Слайд 3Что такое комментарий проблемы?
Комментарий – это выборочный анализ.
Необходимо различать пересказ
и комментарий!!!
Пересказ – это то, что делают герои текста.
Комментарий – это то, что делает автор!!!
Что делает автор?
Автор отмечает, описывает, подчёркивает, останавливается на…, приводит пример того, как…, рассматривает, сопоставляет, доказывает, убеждает и т.п.
Слайд 5Клише для комментария проблемы
Автор говорит о том, что…
Автор обращает внимание на…
Автор
особо подчёркивает…
Автор противопоставляет...
Автора волнует (тревожит) …
Автор восхищается…
Автор отвергает (доказывает, убеждает, иронизирует…) и др.
Не следует писать Автор показывает на примере… Велика вероятность речевой ошибки!!!
Слайд 6Чего нельзя делать при написании комментария?
1.Нельзя комментировать проблему без опоры на прочитанный текст.
2.Нельзя пересказывать прочитанный
текст.
3. Нельзя цитировать большие фрагменты из прочитанного текста.
Слайд 7Советы:
1.Чтобы не получился пересказ, надо обобщать и писать о том, что делает автор (рассуждает, делает
акцент, обращает внимание и т.д.).
2. Если вы указываете, на каких примерах автор раскрывает проблему, напишите, для чего автор делает это.
(Например: Раскрывая данную проблему, автор обращается к истории, чтобы напомнить читателям о …)
Слайд 8Типичные ошибки комментирования
Слайд 9Типичные ошибки комментирования
Слайд 10Что проверяет эксперт?
Эксперт проверяет:
1) насколько полно прокомментирована проблема (выделено
всё ли, что важно для понимания данной проблемы);
2) насколько верно прокомментирована проблема исходного текста (нет ли искажения информации, неточностей, противоречий);
3) нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста;
4) сколько примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, привёл экзаменуемый (нужно не менее 2)
Слайд 11 Высшая оценка (3 балла) ставится, если сформулированная экзаменуемым проблема
прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.
2 балла - приведён 1 пример из текста,
1 балл – проблема прокомментирована, но примеры не приведены,
0 баллов – проблема не прокомментирована, примеров нет.
Слайд 12 Поработаем с комментарием текста
Слайд 13 Я - старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком
и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови. Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю.Лотману)
Слайд 14Текстовый комментарий (от текста к проблеме):
П: Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных
конфликтов.
КП: Автор по-настоящему встревожен тем, что всё чаще и чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» - проявления расовой вражды, разжигание национальной розни. Он не случайно упоминает о том, что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Автор считает, что люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман» национальной розни.
Слайд 15 КП: Автор по-настоящему встревожен тем, что всё чаще и чаще
вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» - проявления расовой вражды, разжигание национальной розни. Он не случайно упоминает о том, что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Автор считает, что люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман» национальной розни.
СП: Я согласен с мнением автора текста. Действительно, стоит прислушаться к словам автора о том, что эпоха мелких конфликтов кончилась: мы живём в таком хрупком мире, где любое частное столкновение на национальной или религиозной почве может обернуться глобальной катастрофой.
Слайд 16 Вступление с формулировкой проблемы
П: Практически каждый день средства
массовой информации сообщают нам о межнациональных конфликтах, вспыхивающих на нашей планете. Каждый день гибнут люди, калечатся человеческие судьбы из-за того, что мы не можем найти общего языка в различных национальных и религиозных вопросах. Именно к проблеме национальной вражды привлекает наше внимание Ю. Лотман.
Слайд 17 Концептуальный комментарий (от действительности к тексту)
П: Именно
к проблеме национальной вражды привлекает наше внимание Ю. Лотман.
КП: Вспоминая прошлое, автор подчёркивает: среди его друзей были люди разных национальностей. Поэтому ему странно и больно видеть мир, ослеплённый ненавистью. Автор пишет: «Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью». Автор предупреждает читателей о том, что мир уже давно стоит на грани катастрофы: «Колокол звонит по каждому из нас».
Слайд 18Найди ошибки в комментарии проблемы
Слайд 29 В семье Сверла радостное событие: сын родился.
Родители не налюбуются
отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец! И назвали сына Штопором.
Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.
Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.
Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.
Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился? (Ф. Кривин)
Слайд 30Сравните формулировки проблем, предложенные учащимися. Со всеми формулировками вы согласны?
