Слайд 1ФОРМУЛА УДАЧИ.
УЛЫБКА – НАСТРОЕНИЕ – ВЕРА В СЕБЯ – РЕЗУЛЬТАТ.
Слайд 2Вставить недостающие слова
и указать какие это части речи.
Вечер ____
ночи пробирался;
_____ ночлег Иван собрался;
Вдоль _____ улице идет,
Ест картошку _____ поет.
______ он поля достигает,
Руки ____ боки подпирает
____ ____ прискочкой, ___________ пан,
Боком входит _____ балаган.
Все по – прежнему стояло,
______ коней _____ _____ бывало;
________ игрушка – горбунок
____ его вертелся ног.
Слова для справок:
У, к, вот, на, с, и, по, лишь, словно, но, в, и, не, как
Слайд 3Вечер К ночи пробирался;
НА ночлег Иван собрался;
Вдоль ПО улице идет,
Ест картошку
ДА поет.
ВОТ он поля достигает,
Руки В боки подпирает
И С прискочкой , СЛОВНО пан,
Боком входит В балаган.
Все по – прежнему стояло,
НО коней КАК НЕ бывало;
ЛИШЬ игрушка – горбунок
У его вертелся ног.
Проверь себя:
Слайд 4Двадцать седьмое апреля.
Классная работа.
Служебные части речи.
Повторение изученного.
Слайд 5Цель работы
1. Повторить и закрепить знания обучающихся по темам: «Предлог», «Союз»,
«Частица» - с использованием компьютерной технологии; тренировать работе по изученной теме через разные виды деятельности.
2. Развивать умение работать по опорам-схемам, умение логически мыслить, выполнять поисковые задания. В ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем правильно определять и писать служебные части речи.
3. Прививать интерес к предмету; воспитывать культуру речи.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках по теме;
- закрепить навыки написания служебных частей речи;
- развивать навыки обобщения, сопоставления.
Слайд 7 Фронтальный опрос.
Актуализация
опорных знаний.
-Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
- Что такое предлог?
- Какова роль предлога?
- Какие бывают предлоги по происхождению?
Дайте определение союза?
- Какова роль союзов в предложении?
- Какими бывают союзы?
На какие 3 группы делятся союзы?
- Что такое частица?
-На какие разряды делятся частицы?
Слайд 13- Распределите слова, данные в карточках на 2 группы:
Чтобы, сад, прекрасный,
он, над, хорошо, а, говорить, и, в, что, мы, от, к, ребята, у, на, под, играя, бы, далеко, дерзать, по, белый, два.
Слайд 15“Вставьте нужный союз”: то...то, и, но, а.
Наступила осень,... дни стали короче.
Наступила
зима,... дни стояли теплые.
Солнце взошло,... было еще холодно.
... солнце светило,… шел дождь.
«Вставьте частицы»: пусть, ну, бы, неужели, ни, не.
1. «... ребята нальют полную бочку воды для полива огурцов»-попросила мама.
2. «..., ты хорошо погулял,- с иронией сказала бабушка, когда внук пришел поздно домой.»
3.Без тебя я .....не добрался до города.
4. «.....ты делаешь каждое утро зарядку?» удивились подруги.
5.Мой сосед по парте .....разу .....был на море.
Слайд 16
ЗАДАНИЕ: «Корректор». Вам необходимо правильно соотнести предлоги БЛАГОДАРЯ и ВСЛЕДСТВИЕ с
указанными словами и словосочетаниями. Не забываем про сочетающиеся падежи. В каком падеже должны стоять слова рядом с предлогом БЛАГОДАРЯ? (благодаря чему? – Д. П.).
А с предлогом - ВСЛЕДСТВИЕ? (вследствие чего? – Р. П.)
СЛОВА и СЛОВОСОЧЕТАНИЯ для задания: хорошая погода, спортивные успехи, низкий урожай, победить, поражение, плохая погода, болезнь, удача.
Слайд 181. Укажите строку, где все предлоги будут производными:
А) из-за, вопреки, по
Б)
около, вопреки, благодаря
В) благодаря, около, по-над
2. Укажите предложение с сочинительным союзом:
А) Если лес рубят, щепки летят.
Б) Лес рубят, но щепки не летят.
В) Когда лес рубят, щепки летят.
3. Определите разряд частицы в предложении: «Пусть когда-нибудь имя моё прочитают в учебнике дети» (Ахм.)
А) отрицательная
Б) формообразующая
В) модальная
4. Укажите правильный вариант написания НЕ и НИ в предложении: «Я н… думал сегодня н… о чём».
А) Не, ни
Б) Ни, не
В) Не, не
5. Укажите вариант с раздельным написанием БЫ:
А) Что (бы) ни делал, делай по совести.
Б) Что (бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
В) Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
Слайд 20НЕ или НИ?
… говоря … слова
н..чего .. .сделано
..к кому
.. .подходил
кто … знает Петю?
н..когда ...унывай
… мог … сказать
… звука …услышал
.. с кем … встретился
н..сколько … удивился
… пуха … пера
н..кто … прерывал
… для кого готовить
… торопясь н..куда
.. мог …почувствовать
сколько тебе … говори
- Каково основное значение частицы НЕ? Частицы НИ?
- С какими частями речи еще пишется частица Не?
Слайд 21
1. Журавли летели быстро-быстро и кричали, будто звали с собой.
2. Когда
мы возвращались домой, было темно и тихо.
3. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало.
Слайд 22Кроссворд:
1. Особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию.
2. Самостоятельная
часть речи, обозначающая признак действия.
3. Словарный состав языка.
4. Разговор двух лиц.
5. Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета.
6. Часть слова без окончания.
7. Раздел русского языка, изучающий правила написания слов.
Слайд 24Найдите «третье лишнее» предложение, в котором выделенное слово не является предлогом
или союзом.
а) ВОКРУГ дома росли кусты сирени.
б) Дворов двадцать пять лепилось ВОКРУГ старой деревянной церкви.
в) Все ВОКРУГ дышало тишиной и покоем..
а) ТО(ЖЕ) слово, да не так бы молвить.
б) Он ТО(ЖЕ) готов был идти искать заблудившихся ребят.
в) Папа ТО(ЖЕ) умел хорошо готовить.
З. а) ЧТО(БЫ) узнать глубину реки, не нужно вычерпывать воду.
б) Пассажиры бросились к окнам, ЧТО(БЫ) посмотреть на великую сибирскую реку.
в) ЧТО(БЫ) ни случилось, я не обращусь к нему за помощью.
Слайд 25- Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. Выберите
правильные ответы, относящиеся к служебным частям речи.
1. Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
2. Служебные части речи имеют общие морфологические признаки с самостоятельными.
3. Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.
4. Самостоятельные и служебные части речи неравноправны.
5. Служебные части речи не бывают членами предложения
6. К служебным частя речи, как и самостоятельным, можно задать вопрос.
7. Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложения, а так же предложения между собой.
8. К служебным частям речи задать вопрос невозможно.
- А теперь давайте сделаем вывод о служебных частях речи.
Слайд 26Рефлексия.
Было интересно…
Было трудно…
Я теперь могу…
У меня получилось…
Я вспомнил, что...
Особенно понравилось…
Я смог…
Слайд 27Выберите условные знаки,
соответствующие
вашей работе на уроке
!
?
-
- Мне всё понятно, я
всё усвоил
- Я понял, но мне надо еще потренироваться
- Я ничего не понял
За урок ставлю себе «5» «4» «3»
Слайд 28Домашнее задание
§ 88-98 (повторить правила).
Упр. .(выполнить задания в упражнении).
Слайд 301) На уроке я работал …………………… активно/пассивно
2) Своей работой на уроке
я ……………. доволен/недоволен
3) Урок для меня показался …………… коротким/длинным
4) За урок я ……………………………………. устал/не устал
5) Домашнее задание мне кажется ……… лёгким/трудным
Вывод. Рефлексия