Слайд 1Урок русского языка в 6 классе по учебнику Е.А. Быстровой и
Л.В. Кибиревой
Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа.
Склонение числительных от 1 до 4
Слайд 2Отгадайте загадку
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два
вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
Слайд 3Диагностическая карточка ученика 6 класса (Ф.И.)____________________
Слайд 4
Эталон проверки упр. 86 на стр. 67
Количественное, порядковое, величина, погонишься,
поймаешь, двенадцать, одиннадцать, удесятерить, впятером, вдесятеро, пятерка, двойной, трояк, никаких рекордов, семьдесят, поход, половец, древнерусский, параллель, шестьдесят, длинноухий, девятьсот, килограмм, миллион, старинный, аршин, сажень, шестиклассник, лиственница.
Слайд 5Вставьте окончания:
У одн… детей.
У дво… ребят.
О трет… парах.
Для четверт…
класса.
Слайд 6Эталон проверки
У одних детей.
У двоих ребят.
О третьих парах.
Для четвертого
класса.
Слайд 8Алгоритм склонения числительного один.
Прочитать числительное.
Определить род
Подобрать соответственное прилагательное
Просклонять оба слова
Соотнести окончания прилагательного и числительного в Р. п. , Д.п., Тв. п. и П.п.
Слайд 11Прочитайте словосочетания, определите окончание и падеж числительных
Одн… месяца
Одн… окну
Одн.. окном
Об одн… окне
Одн… дыне
Дв… часов
Дву… соснами
Слайд 12Как образовалось числительное один:
Числительное один произошло от общеславянской формы единъ.
Едъ - усилительная частица, инъ -
один, некоторый, какой-то (иной, инородцы, иностранцы). Старое слово инъ - источник образования в русском языке слов со значением единичности (гражданин, татарин).
Слайд 13Карточка 2.
Отгадайте загадки. Определите, как имена числительные помогают отгадать задуманное слово.
Выпишите количественные числительные 1,2,3,4 вместе с предлогами, определите падеж. После выполнения работы проверьте по эталону.
1. Утром - на четырёх ногах, в полдень - на двух, вечером - на трёх.
2. Кто ест сено безо рта, тремя зубами.
3. На одном поводу двенадцать коней поведу.
4. Двое стоят, двое лежат, пятый ходит, шестой водит.
5. Четыре уха, а перьев не сосчитать.
6. Шесть ног, две головы, один хвост.
7. Четыре братца под одним шатром сидят.
8. У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем.
Слайд 14Эталон проверки карточки № 2
Человек, вилы, грабли, дверь, подушка, всадник,
стол, рука и пальцы.
На четырёх – П.п.,
на двух- П.п.,
на трёх - П.п.,
тремя - Тв.п.,
на одном – П.п.,
четыре – И.п.,
две- И.п.,
один – И.п., четыре – И.п., под одним – Тв.п., у двух – Р.п., одно – И.п.
Слайд 15Эталон проверки карточки № 3
Тип повествование. Стиль научный.
Три тысячи – количественное,
составное.
Первые - порядковое, простое.
Пяти- количественное, простое.
Семь - количественное, простое.
Двадцати восьми - количественное, составное.
Четыре - количественное, простое.
Семи - количественное, простое
Слайд 16Гарифзян Ахунзянович Ахунов (Гариф Ахунов)- заслуженный деятель искусств РСФСР, народный писатель Татарстана,
видный государственный и общественный деятель, лауреат премии Татарской АССР им. Габдуллы Тукая.
Слайд 17Эталон проверки задания к учебному пособию по русскому языку «Региональный компонент»,
стр. 134, упр. 163.
В жизни есть два чуда: первое – это родник, пробивающийся сквозь толщу земли, чтобы утолить жажду и дать возможность жизни, всему сущему на земле. А второе – букварь, утоляющий жажду познания.
Утолить, дать – глаголы в начальной форме, отвечают на вопрос что сделать?
Возможность – сущ. ж.р. , 3 скл.
Букварь – ь знак указывает на мягкость согласного.
Утоляющий- пишем с О , это словарное слово.
УТОЛИТЬ, 1.Удовлетворить потребность в еде, в питье. . 2. Удовлетворить какое-л. собственное желание, потребность 3. Успокоить, ослабить, умерить каким-л. образом проявление каких-л. чувств; облегчить какое-л. состояние.
Два чуда, двух чудес, к двум чудесам, два чуда, двумя чудесами, о двух чудесах.
Слайд 18Эталон ответа к фразеологизмам
Дружно, единогласно;
Очень быстро;
Очень похожи;
Запутаться
в чём-то простом;
Не выходить из дома.
Они были похожи как две капли воды.
Это задание он выполнил в два счета.
1, 2, 3 - В.п.; 4, 5 –П.п.;
Слайд 19
Чем мы занимались на уроке?
Что нового узнали?
Над чем нужно поработать?
Слайд 20Домашнее задание
1. Кто научился писать окончания имен числительных 1,2,3,4 , но
остался вопрос по теме урока, выполните упр. № 89, стр. 71-79, задание 1, из параграфа 14.
2 Кто научился писать окончания имен числительных 1,2,3,4 , но не уверен, выполните упр.89, стр. 71-79, задание 2, из параграфа 14.
3. Найдите в учебнике географии предложения, где встречаются числа 1,2,3,4 и выпишите предложения, определите падежи числительных.
4. Задания для умников и умниц!
Кто научился писать окончания имен числительных 1,2,3,4 и может объяснить тему товарищу, напишите небольшое сочинение по одной из пословиц, где встречаются цифры 1,2,3,4.