Слайд 1 «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ»
А. С.ПУШКИНА
И
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»
В. А.
ЖУКОВСКОГО
Выполнил : Афлятунов Артур
Ученик 5б класса
Учитель: Насипова Люция Марсовна
Слайд 2Цель: сравнение сказок А. Пушкина и В. Жуковского, выявление сходства и различия
между ними и первоисточниками.
Слайд 3Задачи:
1. Прочитать сказки;
2. Сравнить сюжеты, композицию и героев сказок Пушкина и
Жуковского;
3. Установить их первоисточники;
4. Выявить родство этих сказок с народными;
5. Установить сохранение традиций народных сказок в литературных произведениях;
6. Провести анкетирование учащихся и родителей;
7. Обобщить результаты сравнения, сделать выводы.
8. Создать свой текст, презентацию.
9. Принять участие в научно-практической конференции
Слайд 4Актуальность нашей темы в том, что материала по
сравнению сказок А.С. Пушкина и В.А. Жуковского в учебниках литературы нет, и он может быть использован как учителями, так и учащимися школы
Объект исследования - тексты: «Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина, «Спящая царевна» В. А. Жуковского, «Белоснежка» братьев Гримм, «Спящая красавица» Шарля Перро
Предмет исследования - сюжеты, композиция (зачины, завязка, развитие действия, развязка) художественные средства (эпитеты, сравнения, повтор), герои произведений, совпадения и различия в них, наличие элементов народной сказки.
.
Слайд 5Задачи:
1. Прочитать сказки;
2. Сравнить сюжеты, композицию и героев сказок Пушкина и
Жуковского;
3. Установить их первоисточники;
4. Выявить родство этих сказок с народными;
5. Установить сохранение традиций народных сказок в литературных произведениях;
6. Провести анкетирование учащихся и родителей;
7. Обобщить результаты сравнения, сделать выводы.
8. Создать свой текст, презентацию.
9. Принять участие в научно-практической конференции
Слайд 6Глава 1.
Теоретическая часть.
Лето 1831 года Жуковский и
Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной
Слайд 7СРАВНЕНИЕ СКАЗОК
Название.
У Жуковского - «Спящая царевна» (название повторяет
первоисточник). У Пушкина - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть общее слово - царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина - умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья - семь богатырей.
Слайд 8СРАВНЕНИЕ СКАЗОК
Сюжет.
В основу сказок положен сюжет народной сказки.
Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.
Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Другой источник - волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А М. К. Азадовский указывает на западно - европейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм. Но это совпадение только внешнее. Пушкинское творение более поэтичное, выражающее идеи и идеалы русского народа. Рассмотрим совпадения и различия в сюжете сказок Пушкина и Жуковского
Слайд 9СРАВНЕНИЕ СКАЗОК
Совпадения:
- беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле;
- причина
печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида;
- зло совершают женщины: старуха-фея и царица (чернавка) - мачеха. Они губят царевен;
- с царевен снимается проклятие;
- царевен пробуждают царские сыновья: царевич Елисей и царский сын (без имени);
- царевны обе красавицы;
- царевичам помогают в поисках царевен: 11 чародеек - 7 богатырей (чисто русские, национальные персонажи у Пушкина);
- царевны пробуждаются - оживают;
- женитьба спасителей на царевнах;
- колдунья-фея и царица - мачеха превращаются в старушек, идя на злое дело;
Слайд 10СРАВНЕНИЕ СКАЗОК
Различия в сюжете сказок:
- Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея
- злая колдунья - она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
- У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
- У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) - у Жуковского уснула (романтические мотивы).
- У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского - 300 лет спала.
- Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) - царевичу Жуковского помогает старик.
- Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте - у Жуковского спит дома.
- Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского - веретено.
- Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) - у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).
-У Пушкина зло наказано - мачеха от злости умерла - у Жуковского злая колдунья исчезла.
В сказках разные места действия: у Жуковского - дворец, бор - у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.
Слайд 11СРАВНЕНИЕ СКАЗОК
Композиция сказок похожа: как в народных, в них есть зачин
ЗАВЯЗКА
РАЗВИТИЕ
ДЕЙСТВИЙ
КУЛЬМИНАЦИЯ
Сказочная концовка - свадьба, пир
Слайд 12СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Постоянные эпитеты – их много в обоих произведениях
у Жуковского: мертвым сном,
дикий бор, дремучий лес, губки алые, гробовая тишина и др.
У Пушкина: красная девица, черная зависть, злая мачеха, алые губки, добрая весть, люди добрые, красно солнце, месяц ясный, ветер буйный, синее море и др.
Сравнения: у Жуковского: Вспыхнул вдруг, как от огня; Прянул конь от острых шпор И стрелой пустился в бор; Начал жить да поживать, Как дотоле, без забот.; В покое том вьется лестница винтом и др
Слайд 13Глава 2.
Практическая часть.
Сказки Пушкина хорошо знают и
любят люди разного возраста, помнят строчки наизусть. Это подтвердило проведенное нами анкетирование учащихся средних классов и их родителей.
Ответы показали, что, несмотря на не детский возраст, эта группа людей знает сказки
Сказка Жуковского «Спящая царевна»
Сказка Пушкина «Сказка о мертвой царевне»
Слайд 14Глава 2.
Практическая часть.
Помним наизусть строчки
Слайд 15Глава 2.
Практическая часть.
Цитируемые строчки
Слайд 16ВЫВОД
Проведя исследование, мы установили, что Жуковский взял
за основу литературные сказки – «Шиповник» братьев Гримм (в его переводе «Царевна-шиповник») и «Спящая красавица» французского писателя Шарля Перро, объединил оба варианта и переложил стихом. Он русифицировал сказку, введя некоторые русские народные черты. Но все же в ней чувствуется стилистическая близость к французскому источнику: во-первых, образ феи-колдуньи не характерен для русских сказок; во- вторых, рак-предсказатель вообще не русский образ; в - третьих, преобладают романтические мотивы и элементы. А Пушкин написал свою, неповторимую литературную сказку. Она отличается сюжетом, героями, языком. Нужно отметить стилистическое своеобразие сказки Пушкина и его новаторство:
Слайд 17 Мы видим, Пушкин создал
истинно народную сказку, она вобрала все традиции русской народной сказки. Обратясь к народным сказкам, он творчески переработал фольклорные элементы, соединил народные сказочные традиции и литературное новаторство. Несмотря на то, что между сказками о царевнах есть сходства, различий все-таки больше. В пушкинской сказке больше событий, напряженнее сюжет, народный язык, обилие народных выражений, традиционных образов. Написанные по похожему сюжету, они воспринимаются как совершенно разные произведения. В пушкинской - русский дух, народные образы и язык, увлекательный сюжет, интрига, зависть. Его сказка – прямая наследница народной сказки. Многие слова пушкинской сказки как будто произнесены сказителем: «Аль откажешь мне в ответе? », «Начал жить да поживать», «Ждет-пождет», «Инда очи разболелись, глядючи». С. Я. Маршак говорил: «В созданиях народной поэзии Пушкина привлекают не только фабула и причудливые узоры внешней формы, но прежде всего реалистическая основа, их нравственное содержание». Пушкин воспринял от народных сказок гуманистические идеи и веру в победу добра и справедливости. Сказки Пушкина хорошо знают и любят люди разного возраста, помнят строчки наизусть.
Слайд 18ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенное исследование и
анкетирование подтверждает нашу гипотезу, что в сказках «Спящая царевна» В. А. Жуковского и «Сказке о мертвой царевне» А. С. Пушкина различий больше, чем общего, и сказка Пушкина ближе к русским народным, легко запоминается, поэтому ее хорошо знают и любят как дети, так и взрослые. Сказки любимого поэта есть в каждой семье, и встреча с ними происходит в раннем возрасте.
Слайд 19http://fordezign.ru/kliparty/18052-klipart-v-png-na-prozrachnom-fone-raznocvetnye-zavitushki.html
клипарт «Разноцветные завитушки», элемент декора на
1 слайде
А.С. Пушкин, Сказки Пушкина, издательство «ОЛМА Медиа Групп» (2011) , серия «Лучшие сказки для детей», художник Канивец Татьяна
Все элементы для создания фона взяты из книги. Изображения отсканированы и обработаны в программе Adobe Photoshop.
Рамочка сделана в программе Adobe Photoshop
http://yun.moluch.ru/archive/1/69/
https://yandex.ru/images/search?text=спящая%20красавица%20КОНЦОВКА
https://yandex.ru/images/search?p=2&text=сказка%20о%20мертвой%20царевне%20и%20о%20семи%20богатырях%20картинки=simage.
Источники