Презентация, доклад на тему Сочинение по личным впечатлениям

Содержание

Список литературыЗакожурникова М.Л. Сочинение и изложение в начальных классах [Текст] / М.Л. Закожурникова - М.: «Просвещение»,1964. – 100 с.Львов М.Р. Работа над сочинением в начальных классах : пособие для учителя [Текст] / М.Р. Львов – М:

Слайд 1 Сочинение по личным впечатлениям.

Сочинение по личным впечатлениям.

Слайд 2Список литературы
Закожурникова М.Л. Сочинение и изложение в начальных классах [Текст] /

М.Л. Закожурникова - М.: «Просвещение»,1964. – 100 с.
Львов М.Р. Работа над сочинением в начальных классах : пособие для учителя [Текст] / М.Р. Львов – М: «Просвещение», 1970 . – 160с.
Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития: пособие для учителей [Текст] / М.Р. Львов – М: «Просвещение», 1975. – 176 с.
Черноусова Н.С. Сочинения в начальных классах: пособие для учителя [Текст] / Н.С. Черноусова – М: «Просвещение», 1976. – 176 с.
Список литературыЗакожурникова М.Л. Сочинение и изложение в начальных классах [Текст] / М.Л. Закожурникова - М.: «Просвещение»,1964. –

Слайд 3Список литературы
Введение
Классификация сочинений
Сочинение по личным впечатлениям
Подготовка к сочинению
Этапы работы над

сочинением
Требования к работе над письменным сочинением
Сочинения по личным впечатлениям
Критерии анализа сочинений
Анализ сочинений

Содержание

Список литературы ВведениеКлассификация сочиненийСочинение по личным впечатлениямПодготовка к сочинениюЭтапы работы над сочинениемТребования к работе над письменным сочинениемСочинения

Слайд 4 Сочинение - это самостоятельная письменная

работа школьника, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений; это упражнение в развитии связной речи в построении текста; является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, развивает творческое воображение.

Сочинение - это самостоятельная письменная работа школьника, изложение им собственных мыслей,

Слайд 5задачи
1) Способствовать формированию речевых умений и навыков

задачи1) Способствовать формированию речевых умений и навыков

Слайд 6По характеру материала и по тематике:
сочинение сказок
сочинения на основе

прочитанного
сочинения по данной части
сочинения на литературные темы
сочинения по личным впечатлениям и наблюдениям
описание картины
литературное творчество
сочинения - миниатюры

Классификация сочинений

По характеру материала и по тематике: сочинение сказок сочинения на основе прочитанного сочинения по данной части сочинения

Слайд 7По типам текста:
повествование
описание


рассуждение По жанрам:
рассказ
сказка
диалог
очерк
статья
письмо
разговор
беседа
По типам текста:повествование      описание     рассуждение

Слайд 8По степени самостоятельности:
на заданную тему
на свободную тему
с длительной подготовкой или без

нее
По стилю:
художественный
публицистический
научный
официально-деловой
разговорный
обиходно-бытовой
По степени самостоятельности:на заданную темуна свободную темус длительной подготовкой или без нееПо стилю:художественныйпублицистическийнаучныйофициально-деловойразговорныйобиходно-бытовой

Слайд 9I Умения, связанные с темой сочинения:
- выбирать тему
- формулировать ее
- определять

ее границы
- выделять подтемы (микротемы)
- раскрывать ее
II Умения подчинять свое сочинение определенному замыслу:
- выражать свою мысль, позицию
- выражать свои эмоции

Группы умений коммуникативного метода

I Умения, связанные с темой сочинения:- выбирать тему- формулировать ее- определять ее границы- выделять подтемы (микротемы)- раскрывать

Слайд 10III Умения собирать накопленный материал:
- отбирать важное, главное и второстепенное в

соответствии с темой
- ставить цель и задачу
IV Умения составлять текст:
- записывать без ошибок
- делить его на абзацы, используя подготовленный материал, придерживаясь плана
III Умения собирать накопленный материал:- отбирать важное, главное и второстепенное в соответствии с темой- ставить цель и

Слайд 11V Умения в области языковой подготовки текста:
- подготавливать словарь в соответствии

