Слайд 1 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.
На материале
стихотворений
Б.Л.Пастернака
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКОЙ СОШ ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА
БЕЛАЯ
п. БИОКОМБИНАТА,
2017г.
Слайд 2Цели и задачи:
познакомиться с произведениями поэта-классика;
попытаться постичь стилистику автора;
обобщить и систематизировать
знания по синтаксису и пунктуации;
работа над построением и анализом схемы сложноподчинённого предложения с одним придаточным;
подготовка к выполнению I части заданий ЕГЭ;
развитие ключевых компетенций, образного и логического мышления;
воспитание уверенности в своих знаниях.
Слайд 3 1.Перепишите предложение, вставляя
пропущенные буквы и знаки препинания.
С..жают па(сс,с)ажиров
Д..ют звонок св..стят
Чтоб копоть п..служила
Пустыней миг спустя.
«Возвращение» .
1.Выделите части предложения (главное и придаточное), отметьте границы.
2.Укажите, что поясняет придаточное предложение: главное предложение в целом или отдельное слово (какое именно; указать часть речи).
Слайд 43.Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и какое средство синтаксической
связи (союз, союзное слово).
4.Определите тип придаточного предложения (определительное, изъяснительное, обстоятельственное: места, времени , степени и образа действия, причины, цели , уступки, условия, следствия; сравнительное, присоединительное; сопоставительное).
5.Объясните постановку знаков препинания. 6.Составьте схему.
7.Произведите разбор частей сложноподчинённого предложения ( по схеме простого).
Слайд 5ПРОВЕРИМ.
[Сажают пассажиров,
Дают звонок, свистят]1,
(Чтоб копоть послужила
Пустыней миг спустя)2.
Схемы
зачем?
[ ]1, (чтоб) 2 .
,
1
2
Слайд 6 2.Перепишите предложение, вставляя
пропущенные буквы и знаки препинания.
Завтра, завтра понять я вам дам
Как рв..лись из в..рот м..стовые
Вылетая по жарким сл..дам.
«Вдохновение».
1.Выделите части предложения (главное и придаточное), отметьте границы.
2.Укажите, что поясняет придаточное предложение: главное предложение в целом или отдельное слово (какое именно; указать часть речи).
Слайд 73.Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и какое средство синтаксической
связи (союз, союзное слово).
4.Определите тип придаточного предложения (определительное, изъяснительное, обстоятельственное: места, времени , степени и образа действия, причины, цели , уступки, условия, следствия; сравнительное, присоединительное; сопоставительное).
5.Объясните постановку знаков препинания. 6.Составьте схему.
7.Произведите разбор частей сложноподчинённого предложения ( по схеме простого).
Слайд 8ПРОВЕРИМ.
[Завтра, завтра понять я вам дам]1,
(Как рвались из ворот мостовые,
Вылетая по
жарким следам )2.
Схемы что?
[ ]1, (как )2.
1
2
Слайд 9 3.Перепишите предложение, вставляя
пропущенные
буквы и знаки препинания.
Гуля..щие в летних шляпах
Вдыхают кто бы не пр..шёл
Непостижимый этот зап..х
Доступный пониманью пчёл.
«Липовая аллея».
1.Выделите части предложения (главное и придаточное), отметьте границы.
2.Укажите, что поясняет придаточное предложение: главное предложение в целом или отдельное слово (какое именно; указать часть речи).
Слайд 103.Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и какое средство синтаксической
связи (союз, союзное слово).
4.Определите тип придаточного предложения (определительное, изъяснительное, обстоятельственное: места, времени , степени и образа действия, причины, цели , уступки, условия, следствия; сравнительное, присоединительное; сопоставительное).
5.Объясните постановку знаков препинания. 6.Составьте схему.
7.Произведите разбор частей сложноподчинённого предложения ( по схеме простого).
Схемы
,(кто..),
1
Гуляющие в летних шляпах
Вдыхают, (кто бы не пришёл),2
Непостижимый этот запах,
Доступный пониманью пчёл 1.
2
Слайд 124.Перепишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Хотя я с барством был знаком
И с публикою дел..катной
Я д..рмоедству был врагом
И другом голи перекатной
«Перемена».
1.Выделите части предложения (главное и придаточное), отметьте границы.
2.Укажите, что поясняет придаточное предложение: главное предложение в целом или отдельное слово (какое именно; указать часть речи).
Слайд 133.Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и какое средство синтаксической
связи (союз, союзное слово).
4.Определите тип придаточного предложения (определительное, изъяснительное, обстоятельственное: места, времени , степени и образа действия, причины, цели , уступки, условия, следствия; сравнительное, присоединительное; сопоставительное).
5.Объясните постановку знаков препинания. 6.Составьте схему.
7.Произведите разбор частей сложноподчинённого предложения ( по схеме простого).
Слайд 14 Проверим
1
2
(Хотя я с барством был знаком
И с
публикою деликатной) 1
[Я дармоедству был врагом
И другом голи перекатной ]2.
Схемы несмотря на то что?
( Хотя)1 ,[ ]2 .
Слайд 15 5.Перепишите предложение, вставляя
пропущенные буквы и знаки препинания.
Как летом роем м..шкара
Летит на пламя
См..тались хлопья со двора
К око(нн,н)ой раме.
«Зимняя ночь».
1.Выделите части предложения (главное и придаточное), отметьте границы.
2.Укажите, что поясняет придаточное предложение: главное предложение в целом или отдельное слово (какое именно; указать часть речи).
Слайд 163.Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и какое средство синтаксической
связи (союз, союзное слово).
4.Определите тип придаточного предложения (определительное, изъяснительное, обстоятельственное: места, времени , степени и образа действия, причины, цели , уступки, условия, следствия; сравнительное, присоединительное; сопоставительное).
5.Объясните постановку знаков препинания. 6.Составьте схему.
7.Произведите разбор частей сложноподчинённого предложения ( по схеме простого).
Схемы , как?
(Как )1, [ ]2.
2
1
Слайд 18Источники
1. Б.Л. Пастернак. Я понял жизни цель: Повести, стихи, переводы. -М.:Изд-во
ЭКСМО-Пресс,2001.
2. А.Г. Нарушевич. Работа с графическими схемами при анализе сложноподчинённого предложения. Журнал «Русский язык»№5-6/2014 ИД «Первое сентября».
3.Г.М.Мурзабаева. Материалы к уроку. Синтаксический марафон.Журнал «Русский язык»№2/2016 ИД «Первое сентября».