Слайд 1«Система подготовки
к государственной итоговой аттестации
по русскому языку через реализацию
внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС ООО»
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3
Бережная Евгения Васильевна
Слайд 2УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
личностные (аргументировано высказывать свое отношение к прочитанному; уметь осознавать
и передавать свои эмоции и переживания в устной и письменной речи, уметь осознавать и передавать свои эмоции и эмоции других людей)
регулятивные (работать по плану решения учебной проблемы совместно с учителем; сверять свои действия с целью, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы и работы учащихся)
познавательные (объяснять все виды текстовой и подтекстовой информации; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; строить рассуждения)
коммуникативные (оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации)
Слайд 3Программа внеурочной деятельности:
(письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года
«Об организации внеурочной деятельности
при введении федерального
стандарта общего
образования»).
направлена на обеспечение индивидуальных потребностей школьников
способствует воспитанию школьников
разрабатывается в соответствии с различными направлениями развития личности школьника
предполагает различные формы организации внеурочной деятельности.
Слайд 4Программа внеурочной деятельности
«Школьная риторика»
Автор:
Ладыженская Т.А.
Слайд 5Организация внеурочной деятельности
(письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года
«Об организации внеурочной деятельности
при введении федерального
стандарта общего
образования»).
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в аспекте воспитания и социализации.
Слайд 6расширить кругозор и эрудицию обучающихся, способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий
Цель
программы:
Слайд 7Принципы внеурочной деятельности
Принцип научности
Принцип наглядности
Принцип личной заинтересованности учащегося
Принцип добровольного участия
Принцип сотрудничества
Слайд 8- Почему именно теперь риторику стали преподавать в школе?
- Потому что
в сегодняшней жизни, как и всегда, а может быть, больше, чем всегда, важно понимать окружающих людей, говорить и писать так, чтобы достигать контакта, взаимопонимания, согласия…
Слайд 9Риторика
пронизывает все сферы общества
является формой мышления и средством коммуникации
формирует культурный уровень
человека
устанавливает взаимоотношения с обществом
Слайд 10Задачи риторики (5 класс):
Узнать:
Что такое общение?
Научиться:
оценивать чужую и свою
речь
вежливо просить и отказывать в просьбе
говорить лестные (но не льстивые) слова
спорить, но не ссориться
сокращать один и тот же текст до половины и даже до одного предложения
рассказывать о себе так, чтобы тебя слушали
сочинять сказочные истории с волшебными героями и превращениями
Слайд 11
Требования к уровню знаний учащихся
- демонстрировать правильность и точность речи
-
уметь общаться, применяя приёмы подготовки и средства общения
- владеть правилами создания текстов - знать речевые жанры
- использовать адекватные ситуации
Слайд 12 риторический анализ
текста;
риторический анализ речевой ситуации
риторические задачи
риторические игры
дыхательная и артикуляционная гимнастики
Слайд 13Ключевые компетенции
Коммуникативная
Языковая и лингвистическая
Культуроведческая
Слайд 14Система работы на уроках риторики :
Создание методической базы
Создание банка тестовых заданий
использование
информационно- коммуникационных технологий
Работа с текстом
расширению лингвистических знаний учащихся
Слайд 15
Информационный лист.
Текст. Ключики-замочки.
Кто не стучится в дверь, тому не открывают.
Пословица.
1. «Слово
– стяг, дружину водит» ЗАГОЛОВОК
Стяг – знамя.
ЗАГОЛОВОК связан с темой или основной мыслью текста, он ведёт весь текст.
Выделяют ТЕМАТИЧЕСКИЙ заголовок (отражает тему текста)
и СМЫСЛОВОЙ (отражает основную мысль текста)
2. «Первый шаг всё определяет ПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ в тексте очень часто играет большую роль в его понимании.
3. «Кто умеет выбирать нужное из многого – тот мудр»
(Эсхил, античный поэт-драматург) КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА образуют смысловую цепочку текста.
Зная их, можно вспомнить знакомый текст или предугадать, предсказать содержание нового текста.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА связаны по смыслу с заголовком, темой, основной мыслью текста.
4.Композиция (в переводе с лат. – составление, соединение) – построение художественного произведения,
взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.
5.«Конец – делу венец» КОНЕЧНЫЕ СЛОВА ТЕКСТА
Слайд 16Приемы работы:
выделение ключевых слов
выделение микротем
составление памяток
беседа
составление плана
построение структурной модели текста
комментированное чтение
Слайд 17«Кто и как слушает»
Записать пословицу, в которой говорится о слушании
Кто говорит,
тот сеет, кто слушает – собирает (пожинает)
Напишешь пером, не вырубишь топором
Не на пользу читать, коли вершки хватать
Слайд 18«Кто и как слушает»
Слушать можно по-разному:
Молча,
Перебивая
не перебивая говорящего
· сопереживая,, . . . . · пересказыва,я
. . . . . . . .. . . . . . . . . . . .
· повторяя. . . . . . · переспрашивая
. . . . . . . .
(дополни схему)
В умении слушать проявляются . . . . . . . . . . .
Человек, который умеет слушать . . . . . . .
Найдите 2 основных правила для собеседников
Что говорил Гераклит
о тех, кто невнимательно слушает?
Слайд 19 «Правила для собеседников»
В умении слушать проявляются воспитанность собеседника, уважение к
другому человеку, т.е. его культура.
Человек, который умеет слушать, лучше и легче поймет другого.
Слайд 20«Текст»
Выскочила одна горошина.
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Она бросилась их
поднимать и просыпала ещё.
Обезьяна хотела её поднять и просыпала ещё пять горошин.
Тогда она рассердилась и разбросала весь горох.
Слайд 21«Текст»
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Выскочила одна горошина.
Обезьяна хотела её поднять
и просыпала ещё пять горошин.
Она бросилась их поднимать и просыпала ещё.
Тогда она рассердилась и разбросала их все.
Слайд 24 КЛЮЧИ К ПОНИМАНИЮ ТЕКСТА
1. ЗАГОЛОВОК
2. ТЕМА
3. ОСНОВНАЯ
МЫСЛЬ ТЕКСТА
4. ПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
5. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
6. КОНЕЧНЫЕ СЛОВА
Слайд 25 Сегодня, ребята, в ваших руках появились удивительные ключи от дома под
названием ТЕКСТ. Эти ключики, если умело ими пользоваться, помогают раскрыть замочки - тайны волшебного мира, в котором царствует поэзия. Я желаю вам успехов в общении с этим волшебным миром. До новых встреч.
Слайд 26Правила построения синквейна:
1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна,
определяющее содержание (обычно существительное)
2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему
3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное
4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному
5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное)
Слайд 27«Речь без ошибок»
Нахождение родственных слов к понятиям
«правильно, правильный» ;
работа
над орфоэпическими нормами: звонИшь, звонИм, телефон звонИт, никак не дозвонИшься, часто звонЯт;
нахождение ошибки в формах рода существительных;
работу по поиску слов- пустышек;
личный словарь правильностей.
Речь правильная …-
Речь хорошая…-
Слайд 28«Чья речь богаче»
Прочитайте фрагмент разговора персонажей романа И. Ильфа и
Е.Петрова
Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо-Юмбо" составляет 300 слов.
Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.
Здравствуй, Еленочка, а это что такое? Откуда стулья.
-- Хо-хо!
-- Нет, в самом деле?
-- Кр-расота!
-- Да. Стулья хорошие.
-- Зна-ме-ни-тые!
-- Подарил кто-нибудь?
-- Ого!
-- Как?! Неужели ты купила? На какие же средства? Неужели на хозяйственные? Ведь я тебе тысячу раз говорил...
-- Эрнестуля! Хамишь!
-- Ну, как же так можно делать?! Ведь нам же есть нечего будет!
-- Подумаешь!
-- Нет, давай поговорим серьезно. Я получаю двести рублей...
-- Мрак!
-- Взяток не беру, денег не краду и подделывать их не умею...
-- Жуть!
Слайд 29«Чья речь богаче»
Богатая или бедная речь у Эллочки-людоедки?
Почему она «людоедка»?
Найдите факт,
подтверждающий бедность речи героини.
Можно ли сказать, что реплики, даже выраженные разными словами, существенно отличаются друг от друга?
Почему муж Эллочки пришел к выводу, что жить с ней невозможно?
Слайд 30Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать
и переставать говорить, когда нечего больше сказать.
И. Лафатер