Слайд 1Слово и его лексическое значение.
МАОУСОШ п. Витим
Коженкова Н.В.
Слайд 3
Здравствуйте!
Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:
И
учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов
Начать урок без лишних слов.
Слайд 4Восемнадцатое января.
Классная работа.
Слайд 5Какая фотография соответствует настроению в начале урока?
Слайд 6ПЕРЕБИВАЛКА
– За рекой...
– За какой?
– За широкой такой!
Проживал крокодил...
– Что жевал
крокодил?
– Не жевал!
Про-жи-вал! Задание:
Просто жил крокодил! 1.Почему дети не поняли друг друга?
– Но ведь ты говорил, 2.Запишите выделенные слова,
Что он что-то жевал? подберите к ним проверочные.
Или пере-жи-вал?
– Ох, ну ладно, жевал!
Страшно переживал!
И кусал, и глотал
Тех, кто пе-ре-би-вал!
(А. Кондратьев.)
Слайд 7Проживать
(жить)
жевать
(прожёванный)
Слайд 8Определяем основной вопрос урока
Давайте определим, о чём мы с вами будем
сегодня говорить на уроке.
Что должно быть у слова, чтобы мы его поняли? Какой будет тема урока? Предложите свой вариант.
Слайд 9
Что должно быть у слова, чтобы мы его поняли?
Какой будет тема
урока? Предложите свой вариант.
Определяем основной вопрос урока
Слово и его
значение.
Слайд 10
Вывод: итак, в центре нашего внимания СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ.
Открываем наш
учебник: стр.149.
Работа с учебно-научным текстом (чтение диалога ) .
Слайд 11слово
предметы
признаки
действия
лексическое
значение
буквы и звуки
лексика
лексикология
словарный состав
Слайд 12Делаем выводы:
Почему слово – одна из главных единиц языка?
Как вы думаете,
может ли человек знать все слова своего языка?
Как вы понимаете выражение «бедная речь»?
Слайд 13
А как можно обогатить свою речь?
Читайте! Поучить новые знания, улучшить свой стиль
письма и слог, вам поможет чтение хорошей литературы. Все талантливые писатели были заядлыми и внимательными читателями. Пушкин очень много читал с самого детства, он имел огромную библиотеку.
Учите стихи. Заучивание стихов развивает и укрепляет память и положительным образом сказывается на словарном запасе.
Пишите. Переписывайте чужие статьи и ваши любимые литературные произведения .
Разгадывайте кроссворды. Кроссворды и даже банальный поиск слов в онлайн энциклопедиях помогут вам обогатить ваш словарный запас.
Читайте словари. Выписывайте значения интересных слов, знакомьтесь с новыми словами – внушительный процент слов осядет в вашем пассивном словарном запасе.
Слайд 14Толковые словари
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.
В.И. Даль. Толковый
словарь живого великорусского языка. В 4-х томах.
Слайд 15Возьмите на заметку
Обычный человек –
3 тыс. слов.
А.С. Пушкин – не
менее 22 тыс. слов.
Учёный-филолог – 11 тыс. слов.
Слайд 16ЛЕКСИКА
(греч. «лексис»- слово, выражение) – раздел русского языка, изучающий
его словарный состав.
Сколько слов в русском языке?
В современном русском языке около 200 000 слов. Иностранные слова (30 000), новые слова (5000), научные термины, жаргоны
(10 000), устаревшие слова (30 000), имена собственные и прозвища (25 000), слова-однодневки, которые невозможно сосчитать, диалектные слова (около200 000).
Слайд 17Физкультминутка!
Потрудились – отдохнём!
Встанем – глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо
поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили
Слайд 18Бессмертник – удивительное чудо природы. Упраж. 326.
Слайд 19Читаем учебник!
Стр. 150- 151 Работа с учебно-научным текстом .
Слайд 20Лексическое значение слова – то, что слово обозначает.
Багровый, - ая, -ое.
Густо-красный, кровавого цвета. Дым багровый кругами всходит к небесам (А.С. Пушкин).
Багровый – красный, алый, пурпурный, …
Багровый – багрянец, побагроветь, …
Слайд 21Читаем учебник!
Упражнение 327- устно.
Слайд 23Какая фотография соответствует настроению в конце урока?
Слайд 24Домашнее задание:
Выучить новые понятия.
Упраж. 329 строго по заданию!