Презентация, доклад на тему Слово о полку Игореве анализ

Содержание

Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей.В основе героического эпоса положена победаФранцузские эпос «Песнь о Роланде»  (1170)Немецкий эпос «Песнь

Слайд 1Русский героический эпос

Русский героический эпос

Слайд 2Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную

картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей.
В основе героического эпоса положена победа
Французские эпос «Песнь о Роланде»  (1170)
Немецкий эпос «Песнь о Нибелунгах» (1190)
Испанский «Песнь о моём Сиде» (1195)
В основе русского героического эпоса - поражение
Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в

Слайд 3В основе сюжета — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев,

предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем.
В кратких и сжатых выражениях «Слова…» изображаются не только события неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря в 1185 году, как об этом повествуется в летописях, но и припоминаются события из княжеских междоусобиц, походов и удачных битв, начиная с древнейших времен. Перед нами как бы народная история, народная эпопея.
В основе сюжета — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем.В кратких

Слайд 4Князь Игорь Новгород-Северский;
Великий князь Святослав;
Жена Игоря – Ярославна;
Русская земля;
Автор.

Князь Игорь Новгород-Северский;Великий князь Святослав;Жена Игоря – Ярославна;Русская земля;Автор.

Слайд 5Литературный герой в современном смысле термина - то есть характер, наделенный

сюжетной ролью, - в литературе Древней Руси отсутствует. Значительная часть произведений, созданных в Х-XVI вв., вообще связана с риторикой - это торжественные слова, проповеди, поучения, притчи; там же, где есть сюжетная основа - в житии, путешествии (хожении), летописном рассказе о важных исторических событиях - нет вымысла, по крайней мере сознательного.
А литературный герой, как правило, действует в условных, специально придуманных автором обстоятельствах, позволяющих персонажу полнее раскрыться перед читателем, проявить себя.

Литературный герой в современном смысле термина - то есть характер, наделенный сюжетной ролью, - в литературе Древней

Слайд 6Одним из основных, устойчивых приемов
в композиции «Слова» является «принцип зеркально-симметричного

построения»:
1)мотив затмевающегося солнца в начальной части и мотив сияющего солнца в заключительной части «Слова» образуют «симметричную рамку, которая замыкает всю композицию».
2)картины похода и битвы на Каяле
(т. е. цепь событий, приводящих главного героя в потусторонний мир) и
картины побега (возвращение героя из потустороннего мира).
Одним из основных, устойчивых приемов в композиции «Слова» является «принцип зеркально-симметричного построения»:1)мотив затмевающегося солнца в начальной части

Слайд 7Зачин. Воспоминание о Бояне;
Завязка. Игорь вступает в поход;
Развитие действия. Бои с

половцами;
Кульминация. «Золотое слово Святослава»
Развязка. Плач Ярославны. Побег из плена.
Заключение. Величие князей.
Зачин. Воспоминание о Бояне;Завязка. Игорь вступает в поход;Развитие действия. Бои с половцами;Кульминация. «Золотое слово Святослава»Развязка. Плач Ярославны.

Слайд 9Вставные конструкции обязательно содержат доминирующий экспрессивный или оценочный элемент, выражают субъективное

отношение автора к сообщаемому.
Сон Святослава;
«Золотое слово Святослава»

Вставные конструкции обязательно содержат доминирующий экспрессивный или оценочный элемент, выражают субъективное отношение автора к сообщаемому. Сон Святослава;«Золотое

Слайд 10Укоризненное обращение к Игорю и Всеволоду;
Воззвание к князьям о помощи;
Мысль о

единении против общего врага.
Укоризненное обращение к Игорю и Всеволоду;Воззвание к князьям о помощи;Мысль о единении против общего врага.

Слайд 11Ярославна – реальное историческое лицо, жена князя Игоря, дочь могущественного галицкого

князя Ярослава Владимировича, названного в «Слове» Осмомыслом.
Образ тоскующей по мужу Я. – одно из ярчайших поэтических достижений автора «Слова». Им открывается череда многочисленных образов русских женщин в литературе и искусстве. В Я. воплотился внесословный идеал женщины Древней Руси. В отличие от Ольги, мудрой и преданной памяти мужа мстительницы,
Я. – носительница лирического, женского начала.
Ярославна – реальное историческое лицо, жена князя Игоря, дочь могущественного галицкого князя Ярослава Владимировича, названного в «Слове»

Слайд 12ПЛАЧ, причитания (причеть, голошение, вопль, крик) - жанр русской обрядовой и

бытовой народной поэзии; лирико-драматическая импровизация в стихах, в которой оплакивается смерть или несчастье близкого человека.
В «Плаче» Ярославны можно обнаружить черты разных жанров: плача, заклинания, заговора, языческой молитвы.
ПЛАЧ, причитания (причеть, голошение, вопль, крик) - жанр русской обрядовой и бытовой народной поэзии; лирико-драматическая импровизация в

Слайд 13Христианство принято, а в плаче Ярославны отчетливо слышны верования язычества: она,

как к богам, обращается к солнцу и ветру, мощному Днепру, прося защиты для Игоря и его воинов. Почему?
“Плач...”, по сути, – это моления, обращения, упования, взывание женщины к силам природы, к живому Мирозданью, в котором реки и ветер, Луна, звёзды и Дневное Светило, Ярило-Солнце, обнаруживают способность непосредственного участия в судьбах людей и влияния на важнейшие события, ситуации и положения.
Вывод: почему «Плач Ярославны считается шедевром русской литературы?
Христианство принято, а в плаче Ярославны отчетливо слышны верования язычества: она, как к богам, обращается к солнцу

Слайд 14 Но восходит солнце в небеси - Игорь-князь явился на Руси. Вьются

песни с дальнего Дуная, Через море в Киев долетая. По Боричеву восходит удалой К Пирогощей Богородице Святой.
Но восходит солнце в небеси - Игорь-князь явился на Руси. Вьются песни с дальнего Дуная,

Слайд 15 Основана в 1131 г. под названием Богородицы Пирогощей.
Согласно

летописным сообщениям, каменная церковь Богородицы, "рекомая Пирогоща", была заложена князем Мстиславом
С XVI в. соборный храм Киево-Подола, в 1620—33 гг. кафедра православного митрополита. В 1935 г. уничтожена, а в 1997—98 гг. воссоздана в предполагаемом первоначальном виде.
Основана в 1131 г. под названием Богородицы Пирогощей. Согласно летописным сообщениям, каменная церковь Богородицы,

Слайд 16 Необычное название храма происходит от константинопольской иконы "Пирготиссы", что означает

"башенная".
Под 1155 г. отмечено, что "в одном корабле" с ней была привезена на Русь икона Владимирской Божьей Матери. Согласно выводу большинства специалистов, икона Пирогощая была изображением Богоматери Одигитрии в полный рост. В Византии существовал обычай устанавливать подобные изображения на крепостных башнях в качестве апотропеев (оберегов).
Необычное название храма происходит от константинопольской иконы

Слайд 171.Главный герой – князь Игорь, поняв свою ошибку(гордость),через страдания приходит к

смирению пред Богом(«Ты меня возвысил, Ты меня изверг»), признаёт свою вину и стремится исправить сотворенное. Духовный рост очевиден.
2. Другая важная идея «Слова» — призыв к единению в период раздробленности государства, попытка предотвращения больших бед, коим стало монголо-татарское.
1.Главный герой – князь Игорь, поняв свою ошибку(гордость),через страдания приходит к смирению пред Богом(«Ты меня возвысил, Ты

Слайд 18 В круг повествования введены огромные географические пространства: половецкая степь.

Дон, Азовское и Черное моря, Волга, Рось, Днепр, Дунай, Западная Двина; города Киев, Полоцк, Корсунь, Курск, Чернигов, Переяславль, Белгород, Новгород - вся Русская земля высоты птичьего полёта.
В круг повествования введены огромные географические пространства: половецкая степь. Дон, Азовское и Черное моря, Волга,

Слайд 19Просторы Русской земли отражает и пейзаж.
Фон поэмы - ветер, солнце,

грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, галочий крик по утрам, море, овраги, реки. Деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игоря об опасности, природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена. Природа Русской земли в «Слове…» наполнена голосами и шумами. Даже неодушевленные предметы в нем говорят и чувствуют: «кричат телеги», «звенит слава», «поют копья»…

Просторы Русской земли отражает и пейзаж. Фон поэмы - ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие

Слайд 20 Русская Земля для

автора –
это и народ, населяющий ее: воины, князья, пахари, их жены. И все они, и природа, и люди, - огромное живое существо, которому не безразлична судьба войска Игорева, судьба Русской земли.

Русская Земля для автора –

Слайд 21Какой интонацией проникнут эпизод?
К каким силам природы обращается Ярославна? О чём

просит?
В чьём образе она предстает в начале плача? Чем готова помощь?
Только ли о судьбе мужа беспокоится Ярславна?
Какие художественные средства использует автор, чтобы передать чувства героини? В чем их особенность?
Почему в жанровом отношении данный эпизод определяют как плач?


Какой интонацией проникнут эпизод?К каким силам природы обращается Ярославна? О чём просит?В чьём образе она предстает в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть