Слайд 1Кем-то придумано просто и мудро:
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро людям
и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.
Здравствуйте!
Слайд 3«Добрым людям
на загляденье!»
Слайд 4ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Кисть хохломская!
Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа
у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
В. Боков
Слайд 5Для чего служит декоративно – прикладное искусство?
ЭКСПОЗИЦИЯ
ВОПРОС!??
Слайд 6Развитие речи
Сочинение-рассказ о народном промысле
Слайд 7приобщение учащихся к национальной культуре России, к искусству народных промыслов как
связующему звену прошлого с настоящим, настоящего с будущим.
Цель урока:
Слайд 8предметные: ознакомиться с основными русскими народными промыслами. (Собирание материала к сочинению);
метапредметные:
обогащение и усложнение словарного запаса, формирование овладения обучающимися художественными образами, выразительными средствами языка;
личностные: способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к России, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству, воспитанию чувства любви к Родине и развитию интереса к предмету.
Задачи:
Слайд 12декоро (лат.) – «украшаю»;
декоративный (франц.) – «украшающий, служащий для убранства, для
красоты»;
прикладной – имеющее практическое назначение, применяемый в жизни.
СЛОВАРНО-ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА
Слайд 13Широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных
инструментов.
Этот традиционный вид промысла разнообразен творческими видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки.
Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д.
Обычно термин применим к вещам, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение.
(Википедия)
НАРОДНО - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ
Слайд 14Как же зарождались
эти промыслы?
Слайд 15
Виртуальное
путешествие по России
Слайд 17Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые! Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьётся и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они как золотые, А может, солнцем залитые.
Слайд 18ХОХЛОМА
На реке Узоле, в древних заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни
- Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино. Отсюда и ведет свою историю известный во всем мире хохломской промысел. В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов.
В документах есть упоминание о том, что в конце XVI и начале XVII века в Троице-Сергиевой лавре при торжественном приеме гостей им подносили деревянные ковши и кубки, украшенные золотом и киноварью. Киноварь с древности применялась в качестве красной краски.
Слайд 19КИ́НОВАРЬ (ж.р.) – минерал красного цвета сырьё для получения ртути, а
также краска из этого минерала
СЛОВАРНО-ЛЕКСИЧЕСКАЯ
РАБОТА
Слайд 20Хохломские изделия (посуда, шкатулки, ложки) считались хорошими подарками.
Хохлома представляет собой
декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону
Слайд 21При изготовлении деревянных ложек мастер брал определенной величины кусок дерева –
баклушу, разрубал ее на нужное количество кусков. Бить баклуши поручалось подмастерью, т.э. эта работа считалась легкой.
БИТЬ БАКЛУШИ
Слайд 22Самые трудные работы, в т.ч. и роспись, делали мастера, назывались они
ложкарями.
Ложки использовались и используются и как музыкальные инструменты.
Слайд 25Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном
поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о
гжели?
Слайд 26Первое упоминание о Гжели встречается в 1328 году. Повторяется в духовных
грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов. Гжель славилась своими глинами, добыча которых велась здесь с середины 17 века.
Гжельский промысел объединяет 27 деревень, станцию, поселок городского типа, село. Находится примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва – Муром – Казань. В настоящее время входит в Раменский район Московской области.
ГЖЕЛЬ
Слайд 27Гжель – это диковинные синие цветы, травы и листья на белой
керамике.
Узоры, выполненные легко кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами, придают сказочный вид вазам, кувшинам и прочим изделиям.
Слайд 30В любой порядочной избушке
Есть место дымковской игрушке! Какие чудные зверюшки! Лошадки, курочки, индюшки! У барыни на коромысле ведёрки синие повисли. А у другой румяной пышки под боком милые детишки!
Слайд 31ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Один из самых старинных промыслов Руси, который существует на
Вятской земле более четырёхсот лет. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля.
Слайд 32Для её производства используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким
коричневым речным песком.
Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла.
Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.
Слайд 33Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и
птицы расписные и барышни нарядные.
Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.
Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов.
Слайд 36Я в березовых поленьях
Слышу музыку любви И природы вдохновенье Из кусочка бересты . Припаду щекой румяной, Белой птицей воспарю... Она нежная, как мама В летнем сказочном раю . Душу светом озаряя, Упоительно звеня... Береста - она святая, В ней - загадка Бытия ! Сколько русского, родного В светлом образе берез, Теплота живого слова В серебристых каплях грёз...
Слайд 37БЕРЕСТА
Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества.
Береста привлекала
внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.
Слайд 38Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета.
Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста».
Слайд 39
Центры берестяной резьбы: Великий Устюг (Вологодская область), Семенов (Нижегородская область), Архангельская,
Томская области и Якутия
Основные изделия: корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения мёда и сметаны.
Слайд 40
Ту́ес, туесо́к — небольшой берестяной короб с крышкой.
СЛОВАРНО-ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА
Слайд 43 На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит. Но в руки ты её возьмёшь И в ней ещё одну найдёшь. А в той ещё… И вот уж в ряд Пять милых куколок стоят. Хоть роста разного, но всё же Все удивительно похожи. В нарядных сарафанах пёстрых Румяные матрёшки-сёстры. Была одна, а стало пять, Им больше некогда скучать! А наиграются подружки, И снова спрячутся друг в дружке.
Слайд 44Число вложенных кукол обычно от трёх и более.
обычно они
имеют форму в виде яйца с
плоским донцем и состоят из двух частей:
верхней и нижней.
МАТРЁШКА — русская деревянная игрушка в виде
расписной куклы, внутри которой находятся
подобные ей куклы меньшего размера.
Слайд 45По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке.
В наше
время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, семьи.
Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века в Подмосковье, в 70-км. От Москвы в городе Сергиев Посад.
Слайд 46ПРОИСХОЖДЕНИЕ
МАТРЁШКИ
Первая Матрёшка
(из 8 кукол)
Слайд 49Круглолицая девушка в платке и прикрытом передником сарафане, расписанная сочно и
ярко несложными цветами, листочками и точками. Используются 3–4 цвета: красный или оранжевый, жёлтый, зелёный и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.
Слайд 51Что нового узнали на этом уроке?
Что стало неожиданным?
Оцените материал, собранный
на уроке?
Что ещё нужно знать, чтобы написать сочинение-рассказ?
Рефлексия:
Слайд 53СОЧИНЕНИЕ –
это самостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися
своих мыслей на заданную тему.
Т.Ф.Ефре́мова
Слайд 54РАССКАЗ –
это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно
сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
Слайд 56СОЧИНЕНИЕ-ПОВЕСТВОВАНИЕ ОБЫЧНО ПИШЕТСЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СТИЛЕ РЕЧИ.
КАК НАПИСАТЬ РАССКАЗ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ
СТИЛЕ?
1 правило.
У любого события, о котором ты пишешь в рассказе, есть начало, развитие события и конец. Соблюдай последовательность!
О каком событии мы будем писать?
2 правило.
Действия развиваются не одновременно, а следуют одно за другим. Какая часть речи обозначает действие?
В рассказе должно быть много глаголов!
3 правило.
В рассказе должны быть действующие лица, они действуют.
Кто главный герой нашего произведения?
Слайд 58КАК ОЗАГЛАВИТЬ СОЧИНЕНИЕ?
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ВЫБОР ЗАГОЛОВКА?
Слайд 61РАБОТА СО ВСТУПЛЕНИЕМ
Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными
своими руками создавать и творить настоящую красоту. С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы быта.
Народные промыслы - одна из форм народного художественного творчества. Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы определённого народа. Мотивы и образы народного искусства веками сохраняются почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение.
Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходится сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов - дерева, металла, камня, глины- создавал он истинные произведения декоративно- прикладного искусства.
Задание:
запишите по памяти вступление к сочинению.
Слайд 62МЕТАФОРЫ:
ИЗДЕЛИЕ МОЖЕТ
ПЛЕНИТЬ…
ЭПИТЕТЫ К СЛОВАМ РИСУНОК, УЗОР, КРАСКИ, РОСПИСЬ.
СИНОНИМЫ
К СЛОВУ ХУДОЖНИК
ХУДОЖНИК СОЗДАЕТ,
(ДОПОЛНИТЬ
СИНОНИМИЧЕСКИЙ РЯД)
Подобрать художественные средства
НАРЕЧИЯ,
ДЛЯ ОПИСАНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ
1
2
3
4
5
Слайд 63Творческое практическое задание
«По следам мастеров»
Слайд 64Любое произведение ДПИ – это народное творчество, куда вкладывается все мастерство
и, конечно же, душа. Народное искусство – добрых рук мастерство добрым людям на загляденье!
Слайд 65ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Кисть хохломская!
Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа
у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
В. Боков
Почему именно эти строчки
я взяла эпиграфом?
Слайд 66Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что вам больше всего понравилось,
запомнилось?
Какие сложности могут возникнуть во время написания работы?
Рефлексия:
сочинение-рассказ по плану, используя собранный на уроке материал.
Домашнее задание