Слайд 2 Проблема, куда ты спряталась?
Как сформулировать проблему текста?
Слайд 31.Что такое проблема текста?
Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор
текста. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа.
Если в исходном тексте присутствует риторический вопрос, то, как правило, его можно использовать в сочинении в качестве проблемного вопроса.
Слайд 5Способы формулирования проблемы
Слайд 6Как определить проблему текста?
Выявите главную мысль текста (авторскую позицию).
Запишите её в
виде законченного предложения.
Попробуйте сформулировать вопрос, на который это предложение будет являться ответом.
Этот вопрос и будет являться проблемой данного текста.
Слайд 725. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем,
поставленных автором текста.
Это означает, что вы должны сформулировать одну из главных проблем, которую автор ставит в тексте.
Нельзя писать автор касается проблемы или затрагивает проблему. Так говорят о проблеме, если она не является основной.
Слайд 8 Определите проблему текста по авторской позиции
Слайд 9Авторская позиция: Философ И.Ильин даёт парадоксальное, на первый взгляд, определение справедливости:
«Справедливость – это искусство неравенства», которое свойственно только благородным душам.
Проблемный вопрос:
…
Собственный тезис:
…
Слайд 10Авторская позиция: Философ И.Ильин даёт парадоксальное, на первый взгляд, определение справедливости:
«Справедливость – это искусство неравенства», которое свойственно только благородным душам.
Проблемный вопрос:
Что такое справедливость с точки зрения человеческой морали?
Слайд 11Авторская позиция: Философ И.Ильин даёт парадоксальное, на первый взгляд, определение справедливости:
«Справедливость – это искусство неравенства», которое свойственно только благородным душам.
Проблемный вопрос:
Что такое справедливость с точки зрения человеческой морали?
Собственный тезис:
Справедливость подразумевает гуманное, милосердное отношение к человеку с учётом его сущности и своеобразия.
Слайд 12- Спорим, не прыгнешь? - с нарочитым равнодушием подзадоривал я Юльку.
-
Прыгну! - отвечала она, с вызовом глядя в проём открытого окна школьного класса.
Здание нашей школы было построено в конце XIX века. До революции в нём размещалась женская гимназия. Его изображение до сих пор печатают на открытках - двухэтажная постройка из красного кирпича с просторными классами, с большими окнами и высоченными, под четыре метра, потолками.
- А на каблуках слабо?- продолжал я.
- На каблуках?..- засомневалась она, но, мельком взглянув на меня, задорно подмигнула, а через мгновение на подоконнике уже никого не было...
Позже мне рассказали, что она так и не пришла в себя, умерла в машине скорой помощи. Никто не узнал, что я был рядом. Мог схватить, остановить, но ничего не сделал... Впрочем, кому нужно было моё запоздалое раскаяние? Уже ничего нельзя было изменить. Ничего... (Г.Андреев)
Слайд 131. Позиция автора:
Трагедии можно было бы избежать, если бы герой
задумался о своей ответственности за происходящее.
Проблема:
Проблема ответственности человека за свои поступки.
2. Позиция автора:
Герой понимает, что косвенно виноват в гибели девушки, и теперь он испытывает муки совести.
Проблема:
Проблема совести.
Слайд 14 Время, очевидно, идёт быстрее, чем человеку кажется. Заметьте: если
вы спросите у кого бы то ни было, сколько времени идти до такой-то местности, никогда вам не скажут больше, а скажут меньше. Если вам скажут, что идти туда минут двадцать пять, значит, знайте, что на самом деле вы затратите на дорогу не меньше сорока.
Но ещё более это заметно на другом. «Я приду через пять минут», - говорит человек. Будьте уверены, что он придёт в лучшем случае через 15, хотя, когда он говорил, ему казалось, что он придёт именно через пять.
Всегда кажется, что времени у нас больше, чем на самом деле, и что идёт оно медленнее, чем нам кажется. (В.Солоухин).
Слайд 15
Авторская позиция:
Авторская позиция такова: человеку кажется, что
времени у него
больше, чем есть на самом деле.
В.Солоухин пишет: «Всегда кажется, что времени
у нас больше, чем на самом деле,
и что идёт оно медленнее, чем нам кажется.»
Проблема:
- Проблема восприятия человеком времени.
- Как человек воспринимает течение времени?
Слайд 16 Это была обыкновенная школьная тетрадка, детская тетрадка для рисования,
найденная мною в куче мусора. Все её страницы были разрисованы красками, тщательно и трудолюбиво. И я рисовал когда-то. От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. Иван Царевич на сером волке скакал по еловому лесу. Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчеркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.
Это была грозная тетрадь.
Северный город был деревянным. В тетрадке было очень много, очень много заборов. Люди и дома почти на каждом рисунке были огорожены желтыми ровными заборами, обвитыми черными линиями колючей проволоки.
Около забора стояли люди. Это были конвойные и часовые с винтовками.
Деревья были черными и голыми. Зелень исчезла.
(В.Шаламов)
Слайд 17 - Что анализирует автор, раскрывая проблему?
Автор анализирует
детские рисунки в тетрадке.
- На что он обращает внимание?
На то, как меняются картинки в тетрадке.
- Как они меняются?
Город становится мрачным, когда человек лишён
физической и духовной свободы.
- При каких условиях это возможно по отношению к
человеку?
В условиях тоталитарного режима.
Какую проблему поднимает автор?
Проблему губительного влияния тоталитарного режима на мировосприятие, сознание ребёнка.
