Презентация, доклад на тему СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ как метапредметный результат освоения образовательной программы (выступление на педсовете)

Содержание

Смысловое чтение определено федеральным государственным стандартом (далее - ФГОС) основного общего образования и утверждено приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 за №

Слайд 1СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ как метапредметный результат освоения образовательной программы

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ  как метапредметный результат освоения образовательной программы

Слайд 2 Смысловое чтение определено федеральным государственным стандартом (далее - ФГОС)

основного общего образования и утверждено приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 за № 1897 как один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

*


Смысловое чтение определено федеральным государственным стандартом (далее - ФГОС) основного общего образования и утверждено приказом

Слайд 3 Смысловое чтение – это такой вид чтения, которое проверяет

не скорость чтения ученика (количество слов, прочитанных за минуту), а нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую из текста информацию.
Таким образом, смысловое чтение текста – это:
поиск информации в тексте и понимание прочитанного;
интерпретация прочитанного текста;
оценка информации, заключенной в тексте.

*

Смысловое чтение – это такой вид чтения, которое проверяет не скорость чтения ученика (количество слов,

Слайд 4*
Смысловое чтение - один и

средства (инструменты) ко

*Смысловое чтение - один исредства (инструменты) ко

Слайд 6*
Не секрет, что успешное написание сочинения находится

в прямой зависимости от:
А) умения обучающегося формулировать проблему;
Б) приводить аргументацию;
В) высказать свою точку зрения и прочая и прочая.
В соответствии с требованиями ФГОС над этой задачей работает методическое объединение учителей-словесников.

Сочинение по литературе – форма государственной итоговой аттестации

*  Не секрет, что успешное написание сочинения находится      в прямой зависимости

Слайд 7 Для контроля уровня сформированности читательской грамотности в 2014/15

учебном году вновь было введено сочинение по литературе как форма государственной итоговой аттестации выпускников 11 класса.
Не секрет, что успешное написание сочинения находится в прямой зависимости от умения обучающегося формулировать проблему, приводить аргументацию, высказать свою точку зрения и прочая и прочая.
В соответствии с требованиями ФГОС над этой задачей работает методическое объединение словесников.

*

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ сформированности СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ как метапредметного результата освоения образовательной программы

Для контроля уровня сформированности читательской грамотности в 2014/15 учебном году вновь было введено сочинение

Слайд 8*
Но возникает вполне закономерный вопрос: только ли МО словесников должно работать

над формированием смыслового чтения, если во ФГОСах оно обозначается как МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ результат освоения образовательной программы?
*Но возникает вполне закономерный вопрос: только ли МО словесников должно работать над формированием смыслового чтения,

Слайд 9
Во ФГОСах чётко указывается

на данное обстоятельство: "В основной школе на ВСЕХ предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции (смыслового чтения), в результате чего:
1) Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов.
2) У них будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.
3) Выпускники усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения.
4) Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; учебным и самостоятельным чтением.
5) Они овладеют основными стратегиями чтения художественного и других видов текстов.
6) Будут способны выбрать оптимальную стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче".

*

Во ФГОСах чётко указывается на данное обстоятельство:

Слайд 10СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ сформированности СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ как метапредметного результата освоения образовательной программы

Концепция оценки учебных достижений учащихся меняется в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к результатам образования. Государство постепенно подводит нас к кардинальным изменениям в этой области. Касаются эти изменения и смыслового чтения.
И если первый вид контроля – итоговое сочинение по литературе – не прошел незамеченным, то второй его вид – проверка читательской грамотности – как бы остался в тени и пока не всеми воспринимается всерьёз. А напрасно.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ  сформированности СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ  как метапредметного результата освоения образовательной программы  Концепция оценки учебных

Слайд 11*
ТЕСТИРОВАНИЕ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

*ТЕСТИРОВАНИЕ  «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Слайд 12 Словосочетание «читательская грамотность» появилось в 1991

г., когда ученые пытались найти понятие, определяющее чтение не столько со стороны техники, сколько как возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное для достижения личных и общественных целей, в первую очередь — для дальнейшего обучения.
Во многих странах мира уже несколько лет проводятся мониторинговые исследования «Изучение качества чтения и понимания текста», организованные Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA.
Сегодня читательская грамотность рассматривается как один из самых важных параметров готовности выпускника школы к жизни в современном обществе.

