Презентация, доклад на тему Система подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе.

Содержание

Цели проведения мастер-классаОказание методической помощи учителям русского языка и литературы в подготовке к ЕГЭ по литературе.Представить комплекс методических приемов и педагогических действий, используемых на практике при подготовке к учащихся к написанию сочинений на литературную тему.Повышение профессионального

Слайд 1Программа мастер-класса

Система подготовки учащихся
К ЕГЭ по литературе

Подготовила:
Черепанова Елена Николаевна

учитель русского языка
и литературы первой квалификационной категории
МОУ Старо-Челнинской сош
Программа мастер-классаСистема подготовки учащихся К ЕГЭ по литературеПодготовила:Черепанова Елена Николаевна

Слайд 2Цели проведения мастер-класса
Оказание методической помощи учителям русского языка и литературы в

подготовке к ЕГЭ по литературе.
Представить комплекс методических приемов и педагогических действий, используемых на практике при подготовке к учащихся к написанию сочинений на литературную тему.
Повышение профессионального мастерства учителей русского языка и литературы – участников мастер-класса.

Цели проведения мастер-классаОказание методической помощи учителям русского языка и литературы в подготовке к ЕГЭ по литературе.Представить комплекс

Слайд 3Ожидаемый результат:
Активизация познавательной деятельности всех участников мастер-класса.

Более качественная подготовка учащихся к

ЕГЭ по литературе.

Создание методического пособия в помощь учителю-словеснику.
Ожидаемый результат:Активизация познавательной деятельности всех участников мастер-класса.Более качественная подготовка учащихся к ЕГЭ по литературе.Создание методического пособия в

Слайд 4Методические рекомендации

Методические рекомендации

Слайд 5Задачи, содержание, структура ЕГЭ
В целом содержание и структура экзаменационной работы должны

проверить знание учащимися содержания курса истории русской литературы, а также необходимый комплекс умений по предмету:
умение воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;
выделять смысловые части художественного текста;
выделять и формулировать тему, проблематику произведения, давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, элементов композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
сопоставлять литературные факты и явления; выделять позицию автора в произведении;
выражать свое отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.
Круг знаний, комплекс умений и навыков на компетентностном уровне определены нормативными документами: обязательным минимумом содержания образования, а также Федеральным стандартом. На них ориентируются составители всех действующих сегодня программ и учебников.
Перечень произведений, на базе которых формулируются задания, дан в Кодификаторе элементов содержания для составления КИМов.
Задачи, содержание, структура ЕГЭВ целом содержание и структура экзаменационной работы должны проверить знание учащимися содержания курса истории

Слайд 6Три части работы:
Часть1: анализ фрагмента эпического или драматического произведения, состоит из

7 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развернутым ответом С1-С2 (5-10 предложений).
Часть 2: анализ лирического произведения, включает 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развернутым ответом (С3-С4)
Часть 3: письменный ответ на один из трех проблемных вопросов по выбору ученика (С5.1 – С5.3.). Нужно выбрать один из трёх предложенных проблемных вопросов и дать на него письменный развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объёме не менее 200 слов).
Три части работы:Часть1: анализ фрагмента эпического или драматического произведения, состоит из 7 заданий с кратким ответом (В)

Слайд 7Задания части С: требования к ответу, критерии оценивания, типические ошибки
Соблюдения норм

речи: построение синтаксических конструкций, использование разнообразной лексики, соответствующей жанру высказывания.
Речевая ошибка – неверное употребление слова, неверное словосочетание. Помимо речевых ошибок часто можно наблюдать бедность языка, однообразие речевых средств, тавтологические повторы, слишком короткие или слишком громоздкие фразы и т.п.
Особую группу составляют фактические ошибки: учащиеся неверно цитируют стихотворные строчки, путают имена, отчества, иногда фамилии героев произведений, даты, название исторических событий. Следует помнить: именовать героев произведений нужно только так, как это делает автор. Например, в комедии «Горе от ума» встречаются формы «Софья» и «София»; в «Евгении Онегине» героиню Пушкин называет «Таня», «Татьяна», но герои только «Евгений», «Владимир». Уменьшительные варианты имен (а такая ошибка содержится в нескольких работах) недопустимы.
Задания части С: требования к ответу, критерии оценивания, типические ошибкиСоблюдения норм речи: построение синтаксических конструкций, использование разнообразной

Слайд 8Как избежать подобных ошибок?
1. Работать над культурой письменной речи Введение ЕГЭ

не отменяет необходимости работать над сочинением, поскольку это жанр, приучающий грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных письменных высказываний.
2. Не цитировать текст, если нет полной уверенности в том, что память не подведет.
3. Обращать внимание на описанные в произведениях исторические, культурные и бытовые реалии, запоминать их точные названия. Абсолютно точно воспроизводить имена героев, отдельные слова, словосочетания, составляющие понятийный ряд и являющиеся важной чертой «художественного мира» того или иного писателя.).

