Слайд 1СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
КЛИМЕНКОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ
МБУ «Гимназия им. В.А. Надькина»
Слайд 2СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
С1 С2
С3 С4
С5
АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГОТЕКСТА
НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ НА 1 ИЗ ТРЕХ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ТЕМ
АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Слайд 5ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ К ЧАСТИ В
ЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ, ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ
ЗНАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ
СРЕДСТВ, СПОСОБА ОРГАНИЗАЦИИ СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ
Слайд 9РЕАЛИЗМ 19 ВЕКА
А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, Н.Островский, С.Тургенев,Н.Г.Чернышевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.С.Лесков, Н.А.Некрасов,
Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов
Закономерность действий и причинно-следственная связь личности и обстоятельств
Эволюция взглядов героя
Воспроизведение повседневных условий жизни
ЖАНРЫ: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, новелла, поэма, сказ
ТЕРМИНЫ: «лишний» человек, «маленький» человек, «новые» люди, художественная деталь, интерьер, портрет, внутренний монолог
Слайд 10Организация подготовки части С. С1-С3
Общие рекомендации к заданиям, которые можно предложить
Проанализировать
вопрос, выделить в нем главное, ключевые слова. Разберитесь в значении терминов, использованных в формулировке вопроса
Сформулировать тезис-ответ или 2-3тезиса, которые будете аргументировать
Найти аргументы в тексте, только после этого обращайтесь за доказательствами своей мысли к тексту
Сформулировать аргументы, проверить логичность и доказательность
Выбрать из предложенного фрагмента текстовый материал, который станет подтверждением ваших размышлений
Слайд 11Задания части С2 и С4
Задания предполагают выход в широкий литературный контекст
Требования
к ответам заданий С2 и С4
Понимание специфики задания(на ? Отвечать последовательно, не пропустив ничего)
Точность и полнота ответа на центральный вопрос
Привлечение литературного контекста
Обоснование сопоставления(опираясь на изученные художественные произведения или собственные аспекты)
Полнота аргументации, точность, фактический материал
Слайд 12Строение сочинения С2, С4, схема ответа
Вступление(= тезис) вводит в тему, дает
предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой
Ответ на вопрос
а) 1позиция сопоставления, общее и различие в изображении, приемах, подходе к материалу
б) 2 позиция сопоставления, общее и различие в изображении, приемах, подходе к материалу
Заключение (вывод), соответствующий тезису, подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение внимания на самое главное
Слайд 13Приемы, помогающие охватить литературный контекст
Сквозные образы русской литературы
Сквозные приемы
Сквозные темы русской
литературы
Слайд 14Историко-литературный контекст
Подражание историческим лицам
Жизненные моменты авторов произведений, напрямую связанных с конкретным
произведением
Влияние общественной жизни на замысел произведения, отражение времени
Слайд 18ПОДГОТОВКА К С5
Владение теоретико-литературными понятиями
Работа с текстом
Структура работы
Использование современной русской литературы
Использование
моделирующих форм уроков литературы для отработки приемов сопоставления
Слайд 19Смежность подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе
В8 проверка знаний
учащихся изобразительно-выразительных средств пересекаются с теорией блока по литературе
Сочинение по русскому языку предполагает использовать в качестве аргументов литературные произведения, соотносящиеся по теме, проблеме
Написание сочинения по русскому языку строго соответствует плану, соответственно, вопросы С1-С3 экзамена по литературе тоже отвечают этим параметрам
Слайд 20Часть 1: Работа с текстом. Анализ эпизода
Установите границы эпизода (временные, пространственные,
текстовые).
Определить основной смысл эпизода, если надо, дать ему название.
Решить, какие персонажи являются основными носителями смысла в эпизоде.
Проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков.
Увидеть, какие художественные средства использует автор для раскрытия основного смысла эпизода ( пейзаж, портрет, описание, авторские характеристики, диалоги и т.д.).
Понять, какова логика раскрытия эпизода.
Ощутить, какие речевые выразительные средства помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода.
Установить, какова роль эпизода в произведении, как он «сцеплен» с другими эпизодами, со всеми произведениями в целом (с идеей, проблемами, темой произведения
Слайд 21Примерный план анализа эпизода
Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения;
Речевой
строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторских отступлений);
Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются;
Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности;
Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью;
Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается;
Тема и проблема произведения, которое получили здесь своё развитие, значение эпизода для раскрытия идеи произведений, выражения авторской позиции.
Слайд 22Часть 1: Работа с текстом. Анализ эпизода
Установите границы эпизода (временные,
пространственные, текстовые).
Определить основной смысл эпизода, если надо, дать ему название.
Решить, какие персонажи являются основными носителями смысла в эпизоде.
Проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков.
Увидеть, какие художественные средства использует автор для раскрытия основного смысла эпизода ( пейзаж, портрет, описание, авторские характеристики, диалоги и т.д.).
Понять, какова логика раскрытия эпизода.
Ощутить, какие речевые выразительные средства помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода.
Установить, какова роль эпизода в произведении, как он «сцеплен» с другими эпизодами, со всеми произведениями в целом (с идеей, проблемами, темой произведения
Слайд 23Часть 2: Анализ стихотворения
Автор, заглавие
Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь, миниатюра, письмо)
Основная
тема (любовь, дружба, подвиг, одиночество, поэт и поэзия)
Сюжет, композиция, проблема
Мотив создания: что послужило источником написания, вдохновения
Лирический герой
Место автора в произведении
Эмоции, чувства, возникающие при чтении стихотворения
Художественные средства (портретные зарисовки; речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон; письма; диалоги; монологи)
Языковые средства (фонетические, лексические, тропы, морфологические, синтаксические) Ваше мнение