Должны
ли дети продолжать семейное дело своих родителей и можно ли привить любовь к профессии насильно?
Ф.Кривин поднимает проблему воспитания детей и ставит перед читателем следующий вопрос: всегда ли оправдана чрезмерная забота родителей о своих детях?
Всегда ли, выбирая для ребёнка профессию, родители оказываются правы?
В тексте Ф.Кривина поднимается проблема неправильного подхода к воспитанию ребёнка.
Ф. Кривин поднимает проблему воспитания детей и показывает, что влияет на формирование личности.
Слайд 31Отредактируйте неудачные формулировки проблем в сочинениях по тексту Ф.Кривина. Запишите исправленный
вариант.
1) У автора есть проблема, которая его волнует. Это проблема воспитания.
2) Автора данного текста беспокоит проблема о воспитания детей.
3) Проблема текста, автором которого является Ф. Кривин, – это воспитание.
4) Каждый птенец рано или поздно выпадает из гнезда. До какого момента надо воспитывать своего ребёнка? Над этой проблемой предлагает задуматься автор.
Слайд 32Редактируем комментарий
П: В данном тексте автор Феликс Кривин поднимает проблему
становления личности. Многое в личности человека зависит от родителей.
КП: Автор приводит людей в аналогию со свёрлами и штопором. Родители (Свёрла) оградили сына (Штопор) от грубого металла. Учился сын на пробках. Вот и выросло не крепкое рабочее сверло, а хрупкий и тонкий штопор.
Слайд 33Редактируем комментарий
П: Феликс Кривин поднимает проблему становления личности.
КП:
Писатель, используя иносказание, проводит аналогию между людьми и неодушевлёнными предметами: Свёрла – это чересчур заботливые родители, которые оберегают своего ребёнка (Штопор) от серьёзной работы. («Молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.»)
Как показывает автор, в результате такого воспитания сын вырастает избалованным, не приспособленным к труду. («Когда … дать ему чего-нибудь потвёрже… начинает сам для себя пробки искать.»)
П: В данном тексте автор Феликс Кривин поднимает проблему становления личности.
КП: Автор приводит людей в аналогию со свёрлами и штопором. Родители (Свёрла) оградили сына (Штопор) от грубого металла. Учился сын на пробках. Вот и выросло не крепкое рабочее сверло, а хрупкий и тонкий штопор.
Слайд 34Определите ошибки в комментарии проблемы
Сергей Михалков пишет в своём рассказе об
этом так: «Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полете на Луну, о событиях в мире. Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы еще и стихи — много стихов! — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов».
Слайд 35Определите ошибки в комментарии проблемы
В этом рассказе С.Михалков рассказывал о
том, как он бывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Здесь Михалкову обидно было слышать от местных ребят, что они не смогли наизусть прочитать из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Автор с горечью подумал об этих ребятах, а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, политике и технике, они знали бы ещё и стихи – много стихов! Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, блока и других замечательных поэтов.
Слайд 36Определите ошибки в комментарии проблемы
Писатель Сергей Михалков говорит о том,
что дети перестают читать хорошие книги, а ведь эти книги развивают духовный мир ребёнка. Хорошие книги – это художественная литература, прежде всего, мировая классика, отражающая мировой духовный опыт. Эти книги известны образованным людям, и автор текста тоже их называет: «Том Сойер», «Вечера на хуторе близ Диканьки», русская поэзия… Автор текста обращает внимание на особую роль художественной книги. Эта роль заключается в воспитании души, развитии особого умения – чувствовать, сопереживать. И неслучайно писатель особо подчёркивает роль этих книг именно в детстве, когда человек ещё в начале своего жизненного пути.
Слайд 37Определите ошибки в комментарии проблемы
Писатель Сергей Михалков говорит о том,
что дети перестают читать хорошие книги, а ведь эти книги развивают духовный мир ребёнка. Хорошие книги – это художественная литература, прежде всего, мировая классика, отражающая мировой духовный опыт. Эти книги известны образованным людям, и автор текста тоже их называет: «Том Сойер», «Вечера на хуторе близ Диканьки», русская поэзия… Автор текста обращает внимание на особую роль художественной книги. Эта роль заключается в воспитании души, развитии особого умения – чувствовать, сопереживать. И неслучайно писатель особо подчёркивает роль этих книг именно в детстве, когда человек ещё в начале своего жизненного пути.