Слайд 18 Какова авторская позиция?
Текст В.Шаламова относится к художественному стилю,
поэтому нет чётко заявленной позиции автора. Но её помогает понять композиция рассказа, средства выразительности, присутствующие в тексте.
Позиция автора такова: В.Шаламов осуждает
тоталитарный режим, который губительно
влияет на восприятие мира ребенком.
Слайд 20Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции.
1. Авторская позиция: Автор
утверждает, что картины родных мест, где каждый из нас вырос и стал человеком, «память хранит как лекарство на случай душевной усталости».
Проблемный вопрос:
- Что значат для человека родные места?
- Какую роль играет память о родных местах?
- Проблема памяти о родных местах.
Слайд 21Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции.
Авторская позиция: Свою точку зрения
В.Песков выразил словами Л.Н.Толстого, считавшего, что «быть с природой, видеть её, говорить с ней» - высшее счастье.
Проблемный вопрос:
Что нужно человеку для счастья?
Какова роль природы в жизни человека?
Проблема роли природы в жизни человека.
Слайд 22Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции.
Авторская позиция: Л.Пантелеев считает: отсутствие
совести хуже трусости, потому что нет «толку в таком бесстрашии… это храбрость зверя, а не человека».
Проблемный вопрос:
Почему отсутствие совести хуже трусости?
Проблема отсутствия совести.
Слайд 23Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции.
Авторская позиция: Писатель Виктор Некрасов
утверждает: чтобы ощутить своеобразие Парижа, понять его живую душу, нужно «променять сокровища Лувра на парижские улицы… всемирно известные площади, набережные, по которым только и бродить… куда ноги понесут».
Проблемный вопрос:
Как ощутить своеобразие Парижа, почувствовать его живую душу?
Проблема ощущения своеобразия Парижа.
Слайд 24Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции.
Авторская позиция: Л.Жуховицкий считает, что
«не стоит прогибаться под диктатуру генов»: судьба человека зависит не только от наследственности, но и в большей мере от того, как он распорядится своей жизнью.
Проблемный вопрос:
- Какую роль играет наследственность в жизни человека?
- Проблема наследственности в жизни человека.
Слайд 25 Авторская позиция: Формулируя свою точку зрения, Д.Гранин вспоминает знаменитую фразу
Книгопродавца, обращённую к Поэту:
Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать…
Писатель считает, что, несмотря на популярность и привлекательность второй фразы, «важнее всё-таки первая».
Проблемный вопрос:
- Как соотносятся творчество и материальное вознаграждение?
- Проблема соотношения творчества и материального вознаграждения.
Слайд 26 Авторская позиция: Авторская позиция выражена словами: «Трусость и бесстрашие, честолюбие
и благородство, алчность и бескорыстие, эгоизм и самопожертвование, коварство и преданность – силовой энергией этих свойств определяется развитие человечества», ход истории.
Проблемный вопрос:
- Как влияют на ход истории нравственные качества людей, её творящих?
- Проблема влияния на ход истории нравственных качеств человека.
Слайд 27 Авторская позиция: С.Михалков убеждён: «Без некоторых книг, не пережитых в
детстве и отрочестве, сущность человека останется грубой и неотёсанной».
Проблемный вопрос:
Какова роль детского и отроческого чтения в становлении личности человека?
Проблема роли детского и отроческого чтения.
Слайд 28 Авторская позиция: Философ И.Ильин даёт парадоксальное, на первый взгляд, определение
справедливости: «Справедливость – это искусство неравенства», которое свойственно только благородным душам. Он поясняет, что справедливость «хочет индивидуально подойти к каждому… располагая человека к состраданию».
Проблемный вопрос:
Что такое справедливость?
Проблема справедливости.
Слайд 29 Авторская позиция: У человека самая яркая пора – детство. Все,
что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет.
Проблемный вопрос:
Какова роль детства в жизни человека?
Какова значимость такой поры, как детство для человека?
Проблема роли детства в жизни человека.
Слайд 30 Доктор Кох, в обязанности которого входило лечить обывателей небольшого городка,
сидел за перегородкой, никого к себе не пускал и сам не выходил навстречу.
К нему приходили с насморком, с грыжей, с нарывами, с мигренью, с болью в животе. «Ступайте прочь, оставьте меня в покое!» - говорил он им, и на первый взгляд это казалось чудовищной бестактностью, жестокостью, возмутительным высокомерием. Обыватели вправе были возмущаться доктором, который не хочет лечить их грыжи и насморки.
Но однажды доктор вышел и вынес людям «палочку Коха». (В.Солоухин).
Слайд 31- Почему доктор Кох не хотел лечить людей?
- Чем он
занимался?
- Как относились люди к доктору, который не хотел лечить их насморки и грыжи?
- В каких условиях доктору приходилось заниматься наукой?
Проблема:
проблема создания условий для исследований
(в каких условиях человек должен заниматься наукой?);
- проблема отношения людей к тем, кто способен сделать научное открытие.
(Как нужно относиться к учёным?)
Слайд 32Найдём ошибки при формулировании
проблемы текста
Слайд 33 История человечества — это история его культуры, потому и
покушение на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непонимания того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью — объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них — благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом — отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия. (По Н. Самвеляну )
Слайд 44 История человечества — это история его культуры, потому и
покушение на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непонимания того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью — объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них — благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом — отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия. (По Н. Самвеляну )
Слайд 45 - проблема отношения человека
к культуре;
- проблема покушения на культуру.