с темой
- сочетания
- изобразительные средства
- составлять наброски, фрагменты текста
VI Умения составлять текст:
- записывать без ошибок
- делить его на абзацы, используя подготовленный материал, придерживаясь плана
V Умения в области языковой подготовки текста:- подготавливать словарь в соответствии с темой- сочетания- изобразительные средства- составлять

Слайд 12VII Умения совершенствовать написанное
- редактировать
- проверять орфографию, пунктуацию
- оценивать свой и

чужой текст с точки зрения перечисленных требований
VII Умения совершенствовать написанное- редактировать- проверять орфографию, пунктуацию- оценивать свой и чужой текст с точки зрения перечисленных

Слайд 13Накопление материала: наблюдение, экскурсии, походы, прогулки, труд, просмотр фильмов, спектаклей.
Отбор материала

в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия, систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.

Этапы работы над сочинением

Накопление материала: наблюдение, экскурсии, походы, прогулки, труд, просмотр фильмов, спектаклей.Отбор материала в соответствии с темой и замыслом

Слайд 14Словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование,

исправление ошибок самими учащимися, проверка.
Словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Слайд 16
Сочинение по личным впечатлениям

Сочинение по личным впечатлениям

Слайд 17Методика работы над сочинением

Методика работы над сочинением

Слайд 18
Подготовительная работа

Подготовительная работа

Слайд 19Мобилизировать свою память, использовать все подготовленное.
Рассчитать время, успеть написать намеченное, оставить

время на самопроверку и редактирование.
Подготовить письменные принадлежности, рассчитать симметричное расположение заглавия, плана, следить за почерком, каллиграфией, орфографией.
Стараться внутренне проговаривать составляемые предложения до их записи, в необходимых случаях делать аккуратные исправления.
Делить текст на абзацы, делая отступ – «красную строку».
Проверить самостоятельно написанное, в случае необходимости обращаться к учителю.

Требования к работе над письменным сочинением

Мобилизировать свою память, использовать все подготовленное.Рассчитать время, успеть написать намеченное, оставить время на самопроверку и редактирование.Подготовить письменные

Слайд 20 Чтобы помочь детям в редактировании, нужно

написать им краткие памятки.

Проверь!
Ясно ли передал свою мысль?
Нет ли повторов одинаковых слов,
оборотов речи?
3. Все ли слова употреблены удачно?
4. Проверь безударные гласные; все
трудные слова, знаки препинания.

Чтобы помочь детям в редактировании, нужно написать им краткие памятки.

Слайд 21Сочинения – миниатюры:
- продукт свободного творчества;
- тему

выбирает сам автор;
- учитель дает лишь общее направление, оказывает помощь
в языковом оформлении, особенно в орфографии;
- служит фоном для крупных сочинений и творческих
работ.
Описание картины:
- эти сочинения распространены в школьной практике;
- они удобны в организационном отношении, ценны в
психологическом;
- дает толчок для фантазии;
- картина – искусство, через нее школьник приобщается к
вершинам культуры.

Сочинения – миниатюры:  - продукт свободного творчества;  - тему выбирает сам автор;  - учитель

Слайд 22Сочинения на литературные темы:
- отзыв о прочитанной книге, об

отдельных произведения (стихотворение, сказка, рассказ)
- творчестве одного писателя
- о героях произведений литературы
- на обобщающую тему на основе нескольких произведений.
Сочинение сказок.
Дети рассказывают сказки, перестраивая сюжет, добавляя новые линии действия, новых персонажей, придумывая приключения.
Сочинения на литературные темы:  - отзыв о прочитанной книге, об отдельных произведения (стихотворение, сказка, рассказ)

Слайд 23Литературное творчество школьников.
В сочинении происходит акт самовыражения, существуют

следующие формы организации творческих работ типа сочинения:
- самостоятельное творчество дома (дневники, сочинение стихов, записи чего-либо интересного и т.д.;
- кружки, организуемые школой, детские клубы,
школьный театр, утренники, встречи и т.д.;
- различные конкурсы;
- выпуск газет, журналов детского творчества;
- конкурс загадок и т.д.
Литературное творчество школьников.   В сочинении происходит акт самовыражения, существуют следующие формы организации творческих работ типа

Слайд 24
Сочинения по личным впечатлениям.

Сочинения по личным впечатлениям.

Слайд 25 Эти сочинения строятся на непосредственно добытом, живом

знании: они могут быть и описаниями, и повествованиями, и рассуждениями и смешанными типами.
Это описания одного предмета, например, березы, дома, железнодорожного моста и т.д.
Сравнительные описания («Заяц и орел» Ушинского)
Рассказы о походе, экскурсии, путешествии на основе длительных наблюдений, а за частую и на опыте собственного труда – субботники.
Своеобразные отчеты о проделанной работе и рассуждения – «Лучшая профессия» или «Почему нельзя разорять птичьи гнезда».
Описание трудового процесса, напоминающее инструкцию: «Как охотники определяют, где север, где юг», «Как убирают улицы в городе зимой».
Эти сочинения строятся на непосредственно добытом, живом знании: они могут быть и описаниями,

Слайд 26 Сочинения этой группы могут быть и

художественными, и «деловыми». Иными словами, они могут обладать стилевыми различиями.
Так, сочинение «Береза» в «деловом» варианте содержит сведения о внешнем виде дерева, о строении кроны, о стволе, коре, ветках, листьях, цветах, семенах, о березовых рощах, об использовании этого дерева для пользы людей: березовая древесина используется в строительстве, из березовой коры делают туески для сбора ягод и т.д.
Такой вариант сочинения развивает точность выражения мысли, формирует систему знаний, расширяет выбор лексики; в целом – формирует научный стиль речи.
Сочинения этой группы могут быть и художественными, и «деловыми». Иными словами, они

Слайд 27 Эта же тема «Берёза» может быть

расширена и в эмоциональном, художественном плане: можно показать березу в зимнем уборе, в инее; весеннюю березовую рощу в кипении молодой листвы: «Идет, гудит зеленый шум». Рассказать о том, как она укрывает от палящего солнца. Но всего прекраснее береза в золотистом осеннем наряде. Береза – любимое дерево в народе, о ней пишут стихи, слагают песни, она украшает многие картины знаменитых художников…
Эта же тема «Берёза» может быть расширена и в эмоциональном, художественном плане:

Слайд 28 Данные критерии ориентированы на нормативы

культуры речи, относятся также к содержанию, авторской позиции, плану и композиции, выбору слов, синтаксису, связности текста, выразительности, правописанию.

Соответствие содержания теме, полнота ее раскрытия, на каком уровне возрастных возможностей выполнена работа, достоверен ли материал.
Логика построения, последовательность, обоснованность, аргументация, некие расхождения между планом и текстом, нет ли повторов или существенных пропусков, выделено ли главное, есть ли обобщения, выводы.


Критерии анализа сочинений

Данные критерии ориентированы на нормативы культуры речи, относятся также к содержанию,

Слайд 293. Тип речи, жанр, стиль: соотношение повествования, описания, рассуждения; коммуникативная целесообразность

выбора языковых средств, единство стиля; средства изобразительности.
4. Размеры сочинения: количество слов, предложений; абзацы.
5. Есть ли вступление, его оценка, тип, выполняет ли оно свою функцию; то же о заключении, концовке.
6. Характеристика построения: сюжет, действующие лица, как развивается действие; есть ли пейзажные зарисовки, есть ли юмор, диалоги.
7. Лексика: правильность выбора слов, точность их употребления, разнообразие синонимов, используются ли антонимы, экспрессивно-окрашенная лексика, есть ли фразеология, тропы.

3. Тип речи, жанр, стиль: соотношение повествования, описания, рассуждения; коммуникативная целесообразность выбора языковых средств, единство стиля; средства

Слайд 30Синтаксис: размеры и типы предложений, наличие сложных предложений, соотношение сочинительных и

подчинительных конструкций, разнообразие конструкций; глубина фразы.
Есть ли индивидуальные черты, если да, то как они выразились в содержании и в языке сочинения.
10. Есть ли элементы художественности, оригинальности; если да, то какие.
11. Орфографическая, пунктуационная грамотность; каллиграфия; есть ли речевые ошибки, какова степень их грубости и пр.


Синтаксис: размеры и типы предложений, наличие сложных предложений, соотношение сочинительных и  подчинительных конструкций, разнообразие конструкций; глубина

Слайд 31 Сочинение по личным впечатлениям

– хорошее воспитательное средство на прогулках, в походах. Во время экскурсий дети любуются красотой природы, лучше узнают свой край.
Этот вид сочинения служит задачам эстетического развития, помогает детям глубже осознать свои чувства и впечатления. Развивает художественный вкус, любовь к родной природе, к своему краю.

Анализ сочинений

Сочинение по личным впечатлениям – хорошее воспитательное средство на прогулках,

Слайд 32 Пример сочинения первоклассника,


написанного после похода в лес.
Вчера мы в лесу видели белочку. Она быстрая. Сидит на сосне и смотрит. Глазки у нее, как шарики. Потом она прыгнула. Мы побежали, но больше ее не увидели.
(29 слов, 7 предложений)

Пример сочинения первоклассника,

Слайд 33 В этом живом рассказе отразилась детская

пытливость, любознательность, любовь к природе. Ученик коротко, но, в основном, правильно описал зверька, который встретился ему, вероятно, впервые в жизни. Сочинение написано с увлечением, правильно.

В этом живом рассказе отразилась детская пытливость, любознательность, любовь к природе. Ученик

Слайд 34 Пример сочинения ученика

второго класса.

Поздняя осень.
Золотая осень уже давно кончилась. Все листья осыпались, деревья стоят голые. Ветер свистит в ветках. По ночам уже бывают морозы, утром на лужах стоит лед. Скворцы и грачи улетели на юг. На кустах появились птицы с красными грудками: это снегири. Люди ходят в теплых пальто и в рукавицах. Не за горами зима.
(46 слов. 9 предложений)
Пример сочинения ученика второго класса.Поздняя осень.

Слайд 35 Сочинение заслуживает одобрения. Отклонения от

темы нет, в сочинении рассказано о поздней осени. Точны отдельные наблюдения: лед на лужах, ветер свищет в голых ветках, появились снегири. Два сложных предложения, есть однородные члены предложения. Есть фразеологический оборот «не за горами», т.е. скоро. Лексических поворотов нет. Стиль речи близок к научному, но бедноват синтаксис и по объему текст средний.

Сочинение заслуживает одобрения. Отклонения от темы нет, в сочинении рассказано о

Слайд 36Коллективное составление сочинения по коллективно составленному плану и запись под руководством

учителя.
Сочинение по личным впечатлениям и наблюдениям ученика третьего класса.
«Как мы сделали гербарий».
Подготовительная беседа.
Какое задание на лето вы получили?
Какие растения вы собрали для гербария?
Как их засушили?
Какие сухие растения вы прикрепили к бумаге?

Коллективное составление сочинения по коллективно составленному плану и запись под руководством учителя.  Сочинение по личным впечатлениям

Слайд 372. Примерный план.

Задание на лето

собрать и засушить растения:
колокольчики, лютики, клевер;

2) Сбор растений отряхнула, осторожно
расправила, прикрепила;

3) Гербарий школе сделали гербарий

2. Примерный план.Задание на лето       собрать и засушить   растения:

Слайд 38Примерное сочинение.

Летом мы должны были

собрать и засушить растения для гербария. Я хотела собрать самые красивые луговые растения. Но вырвать их с корнем никак не могла. Тогда я пошла на луг с лопатой. И вот у меня в руках колокольчики, лютики и клевер. Я отряхнула с корней землю, осторожно расправила цветки и засушила. Потом прикрепила растения к листку бумаги и написала названия.
Первого сентября ребята принесли растения в школу. Из самых лучших мы сделали гербарий.
(64 слова. 10 предложений)
Примерное сочинение.      Летом мы должны были собрать и засушить растения для гербария.

Слайд 39 План составлен самостоятельно и сочинение

написано по этому плану.
Установлены смысловые связи между отдельными предложениями и частями сочинения. Тема раскрыта глубоко, содержание логично, последовательно. Есть вступление и заключение. Имеется обобщение, подведен итог.
План составлен самостоятельно и сочинение написано по этому плану.

Слайд 40Анализ сочинения ученика четвертого класса.
Прогулка в парк.

В середине февраля выдался ясный день. Западный ветер принес теплый воздух с Атлантического океана: температура была около пяти градусов ниже нуля.
Наш класс, взяв с собой лыжи и санки, поехал в парк Останкино. Нас встретили здесь вековые лиственницы и дубы. Деревья стояли в инее и как бы тихо перешептывались между собой...
Пройдя по аллее в глубь парка, мы увидели красивое старинное здание. Это дворец. Когда-то и он, и парк принадлежали графу Шереметьеву, а теперь в нем музей. Перед входом - красивые колонны и статуи, все мраморное. Но мы побывали только в вестибюле музея: везде лепка, позолота, картины. Граф был сказочно богат. Он имел собственный театр, крепостных музыкантов, актеров и даже собственного композитора.


Анализ сочинения ученика четвертого класса.Прогулка в парк.      В середине февраля выдался ясный

Слайд 41 Другой раз приедем в музей без

санок и лыж.
А теперь пошли в детский городок. По обе стороны аллеи лежал сугробами снег. Вдруг вспорхнула стайка воробьев, они подрались из-за корки хлеба. На дубах сидели черные вороны и поглядывали сверху. Вот на снегу мышкин след. Это она выползала из зимней норки в поисках пищи. Весь снег в парке исполосован лыжней, вот пробежали лыжники друг за другом. А по дорожкам неторопливо прогуливаются прохожие.
В детском городке спортивные площадки засыпаны снегом, аттракционы не работают. Мы побежали к речке и сразу, сходу стали кататься на санках и на лыжах с крутых берегов. Те, кто замерзли, бегали, играли, чтобы согреться. Хохоту было много, а слез не было. Набегались, наигрались, накатались и пошли к выходу. Хорошо отдохнули, было весело, много нового узнали, увидели.
(230 слов; писали полтора урока)


Другой раз приедем в музей без санок и лыж.

Слайд 42В тексте сочинения учительница исправила две негрубые ошибки.
Сочинение оценено на «отлично».


Анализ:
Тема раскрыта достаточно глубоко, уровень высокий, автор наблюдателен, описания точны, изложено спокойно, слегка иронично.
2. Содержание логично, последовательно; план - в уме, но абзацы выделены точно; повторов нет, полнота достаточная; обобщение есть, итог подведен.
3. Тип речи смешанный, с преобладанием описания и информативного материала (о Шереметьеве); жанр - очерк, стиль соответствует и жанру, и авторской позиции; изобразительных средств немного (эпитеты, тропы), но выразительность достигается точными подробностями (например, мышка, воробьи, вороны).

В тексте сочинения учительница исправила две негрубые ошибки.Сочинение оценено на «отлично».  Анализ:Тема раскрыта достаточно глубоко, уровень

Слайд 434. Размеры сочинения значительно превосходят норму; лексика и синтаксис разнообразны.

Немало трудных слов (Атлантический, аттракционы), 6 сложных предложений, есть обособленные обороты.
5. Есть и вступление, и заключение, они безупречны.
6. Сюжет соответствует жанру, его определяет сама тема - прогулка; действующие лица - это автор и его спутники; пейзажные зарисовки отличные; есть мягкий, тонкий юмор: сценка с воробьями, слез не было, вороны поглядывали сверху.
7. Лексика подобрана правильно, почти везде точно употреблены антонимы хохот - слезы. Но есть замечание: трижды повторяется слово красивый, можно было бы воспользоваться синонимами изящный, прекрасный.
Тропы есть: нас встретили лиственницы, деревья перешептывались.

4. Размеры сочинения значительно превосходят норму; лексика и синтаксис разнообразны.  Немало трудных слов  (Атлантический, аттракционы),

Слайд 448. Размер предложений в среднем около 10 слов (обычная норма -

7 слов); 2 сложноподчиненных предложения; глубина подчинительных отношений не подсчитывалась, но коэффициент не менее 4.
9. По одному сочинению трудно определить индивидуальность автора; складывается впечатление, что его интеллект и наблюдательность высоки, есть чувство языка, вкус, чувство юмора.
10. Элементы художественности – автор как бы рисует картины: изображение парка, дворца, особенно «населения» парка – мышки, воробьев, ворон. Есть сравнения, метафоры.
11. Ошибок мало и не грубые.

8. Размер предложений в среднем около 10 слов (обычная норма - 7 слов); 2 сложноподчиненных предложения; глубина

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть