Презентация, доклад на тему Система работы с учащимися по написанию сочинений 9-11 класс

Содержание

Система работы с учащимися по написанию сочинений

Слайд 1

Вслушайся. Вникни. Не позабудь:
У слова свой

норов, свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть,
Слово тебе сотворит добро…

С.Островая:



Вслушайся. Вникни. Не позабудь:  У слова свой норов, свое нутро.   И

Слайд 2Система работы с учащимися по написанию сочинений

Система работы с учащимися по написанию сочинений

Слайд 3Что такое сочинение?

Что такое сочинение?

Слайд 4Что такое сочинение?
Это школьные упражнения в правильном изложении мысли на заданную

тему (Ушаков)
Это монологическое высказывание в прозе на литературную или публицистическую тему, которое может быть написано в любом жанре художественной, публицистической и научной речи (Калганова)
Это письменное выражение своей точки зрения на какой-либо предмет или явление жизни или литературы (Шолохов)
Это творчество, а не бездумное списывание чьих-то заготовок, где едва ли не на каждой странице то ложная мудрость, то раскрашенная фальшь (Ильин)



Что такое сочинение?Это школьные упражнения в правильном изложении мысли на заданную тему (Ушаков)Это монологическое высказывание в прозе

Слайд 5Свои мысли – это основа сочинения. Возможны и мысли автора, критиков,

читателей. Необходимо иметь в виду время создания произведения, условия написания, мировоззрение автора. Уместное использование литературоведческой терминологии демонстрирует компетенцию пишущего, определяет содержательность работы, глубину раскрытия темы.
Свои мысли – это основа сочинения. Возможны и мысли автора, критиков, читателей. Необходимо иметь в виду время

Слайд 6Типичные трудности в работе с младшими школьниками

Уход от темы
Излишние подробности
Неумение членить

текст на абзацы
Неправильное построение предложений (несколько мыслей в одном предложении: Этим летом мы ездили на Байкал там было очень интересно мы хорошо отдохнули)
и другие

Типичные трудности в работе с младшими школьникамиУход от темыИзлишние подробностиНеумение членить текст на абзацыНеправильное построение предложений (несколько

Слайд 7 Творческие работы
1. Коллективное сочинение по иллюстрации, фотографии

или по заданной теме (в 5-6 кл) – коллективный разум
2.Раскройте смысл афоризма, пословицы
«Зорко одно лишь сердце. Глазами главного не увидишь» (С.Экзюпери «Маленький принц»)
3. Рассказ о писателе по портрету (не зная, кто) – орден, мундир, взгляд, черты лица
4 Школьный кинотеатр – обсуждение фильма.
5. Сочинение по эпизоду (тема данного эпизода, основная идея, отношение автора, ваше отношение к герою, изобразительные средства)
6. Изложение с элементами сочинения
7. Диктант с продолжением
8.Музыкальное сочинение
9.Составить комплекс вопросов (5-10) по восприятию текста .
Обязательный последующий подробный анализ работ и ошибок, взаимное рецензирование работ

Творческие работы1. Коллективное сочинение по иллюстрации, фотографии или по заданной теме (в 5-6

Слайд 8Мозговой штурм
Составьте вопросы к теме сочинения «Обломовы : «Наше имя –

легион!»
Какие основные черты характера Обломова?
Что такое обломовщина?
Что такое легион?
Жива ли обломовщина в наши дни?
Присутствует ли она во мне?

Мозговой штурмСоставьте вопросы к теме сочинения «Обломовы : «Наше имя – легион!» Какие основные черты характера Обломова?Что

Слайд 9 Изложение
1. При первом

прослушивании не записывать, воспринимая текст в целом (прикрыть глаза, создавая в голове фильм)
2. При втором прослушивании быстро и сокращенно записывать ключ. слова с большими пробелами. Нумеровать абзацы при длительных паузах, позднее вместо номера делать красную строку.
3. Восстановить текст по опорным словам на черновике
4. Проверить текст, применяя приемы сжатия (сокращение, объединение, замена прямой речи на косвенную и т.д.)
5. Переписанный набело текст еще раз проверить!
6. Тренировать ухо уч-ся на чужой голос

Изложение1. При первом прослушивании не записывать, воспринимая текст в

Слайд 10Сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Слайд 11 Итоговое экзаменационное сочинение
(по литературе)

Итоговое экзаменационное сочинение(по литературе)

Слайд 121. Стратегическая долговременная подготовка
1. Прочитать летом произведение (чтение №1)
2. Литературно-критические работы,

пособия
3. Выявление философских, нравственных, экологических вопросов. Читать и делать записи (крат.содержание, сюжет, проблема, крит.литература)
4. Вторичное чтение в учебном году
(чтение № 2)
Нельзя готовиться по «золотым сочинениям!
1. Стратегическая долговременная подготовка1. Прочитать летом произведение (чтение №1)2. Литературно-критические работы, пособия3. Выявление философских, нравственных, экологических вопросов.

Слайд 132.Экспресс-подготовка
1. Экстренная помощь перед экзаменом
Важно научиться читать формулировку темы, понимать каждое

слово!
2.Экспресс-подготовка1. Экстренная помощь перед экзаменомВажно научиться читать формулировку темы, понимать каждое слово!

Слайд 14 3. Работа с текстом во время экзамена
Оформление. Абзацы!
Цитаты – кавычки письменные!
Поэтические

цитаты в кавычки не берутся (если строфа).
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
Если в одну строчку, то заключается в кавычки «Люблю Отчизну я, но странною любовью: не победит её рассудок мой».
Точно указывать название стихотворения, автора, инициалы (или по первой строке). Использовать выборочные цитаты «Состояние бедной… сироты …, собственное мое бессилие устрашали меня».
Цитаты из критических статей, если берутся дословно, заключаются в кавычки.
Пользоваться словарем!
3. Работа с текстом во время экзаменаОформление. Абзацы!Цитаты – кавычки письменные!Поэтические цитаты в кавычки не берутся

Слайд 15Классификация тем сочинений (обучающих в течение года)
1. Характеристика одного героя
2. Сравнительная характеристика

героев
3. Групповая характеристика образов
4. Обобщающая характеристика событий, явлений.
5. Сочинение – проблема
6. Сочинение на свободную тему
7. Словесное рисование
8. Сочинение-миниатюра
9. Анализ эпизода
10. Роль пейзажа в... Роль детали в …
11. Рецензия на спектакль, кинофильм. Отзыв о книге.
12. Анализ идейного содержания
13. Характеристика художественных особенностей

Классификация тем сочинений (обучающих в течение года)1. Характеристика одного героя2. Сравнительная характеристика героев3. Групповая характеристика образов4. Обобщающая

Слайд 16Нетрадиционные темы сочинений
Бедная Лиза в современных условиях
К нам в школу едет

ревизор
Письмо литературному герою
Письмо литературного героя
Нетрадиционные темы сочиненийБедная Лиза в современных условияхК нам в школу едет ревизорПисьмо литературному героюПисьмо литературного героя

Слайд 19Работа над заголовком сочинения
«Мы не подберем заглавия,— писал А.Н. Островский к

соавтору Н.А. Соловьеву, — что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует, что в нем трудно разобраться; что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор»
Работа над заголовком сочинения«Мы не подберем заглавия,— писал А.Н. Островский к соавтору Н.А. Соловьеву, — что это

Слайд 20Заголовок сочинения
Название может отображать
1. Героя («Ася»)
2. Профессию («Станционный смотритель»)
3. Место

действия («Гамбринус»)
4. Время действия («После бала»)
5. Действие («Женитьба»)
6 .Деталь («Корзина с еловыми шишками») 7. Главную мысль («Не все коту масленица»)
8. Вопрос («Что делать?»)
9. Противоположный смысл («Война и мир»)
10. Иронию(«Лошадиная фамилия»)
11. Полемическую оценку («Некуда», «Много ли человеку нужно?»)
12.Метафору («Хамелеон»)
13. Сюжетные названия - кульминац. момент («Выстрел»)


Заголовок сочинения  Название может отображать1. Героя («Ася»)2. Профессию («Станционный смотритель»)3. Место действия («Гамбринус»)4. Время действия («После

Слайд 21
Название должно быть ярким, неожиданным, ошеломляющим, интригующим, оригинальным. Оно должно привлекать.

Это своеобразная реклама.

Заголовки детективов Т. Устиновой
«Большое зло и мелкие пакости»
«Запасной инстинкт»
«Жизнь, по слухам, одна!»
«Мой личный враг», «Саквояж со светлым будущим»
Название должно быть ярким, неожиданным, ошеломляющим, интригующим, оригинальным. Оно должно привлекать. Это своеобразная реклама.Заголовки детективов Т. Устиновой«Большое

Слайд 22Жанры и стили сочинений. Типы текстов. Возрастные рамки.
«Подслушанный разговор». Стиль –

художественный. Тип – повествование. Жанр – сказка. 4-5 кл.
«Что есть красота?» Стиль – публицистический. Тип – рассуждение. Жанр – эссе. 9-11 кл.
«Стоят в России обелиски…». Стиль – публицистический. Тип – описание. Жанр – заочная экскурсия. 7-8 кл.
Жанры и стили сочинений. Типы текстов. Возрастные рамки.«Подслушанный разговор». Стиль – художественный. Тип – повествование. Жанр –

Слайд 23

Направления итогового сочинения
Перечень на 2015-2016 учебный год. 1) Время - направление

ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. 2) Дом - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
Направления итогового сочиненияПеречень на 2015-2016 учебный год.   1) Время - направление ориентировано на широкое осмысление

Слайд 24
3) Любовь - направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных

позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. 4) Путь - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. 5) «Год литературы» - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
3) Любовь - направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и

Слайд 25Критерии оценивания сочинений (для ученика)
1. Я смог раскрыть тему
2. Я правильно сформулировал

микротемы, делал абзацы.
3. Я использовал разнообразные предложения, правильно строя предложения, соблюдая грамматические нормы. Использовал цитаты.
4. Я написал работу чисто, аккуратно, без ошибок.
Критерии оценивания сочинений (для ученика)1. Я смог раскрыть тему2. Я правильно сформулировал микротемы, делал абзацы.3. Я использовал

Слайд 26Учитывать при оценивании сочинения
1. Степень самостоятельности
2. Соответствие теме (правильное, глубокое, полное

освещение темы)
3. Наличие главной, ведущей мысли, являющейся ответом на вопрос, поставленный темой.
4. Логически последовательное изложение мыслей.
5. Аргументированность
6. Выражение собственной позиции
7. Умение отбирать необходимый материал, эпизоды
8. Обоснованное использование цитат
9. Абзацное членение текста
10. Стилевое единство, выразительность речи, эмоциональность
11. Точность изложения литературных и исторических фактов
12. Жанровое своеобразие
13. Грамотность. Единый орфографический режим!
Учитывать при оценивании сочинения1. Степень самостоятельности2. Соответствие теме (правильное, глубокое, полное освещение темы)3. Наличие главной, ведущей мысли,

Слайд 27Полезные советы пишущему сочинение
Работайте над текстом с карандашом, делая пометки.
Делайте закладки.
Цитаты

не должны быть большими, не должны повторять мысль пишущего (Есенин готов воспевать Русь: «Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть Земли с названьем кратким Русь»
Сочинение по литературе должно быть с выходом на историю, философию
Полезные советы пишущему сочинениеРаботайте над текстом с карандашом, делая пометки.Делайте закладки.Цитаты не должны быть большими, не должны

Слайд 28Оценивание сочинений
Нужно постепенно переходить от традиционной двойной оценки 4/3 к баллам

по критериям, чтобы ученик знал, за что ему поставили 4 или 3. Критерии оценивания учащиеся должны четко знать. Их можно вывесить на стенде в кабинете. Переход к новому оцениванию должен быть утвержден на МО.
Оценивание сочиненийНужно постепенно переходить от традиционной двойной оценки 4/3 к баллам по критериям, чтобы ученик знал, за

Слайд 29 1. Сигов В.К. Ломилина Н.И. «Рассуждение о сочинении» ж. ЛШ №

5 2015 г

2. «Сочинения разных жанров в старших классах» Калганова Т.А.

Рекомендуемая литература:

1. Сигов В.К. Ломилина Н.И. «Рассуждение о сочинении» ж. ЛШ № 5 2015 г 2. «Сочинения

Слайд 30

Мини – ликбез


ИРОЗ – институт развития образования Забайкалья
ФГОС ( не ФЭГЭОС !)
РефлЕксия

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть