёт из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.
Слайд 22(10)Англо- и иноязычными словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы
прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11)Но одно дело, когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (12)Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжкое.
(13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. (14)Им кажется: внимание потенциальных потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы. (15)Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание.
(16)Расчёт, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача? (17)На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное — становится банальным.
Слайд 23(18)Варианты Zемфира (равно как и ГЛЮК’OZA) И «Аllигатор» есть выпендрёж и
ненужное искажение письменной формы. (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка. (20) Великий и могучий Алфавит, подаренный
нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.
(21)Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит».
(По С. Казначееву)
Слайд 24Проблема бережного отношения к русскому языку, проблема развития и сохранения языка.
Комментарий:
Вопрос, волнующий автора, безусловно, актуален. В течение нескольких веков проблема развития и сохранения языка находится в центре внимания писателей, критиков, общественных деятелей - всех, кому небезразлична судьба родного языка, русской культуры, письменности.
С. Казначеев рассматривает данную проблему на примере вторжения в русские слова латинских и иных графических символов. Он приводит примеры присутствия чужеродных букв в обычных словах: «Аllигатор», кур$, Zемфира, бiблiотека и др.
Тема: русский язык
Идея (основная мысль): русский язык – достояние народа, его нужно беречь, сохранять.
Слайд 25Позиция автора понятна. Он считает, что «слепое» использование заимствований сегодня приводит
к искажению алфавита, порче языка, нарушению функционирования языка, утрате культурных традиций.