Как избежать подобных ошибок?1. Работать над культурой письменной речи Введение ЕГЭ не отменяет необходимости работать над сочинением,

Слайд 9Задания с развёрнутым ответом (задания С3-С4). Анализ лирики
Задания С1, С2

оцениваются по следующим критериям:
Задания с развёрнутым ответом (задания С3-С4).  Анализ лирики Задания С1, С2 оцениваются по следующим критериям:

Слайд 10Задания СЗ, С4 оцениваются по следующим критериям:

Задания СЗ, С4 оцениваются по следующим критериям:

Слайд 11Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературе
Первый совет: научите школьников внимательно

вчитываться в формулировку вопроса.
Совет второй: учите и учитесь отвечать на него сжато, чётко, не отклоняясь от темы». Возможно, следует показать школьникам сходство этого вопроса со сжатым изложением, какое они писали в среднем звене темы. Вот где справедливо утверждение, что «краткость – сестра таланта». Полнота полноте рознь. Не за счёт «воды» она должна достигаться, а за счёт аргументации, цитирования.
Совет третий: обязательно обдумывать ответ на вопрос, составлять план и по нему излагать материал.
Совет четвёртый: в обучении важно не только учитывать ошибки и просчёты, не менее необходимы образцы ответов (правильных, хороших, соответствующих предъявляемым к ответу требованиям).
Сдающих экзамены пугает как раз не то, что ответ должен быть кратким, а то, что он должен быть без «воды», прямым и конкретным. Именно конкретных знаний им порой и не хватает.
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературеПервый совет: научите школьников внимательно вчитываться в формулировку вопроса.Совет второй: учите

Слайд 12Главное в учебной подготовке по предмету
хорошее знание текста произведений, именно

оно во многом определяет успешность овладения курсом в целом.
выполнение программы в полном объёме: по авторам, по произведениям, по овладению теоретико-литературными понятиями, литературоведческой терминологией, по формам работы.
совершенствовании методики обучения сочинению в школе, поэтапном формировании у учащихся в процессе освоения курса литературы логико-аналитических и речевых умений, необходимых для овладения жанром самостоятельной письменной работы на литературную тему.
повторения изученного материала, необходимость при анализе произведения обращать внимание на характеристику особенностей художественной формы, активное использование на уроках методики «медленного» чтения, совершенствование приемов работы с эпизодом или сценой, формирование у учащихся умения анализировать стихотворение в единстве его содержания и формы, а также умения применять знания в новой ситуации.
Проблемные вопросы – очень продуктивная форма работы над текстом произведения. Особое внимание обратить на вопросы по теории литературы, составленные в ЕГЭ по школьной программе, а также на вопросы историко-литературного характера.
Главное в учебной подготовке по предмету хорошее знание текста произведений, именно оно во многом определяет успешность овладения

Слайд 13Методы и приемы, помогающие формировать умение создавать связный текст на литературную

тему:

регулярное проведение аудиторных сочинений на литературную тему (в 5-6 классах не менее 4 сочинений в год; в 7-8 классах - не менее 5 сочинений в год; в 9-11 классах – не менее 7 сочинений в год);
письменное обоснование выставленной учителем отметки с указанием сильных и слабых сторон ученической работы;
реализация установки на доработку и переработку учеником текста сочинения по замечаниям учителя (всей работы или отдельных ее частей);
проведение специальных уроков по обучению написанию сочинения.

Методы и приемы, помогающие формировать умение создавать связный текст на литературную тему: регулярное проведение аудиторных сочинений на

Слайд 14Способы предупреждения типичных ошибок в работах учащихся:
При подготовке к экзамену нужно

чаще писать изложения.
Регулярно читать хорошую литературу, а тем выпускникам, кто собирается получать филологическое образование, нужно читать литературоведческие статьи, чтобы привыкнуть к их стилю.
Избегать использования в ответах бытового языка. Например, фраз такого типа: «Все люди в пьесе – нищие». Правильно: «Все персонажи пьесы – нищие».
Стремиться к терминологической точности. Например, называть жанр стихотворения (элегия, послание, идиллия, ода и пр.) или элементы композиции в драме; указывать функцию таких элементов композиции в прозе, как пейзаж и портрет.
Избегать различных штампов ложно-пафосного стиля («ненавистный поэту», «пронизанный», «красной нитью», «клеймит»), делового языка («затрагивает тему», «писатель ставит вопрос»), избегать слов, типичных для школьных письменных работ («ярко изобразил», «типичный представитель» и пр.).


Способы предупреждения типичных ошибок в работах учащихся:При подготовке к экзамену нужно чаще писать изложения. Регулярно читать хорошую

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть