Слайд 2Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную
картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей.
В основе героического эпоса положена победа
Французские эпос «Песнь о Роланде» (1170)
Немецкий эпос «Песнь о Нибелунгах» (1190)
Испанский «Песнь о моём Сиде» (1195)
В основе русского героического эпоса - поражение
Слайд 3В основе сюжета — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев,
предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем.
В кратких и сжатых выражениях «Слова…» изображаются не только события неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря в 1185 году, как об этом повествуется в летописях, но и припоминаются события из княжеских междоусобиц, походов и удачных битв, начиная с древнейших времен. Перед нами как бы народная история, народная эпопея.
Слайд 4Князь Игорь Новгород-Северский;
Великий князь Святослав;
Жена Игоря – Ярославна;
Русская земля;
Автор.
Слайд 5Литературный герой в современном смысле термина - то есть характер, наделенный
сюжетной ролью, - в литературе Древней Руси отсутствует. Значительная часть произведений, созданных в Х-XVI вв., вообще связана с риторикой - это торжественные слова, проповеди, поучения, притчи; там же, где есть сюжетная основа - в житии, путешествии (хожении), летописном рассказе о важных исторических событиях - нет вымысла, по крайней мере сознательного.
А литературный герой, как правило, действует в условных, специально придуманных автором обстоятельствах, позволяющих персонажу полнее раскрыться перед читателем, проявить себя.
Слайд 6Одним из основных, устойчивых приемов
в композиции «Слова» является «принцип зеркально-симметричного
построения»:
1)мотив затмевающегося солнца в начальной части и мотив сияющего солнца в заключительной части «Слова» образуют «симметричную рамку, которая замыкает всю композицию».
2)картины похода и битвы на Каяле
(т. е. цепь событий, приводящих главного героя в потусторонний мир) и
картины побега (возвращение героя из потустороннего мира).
Слайд 7Зачин. Воспоминание о Бояне;
Завязка. Игорь вступает в поход;
Развитие действия. Бои с
половцами;
Кульминация. «Золотое слово Святослава»
Развязка. Плач Ярославны. Побег из плена.
Заключение. Величие князей.
Слайд 9Вставные конструкции обязательно содержат доминирующий экспрессивный или оценочный элемент, выражают субъективное
отношение автора к сообщаемому.
Сон Святослава;
«Золотое слово Святослава»
Слайд 10Укоризненное обращение к Игорю и Всеволоду;
Воззвание к князьям о помощи;
Мысль о
единении против общего врага.
Слайд 11Ярославна – реальное историческое лицо, жена князя Игоря, дочь могущественного галицкого
князя Ярослава Владимировича, названного в «Слове» Осмомыслом.
Образ тоскующей по мужу Я. – одно из ярчайших поэтических достижений автора «Слова». Им открывается череда многочисленных образов русских женщин в литературе и искусстве. В Я. воплотился внесословный идеал женщины Древней Руси. В отличие от Ольги, мудрой и преданной памяти мужа мстительницы,
Я. – носительница лирического, женского начала.
Слайд 12ПЛАЧ, причитания (причеть, голошение, вопль, крик) - жанр русской обрядовой и
бытовой народной поэзии; лирико-драматическая импровизация в стихах, в которой оплакивается смерть или несчастье близкого человека.
В «Плаче» Ярославны можно обнаружить черты разных жанров: плача, заклинания, заговора, языческой молитвы.
Слайд 13Христианство принято, а в плаче Ярославны отчетливо слышны верования язычества: она,
как к богам, обращается к солнцу и ветру, мощному Днепру, прося защиты для Игоря и его воинов. Почему?
“Плач...”, по сути, – это моления, обращения, упования, взывание женщины к силам природы, к живому Мирозданью, в котором реки и ветер, Луна, звёзды и Дневное Светило, Ярило-Солнце, обнаруживают способность непосредственного участия в судьбах людей и влияния на важнейшие события, ситуации и положения.
Вывод: почему «Плач Ярославны считается шедевром русской литературы?
Слайд 14 Но восходит солнце в небеси -
Игорь-князь явился на Руси.
Вьются
песни с дальнего Дуная,
Через море в Киев долетая.
По Боричеву восходит удалой
К Пирогощей Богородице Святой.
Слайд 15 Основана в 1131 г. под названием Богородицы Пирогощей.
Согласно
летописным сообщениям, каменная церковь Богородицы, "рекомая Пирогоща", была заложена князем Мстиславом
С XVI в. соборный храм Киево-Подола, в 1620—33 гг. кафедра православного митрополита. В 1935 г. уничтожена, а в 1997—98 гг. воссоздана в предполагаемом первоначальном виде.
Слайд 16 Необычное название храма происходит от константинопольской иконы "Пирготиссы", что означает
"башенная".
Под 1155 г. отмечено, что "в одном корабле" с ней была привезена на Русь икона Владимирской Божьей Матери. Согласно выводу большинства специалистов, икона Пирогощая была изображением Богоматери Одигитрии в полный рост. В Византии существовал обычай устанавливать подобные изображения на крепостных башнях в качестве апотропеев (оберегов).
Слайд 171.Главный герой – князь Игорь, поняв свою ошибку(гордость),через страдания приходит к
смирению пред Богом(«Ты меня возвысил, Ты меня изверг»), признаёт свою вину и стремится исправить сотворенное. Духовный рост очевиден.
2. Другая важная идея «Слова» — призыв к единению в период раздробленности государства, попытка предотвращения больших бед, коим стало монголо-татарское.
Слайд 18 В круг повествования введены огромные географические пространства: половецкая степь.
Дон, Азовское и Черное моря, Волга, Рось, Днепр, Дунай, Западная Двина; города Киев, Полоцк, Корсунь, Курск, Чернигов, Переяславль, Белгород, Новгород - вся Русская земля высоты птичьего полёта.
Слайд 19Просторы Русской земли отражает и пейзаж.
Фон поэмы - ветер, солнце,
грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, галочий крик по утрам, море, овраги, реки. Деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игоря об опасности, природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена. Природа Русской земли в «Слове…» наполнена голосами и шумами. Даже неодушевленные предметы в нем говорят и чувствуют: «кричат телеги», «звенит слава», «поют копья»…
Слайд 20 Русская Земля для
автора –
это и народ, населяющий ее: воины, князья, пахари, их жены. И все они, и природа, и люди, - огромное живое существо, которому не безразлична судьба войска Игорева, судьба Русской земли.
Слайд 21Какой интонацией проникнут эпизод?
К каким силам природы обращается Ярославна? О чём
просит?
В чьём образе она предстает в начале плача? Чем готова помощь?
Только ли о судьбе мужа беспокоится Ярславна?
Какие художественные средства использует автор, чтобы передать чувства героини? В чем их особенность?
Почему в жанровом отношении данный эпизод определяют как плач?