Слайд 1
Вслушайся. Вникни. Не позабудь:
У слова свой
норов, свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть,
Слово тебе сотворит добро…
С.Островая:
Слайд 2Система работы с учащимися по написанию сочинений
Слайд 4Что такое сочинение?
Это школьные упражнения в правильном изложении мысли на заданную
тему (Ушаков)
Это монологическое высказывание в прозе на литературную или публицистическую тему, которое может быть написано в любом жанре художественной, публицистической и научной речи (Калганова)
Это письменное выражение своей точки зрения на какой-либо предмет или явление жизни или литературы (Шолохов)
Это творчество, а не бездумное списывание чьих-то заготовок, где едва ли не на каждой странице то ложная мудрость, то раскрашенная фальшь (Ильин)
Слайд 5Свои мысли – это основа сочинения. Возможны и мысли автора, критиков,
читателей. Необходимо иметь в виду время создания произведения, условия написания, мировоззрение автора. Уместное использование литературоведческой терминологии демонстрирует компетенцию пишущего, определяет содержательность работы, глубину раскрытия темы.
Слайд 6Типичные трудности в работе с младшими школьниками
Уход от темы
Излишние подробности
Неумение членить
текст на абзацы
Неправильное построение предложений (несколько мыслей в одном предложении: Этим летом мы ездили на Байкал там было очень интересно мы хорошо отдохнули)
и другие
Слайд 7 Творческие работы
1. Коллективное сочинение по иллюстрации, фотографии
или по заданной теме (в 5-6 кл) – коллективный разум
2.Раскройте смысл афоризма, пословицы
«Зорко одно лишь сердце. Глазами главного не увидишь» (С.Экзюпери «Маленький принц»)
3. Рассказ о писателе по портрету (не зная, кто) – орден, мундир, взгляд, черты лица
4 Школьный кинотеатр – обсуждение фильма.
5. Сочинение по эпизоду (тема данного эпизода, основная идея, отношение автора, ваше отношение к герою, изобразительные средства)
6. Изложение с элементами сочинения
7. Диктант с продолжением
8.Музыкальное сочинение
9.Составить комплекс вопросов (5-10) по восприятию текста .
Обязательный последующий подробный анализ работ и ошибок, взаимное рецензирование работ
Слайд 8Мозговой штурм
Составьте вопросы к теме сочинения «Обломовы : «Наше имя –
легион!»
Какие основные черты характера Обломова?
Что такое обломовщина?
Что такое легион?
Жива ли обломовщина в наши дни?
Присутствует ли она во мне?
Слайд 9 Изложение
1. При первом
прослушивании не записывать, воспринимая текст в целом (прикрыть глаза, создавая в голове фильм)
2. При втором прослушивании быстро и сокращенно записывать ключ. слова с большими пробелами. Нумеровать абзацы при длительных паузах, позднее вместо номера делать красную строку.
3. Восстановить текст по опорным словам на черновике
4. Проверить текст, применяя приемы сжатия (сокращение, объединение, замена прямой речи на косвенную и т.д.)
5. Переписанный набело текст еще раз проверить!
6. Тренировать ухо уч-ся на чужой голос
Слайд 10Сочинение на ЕГЭ по русскому языку
Слайд 11 Итоговое экзаменационное сочинение
(по литературе)
Слайд 121. Стратегическая долговременная подготовка
1. Прочитать летом произведение (чтение №1)
2. Литературно-критические работы,
пособия
3. Выявление философских, нравственных, экологических вопросов. Читать и делать записи (крат.содержание, сюжет, проблема, крит.литература)
4. Вторичное чтение в учебном году
(чтение № 2)
Нельзя готовиться по «золотым сочинениям!
Слайд 132.Экспресс-подготовка
1. Экстренная помощь перед экзаменом
Важно научиться читать формулировку темы, понимать каждое
слово!
Слайд 14
3. Работа с текстом во время экзамена
Оформление. Абзацы!
Цитаты – кавычки письменные!
Поэтические
цитаты в кавычки не берутся (если строфа).
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
Если в одну строчку, то заключается в кавычки «Люблю Отчизну я, но странною любовью: не победит её рассудок мой».
Точно указывать название стихотворения, автора, инициалы (или по первой строке). Использовать выборочные цитаты «Состояние бедной… сироты …, собственное мое бессилие устрашали меня».
Цитаты из критических статей, если берутся дословно, заключаются в кавычки.
Пользоваться словарем!
Слайд 15Классификация тем сочинений
(обучающих в течение года)
1. Характеристика одного героя
2. Сравнительная характеристика
героев
3. Групповая характеристика образов
4. Обобщающая характеристика событий, явлений.
5. Сочинение – проблема
6. Сочинение на свободную тему
7. Словесное рисование
8. Сочинение-миниатюра
9. Анализ эпизода
10. Роль пейзажа в... Роль детали в …
11. Рецензия на спектакль, кинофильм. Отзыв о книге.
12. Анализ идейного содержания
13. Характеристика художественных особенностей
Слайд 16Нетрадиционные темы сочинений
Бедная Лиза в современных условиях
К нам в школу едет
ревизор
Письмо литературному герою
Письмо литературного героя
Слайд 19Работа над заголовком сочинения
«Мы не подберем заглавия,— писал А.Н. Островский к
соавтору Н.А. Соловьеву, — что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует, что в нем трудно разобраться; что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор»
Слайд 20Заголовок сочинения
Название может отображать
1. Героя («Ася»)
2. Профессию («Станционный смотритель»)
3. Место
действия («Гамбринус»)
4. Время действия («После бала»)
5. Действие («Женитьба»)
6 .Деталь («Корзина с еловыми шишками»)
7. Главную мысль («Не все коту масленица»)
8. Вопрос («Что делать?»)
9. Противоположный смысл («Война и мир»)
10. Иронию(«Лошадиная фамилия»)
11. Полемическую оценку («Некуда», «Много ли человеку нужно?»)
12.Метафору («Хамелеон»)
13. Сюжетные названия - кульминац. момент («Выстрел»)
Слайд 21
Название должно быть ярким, неожиданным, ошеломляющим, интригующим, оригинальным. Оно должно привлекать.
Это своеобразная реклама.
Заголовки детективов Т. Устиновой
«Большое зло и мелкие пакости»
«Запасной инстинкт»
«Жизнь, по слухам, одна!»
«Мой личный враг», «Саквояж со светлым будущим»
Слайд 22Жанры и стили сочинений. Типы текстов. Возрастные рамки.
«Подслушанный разговор». Стиль –
художественный. Тип – повествование. Жанр – сказка. 4-5 кл.
«Что есть красота?» Стиль – публицистический. Тип – рассуждение. Жанр – эссе. 9-11 кл.
«Стоят в России обелиски…». Стиль – публицистический. Тип – описание. Жанр – заочная экскурсия. 7-8 кл.
Слайд 23
Направления итогового сочинения
Перечень на 2015-2016 учебный год.
1) Время - направление
ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
2) Дом - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
Слайд 24
3) Любовь - направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных
позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
4) Путь - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
5) «Год литературы» - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Слайд 25Критерии оценивания сочинений
(для ученика)
1. Я смог раскрыть тему
2. Я правильно сформулировал
микротемы, делал абзацы.
3. Я использовал разнообразные предложения, правильно строя предложения, соблюдая грамматические нормы. Использовал цитаты.
4. Я написал работу чисто, аккуратно, без ошибок.
Слайд 26Учитывать при оценивании сочинения
1. Степень самостоятельности
2. Соответствие теме (правильное, глубокое, полное
освещение темы)
3. Наличие главной, ведущей мысли, являющейся ответом на вопрос, поставленный темой.
4. Логически последовательное изложение мыслей.
5. Аргументированность
6. Выражение собственной позиции
7. Умение отбирать необходимый материал, эпизоды
8. Обоснованное использование цитат
9. Абзацное членение текста
10. Стилевое единство, выразительность речи, эмоциональность
11. Точность изложения литературных и исторических фактов
12. Жанровое своеобразие
13. Грамотность. Единый орфографический режим!
Слайд 27Полезные советы пишущему сочинение
Работайте над текстом с карандашом, делая пометки.
Делайте закладки.
Цитаты
не должны быть большими, не должны повторять мысль пишущего (Есенин готов воспевать Русь: «Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть Земли с названьем кратким Русь»
Сочинение по литературе должно быть с выходом на историю, философию
Слайд 28Оценивание сочинений
Нужно постепенно переходить от традиционной двойной оценки 4/3 к баллам
по критериям, чтобы ученик знал, за что ему поставили 4 или 3. Критерии оценивания учащиеся должны четко знать. Их можно вывесить на стенде в кабинете. Переход к новому оцениванию должен быть утвержден на МО.
Слайд 29
1. Сигов В.К. Ломилина Н.И. «Рассуждение о сочинении» ж. ЛШ №
5 2015 г
2. «Сочинения разных жанров в старших классах» Калганова Т.А.
Рекомендуемая литература:
Мини – ликбез
ИРОЗ – институт развития образования Забайкалья
ФГОС ( не ФЭГЭОС !)
РефлЕксия