*

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в 1991 г., когда ученые пытались найти понятие,

Слайд 13*
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в 1991 г., когда учёные пытались найти

понятие, определяющее чтение не столько со стороны техники, сколько как возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное для достижения личных и общественных целей, в первую очередь — для дальнейшего обучения.
*Словосочетание «читательская грамотность» появилось в 1991 г., когда учёные пытались найти понятие, определяющее чтение не столько со

Слайд 14*
Таким образом, читательская грамотность рассматривается как один из самых важных параметров

готовности выпускника школы к жизни в современном обществе.
*Таким образом, читательская грамотность рассматривается как один из самых важных параметров готовности выпускника школы

Слайд 15 Долгое время Советский Союз считался одной

из самых интеллектуально образованных стран. В 1991 г. ЮНЕСКО в поставила советское образование на 3 место в мире. А в 2007 г. Российская Федерация опустилась в том же рейтинге на 27 место.
Прошло еще 2 года, и, согласно данным мониторинга читательской грамотности, российские школьники заняли 43 место из 65 возможных (1 место – Китай, 2 – Южная Корея, 3 – Финляндия; 63 – Перу, 64 – Азербайджан, 65 – Кыргызстан).
Для контроля над ситуацией и был разработан тест, поэтапно проверяющий уровень сформированности смыслового чтения.
В нашей школе (в средней и старшей) такой вид мониторинга проводится третий год.

*

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Долгое время Советский Союз считался одной из самых интеллектуально образованных стран.

Слайд 16*
Образование в СССР В 1991
Образование в РоссииА в 2

*Образование в СССР В 1991Образование в РоссииА в 2

Слайд 17*
Мониторинг «Изучение каче

*Мониторинг «Изучение каче

Слайд 18*
Участие России в монитори

*Участие России в монитори

Слайд 19*
ТЕСТИРОВАНИЕ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Для контроля над ситуацией и был разработан тест, поэтапно

проверяющий уровень сформированности смыслового чтения.
Данный вид работы направлен НЕ на проверку уровня обученности учащихся, НЕ столько на степень овладения их знаниями в той или иной дисциплине, сколько на оценку СПОСОБНОСТИ учащихся работать с текстами разных видов и применять имеющиеся у них знания на практике.
В нашей школе (в средней и старшей) такой вид мониторинга проводится третий год.
*ТЕСТИРОВАНИЕ  «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»Для контроля над ситуацией и был разработан тест, поэтапно проверяющий уровень сформированности смыслового чтения.Данный

Слайд 202-ая часть;проверка читат
1-ая частьпроверка читате




Процент выполнения работы
Процент выполнения работы

2-ая часть;проверка читат1-ая частьпроверка читатеПроцент выполнения работыПроцент выполнения работы

Слайд 21*
1. В чем причина такого разрыва? 2. Как нивелировать его? 3. Скажутся ли

результаты работы на результатах ЕГЭ и предметных олимпиад?
*1. В чем причина такого разрыва? 2. Как нивелировать его? 3. Скажутся ли результаты работы на результатах

Слайд 22 Итак, в тесте 2 текста. Оба текста

имеют:
одинаковый объём;
одно и то же количество заданий;
одинаковый уровень сложности заданий;
однотипные виды заданий, проверяющие сформированность читательских умений, то есть различные процессы читательской деятельности:
а) первый – находить и извлекать информацию из данного текста;
б) второй – интерпретировать эту информацию, используя попутную информацию из контекста;
в) третий – размышлять о сообщениях текста, оценивать их, проводить параллели и делать верные выводы.
Итак, в тесте 2 текста. Оба текста имеют:одинаковый объём;одно и то же количество

Слайд 231-ый уровень:Поиск необхо



Тексты из области гуманит
Процент выполнения работы
Тексты из области НЕгуман


1-ый уровень:Поиск необхоТексты из области гуманитПроцент выполнения работыТексты из области НЕгуман

Слайд 242-ой уровень:задания, тре

Тексты из области гуманит
Тексты из области НЕгуман
3-ий уровень:критически п

2-ой уровень:задания, треТексты из области гуманитТексты из области НЕгуман3-ий уровень:критически п

Слайд 25*
Не секрет, что успешное написание сочинения находится

в прямой зависимости от:
А) умения обучающегося формулировать проблему;
Б) приводить аргументацию;
В) высказать свою точку зрения и прочая и прочая.
В соответствии с требованиями ФГОС над этой задачей работает методическое объединение учителей-словесников.

Сочинение по литературе – форма государственной итоговой аттестации

*  Не секрет, что успешное написание сочинения находится      в прямой зависимости

Слайд 26*
нацелены на отработку умений обучающегося:
А) формулировать проблему;

Б) приводить аргументацию;
В) высказать свою точку зрения и прочая и прочая.

Различные виды сочинений и эссе на ЕГЭ

* нацелены на отработку умений обучающегося:   А) формулировать проблему;  Б) приводить аргументацию;  В)

Слайд 27работа с текстами на кажд
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ (

устные ответы и требовани
письменные работы

(развер
работа с текстами на каждГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ (устные ответы и требованиписьменные работы (развер

Слайд 28Учащиеся НЕ знают, как кр
ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ(НЕгума
Учащиеся НЕ могут выразит
Учащиеся НЕ умеют

включат

Учащиеся испытывали значи

Учащиеся НЕ знают, как крОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ(НЕгумаУчащиеся НЕ могут выразитУчащиеся НЕ умеют включатУчащиеся испытывали значи

Слайд 29

VII – VIII классы
умение составить план прочитанного;
воспроизводить текст по предложенному плану;
умение пользоваться образцами решения задач;
запоминание определений, формул, теорем.
IX – XI классы
работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
подтверждение научных фактов;
различные виды конспектирования.

Слайд 30Приём «Инсерт» (маркирование текста при чтении)
Приём «Ключевые слова»
Ромашка Блума (учимся задавать

вопросы разных типов)

простые: Где, когда, при каких обстоятельствах что-то происходило?
уточняющие: Если я правильно понял, то…?
объясняющие (причины и следствия): Почему? Зачем? Что из этого получилось?
вопросы-предположения: Что бы изменилось, если бы…?
оценочные: Почему это хорошо, а то плохо? Правильно ли поступил..?
вопросы на выявление эмоционального отношения: Понравился ли вам…?
вопросы, требующие постановки себя на место героя: Как бы ты поступил…?

Приём «Инсерт» (маркирование текста при чтении)Приём «Ключевые слова»Ромашка Блума (учимся задавать вопросы разных типов) простые: Где, когда,

Слайд 31Составьте статью по теме «Пирамида» по следующим
ключевым словам:
многогранник,


треугольники,
n-угольник,
основание,
Египет,
Евклид,
энергия,
вершина,
44 метра,
высота,
ребро,
правильная,
высота проходит через центр вписанной в основание окружности,
апофема.
Составьте статью по теме «Пирамида» по следующим  ключевым словам: многогранник, треугольники, n-угольник, основание, Египет, Евклид, энергия,

Слайд 32Недавно в России проводились исследования, в ходе которых было выявлено, почему

школьники НЕ решают сложные задания на ЕГЭ по техническим предметам: учащиеся НЕ могут правильно интерпретировать задания, потому что НЕ понимают вопроса.
А это значит, что не только на гуманитарных предметах (русский язык, литература, история, обществознание), но и на прочих уроках необходимо:
усилить работу с текстами;
уделить особое внимание умению высказывать свою точку зрения на проблему, поднятую в тексте;
требовать «доказательности» ответа;
отработать схемы записи ответов.

Немного о ЕГЭ и олимпиадах

Недавно в России проводились исследования, в ходе которых было выявлено, почему школьники НЕ решают сложные задания на

Слайд 33Читательская грамотность
Смысловое чтение (читательская грамотность) – это основной фактор повышения

успешности каждого ученика. В первую очередь это отразится на результатах ЕГЭ, потому что группы читательских умений напрямую связаны с умениями, которые должны продемонстрировать выпускники при работе с КИМами.

Интерпретация информации




Читательская грамотность Смысловое чтение (читательская грамотность) – это основной фактор повышения успешности каждого ученика. В первую очередь

Слайд 34 Как показали результаты мониторингов, учащиеся

показали умение находить нужную информацию в тексте (первый уровень).
Наибольшую сложность во ВТОРОЙ части теста вызвали те задания, где требовалось объяснить и привести аргументацию (не менее 2 аргументов), критически проанализировав рассматриваемую проблему, используя информацию из различных источников для обоснования того или иного решения.
Учащиеся НЕ могут выразить своё мнение по поводу прочитанного, НЕ умеют включать сообщение текста в контекст собственного опыта, НЕ знают, как критически отнестись к авторскому сообщению.
Кроме того, учащиеся испытывали значительные трудности при письменном ОФОРМЛЕНИИ ответов.
Как показали результаты мониторингов, учащиеся показали умение находить нужную информацию

Слайд 35Вместо заключения…
Читательская деятельность требует повышенного внимания: год от года, от класса

к классу усложняются тексты (не столько по объёму, сколько по структуре), всё более и более востребованными становятся умения высказать свою точку зрения на проблему, поднятую в тексте; работать в ситуации конфликтной информации и т.д.
Сегодня главная задача учителя не только научить, но и показать, где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести их на уровень осмысления.

Вместо заключения…Читательская деятельность требует повышенного внимания: год от года, от класса к классу усложняются тексты (не столько

Слайд 36 Но есть ещё один вид контроля – сочинение

на выпускном экзамене по русскому языку.
Вот именно в этом виде работы и проверяется метапредметность читательской грамотности (уровень владения выпускником смыслового чтения).

*

СОЧИНЕНИЕ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Части сочинения,
показывающие уровень
метапредметных навыков
1. Вступление
2. Второе доказательство
3. Вывод

Но есть ещё один вид контроля – сочинение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть