Презентация, доклад на тему Синтаксический марафон . На материале произведений В.М.Гаршина (Часть вторая).

Содержание

Цели и задачи:продолжить знакомство с произведениями писателя-классика;попытаться постичь стилистику автора;обобщить и систематизировать знания по орфографии, синтаксису и пунктуации; работа над построением и анализом схемы сложного предложения; подготовка к выполнению I части заданий ЕГЭ; развитие

Слайд 1 Синтаксический марафон




На материале произведений
В.М.Гаршина
(Часть вторая).








ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКОЙ СОШ ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Белая
Лидия Николаевна

п. БИОКОМБИНАТА,
2016г.


Синтаксический марафон

Слайд 2Цели и задачи:
продолжить знакомство с произведениями
писателя-классика;
попытаться постичь стилистику автора;
обобщить и

систематизировать знания по
орфографии, синтаксису и пунктуации;
работа над построением и анализом схемы
сложного предложения;
подготовка к выполнению I части заданий ЕГЭ;
развитие ключевых компетенций, образного и логического мышления;
воспитание уверенности в своих знаниях.


Цели и задачи:продолжить знакомство с произведениями писателя-классика;попытаться постичь стилистику автора;обобщить и систематизировать знания по орфографии, синтаксису и

Слайд 3 5.Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте

знаки препинания.

Знойный южный день со..нце перешло за (пол)день и бр..сая (не)долгие тени ярко осв..ща..т пре(д,дд)верие иерусалимского храма с широкой каме(н,нн)ой лес..ницей ведущ..й в сени по(д,дд)ержива..мые коло(н,нн)ами красного мрамора с (не)сколькими старыми к..рявыми (ч..рно)зелеными к..п..рисами во..вышающими свои выт..нутые ..жатые в..ршины в ясную синеву южного неба (с)прав.. виден бедный оп..ле(н,нн)ый со..нцем восточ(?)ный город ух..дящий в гору.
(По В.Гаршину)


5.Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Слайд 4 Проверим орфограммы и пункторгаммы.
[Знойный

южный день]1; [солнце перешло за полдень и, |бросая недолгие тени|, ярко освещает преддверие иерусалимского храма с широкой каменной лестницей, |ведущей в сени|, |поддерживаемые колоннами красного мрамора с несколькими старыми, корявыми чёрно-зелеными кипарисами|, |возвышающими свои вытянутые, сжатые вершины в ясную синеву южного неба|]2; [справа виден бедный, опалённый солнцем восточный город, |уходящий в гору|]3. (По В.Гаршину)


Проверим орфограммы и пункторгаммы.      [Знойный южный день]1; [солнце перешло за полдень

Слайд 5Выполним следующие задания:
1.Выделите грамматические основы? Пронумеруйте каждое предложение.
2.Определите тип

этого сложного предложения.
3.Выпишите основу 3-его предложения. Определите тип сказуемого.
4.Напишите номер части, которая является односоставным предложением. Определите его тип.
5.Определите сколько рядов однородных членов есть во 2-й части. Укажите, какие члены предложения являются однородными.
6.Выпишите из 2-й части обособленное обстоятельство.
7.Выпишите из 3-й части обособленное определение.
8.Составьте схему предложения.



Выполним следующие задания: 1.Выделите грамматические основы? Пронумеруйте каждое предложение. 2.Определите тип этого сложного предложения.3.Выпишите основу 3-его предложения.

Слайд 6Проверим грамматическое задание
1. 3 части;
2.сложное, бессоюзное;
3.город виден; составное именное сказуемое;
4.1-назывное;
5.4 ряда

однородных членов предложения: сказуемые (перешло и освещает), несогласованные определения ( с лестницей, с кипарисами), согласованные определения (старыми, корявыми), согласованные определения (вытянутые, сжатые);
6.бросая недолгие тени;
7. уходящий в гору;
8.[ ];1 [ ];2 [ ]3. ; ; .

1

2

3


Проверим грамматическое задание1. 3 части;2.сложное, бессоюзное;3.город виден; составное именное сказуемое;4.1-назывное;5.4 ряда однородных членов предложения: сказуемые (перешло и

Слайд 7 6.Спишите, вставляя пропущенные буквы

и расставляя знаки препинания.

Б..ярыня (М,м)орозова одна из зн..тнейших (Б,б)арынь свое..о врем..н.. к..торая даже в период (не) милост.. к ней (Ц,ц)аря (А,а)лексея (М,м)ихайловича зан..мала первое среди (Б,б)..ярынь место в царском свад..бном чин.. вдова брата зн..менитого друга (Ц,ц)аря (М,м)ихаила во..п..тателя (Ц,ц)аря (А,а)лексея (в) течени.. всей его молодост.. бывшего (П,п)р..вителем г..сударства была броше(н,нн)а скова(н,нн)ая по рукам в убогие дровни (не)пр..крытые даже рогожей и под к..р..улом стр..льц..в отправле(н,нн)а (на)вечно в (П,п)ечерский (М,м)онастырь. (По В. Гаршину)


6.Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Слайд 8ПРОВЕРИМ

[Боярыня Морозова , одна из знатнейших барынь своего времени, (которая даже в период немилости к ней царя Алексея Михайловича занимала первое среди боярынь место в царском свадебном чине)2, вдова брата знаменитого друга царя Михаила, воспитателя царя Алексея, в течение всей его молодости бывшего правителем государства ,была брошена, скованная по рукам, в убогие дровни, не прикрытые даже рогожей, и под караулом стрельцов отправлена навечно в Печерский монастырь]1. (По В. Гаршину)


ПРОВЕРИМ           [Боярыня Морозова , одна из знатнейших

Слайд 9Выполним следующие задания:
1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.
2.Определите тип

этого сложного предложения.
3.Определите тип придаточного предложения.
4.Выпишите основу1-й части. Чем выражено подлежащие? Определите тип сказуемого.
5.Выпишите из 1-й части обособленные приложения.
6.Выпишите из 1-й части словосочетания со связью примыкание.
7.Выпишите из предложения устаревшие слова.
8.Составьте схему предложения.




Выполним следующие задания:1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.2.Определите тип этого сложного предложения.3.Определите тип придаточного предложения.4.Выпишите

Слайд 10Проверим грамматическое задание.
1. 2 части;
2. сложное, союзное, сложноподчинённое;
3.придаточное определительное;
4.боярыня была брошена,

отправлена; составное именное сказуемое;
5.одна из знатнейших боярынь своего времени, вдова брата знаменитого друга царя Михаила, воспитателя царя Алексея;
6.отправлена навечно;
7.боярыня, немилость, царь, царский свадебный чин, дровни, караул стрельцов;
8. [ ,(которая )2, ]1.

1

2


Проверим грамматическое задание.1. 2 части;2. сложное, союзное, сложноподчинённое;3.придаточное определительное;4.боярыня была брошена, отправлена; составное именное сказуемое;5.одна из знатнейших

Слайд 11 7.Спишите, вставляя

пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

На д..сятки верст прот..нулась ш..рокая (едва) едва др..жащая серебря(н,нн)ая п..лоса лу(н,нн)ого света ост..льное море было ч..рно до ч..ловека ст..явше..о на во..вышени.. дох..дил ра..мере(н,нн)ый глухой шум ра..кат..вавшихся по песча(н, нн)ому берегу волн ещ.. более ч..рные чем само море силу..ты судов п..кач..вались на рейд.. один огромный пар..ход о к..тором В..силий Петрович подумал что он англи..ский пом..стился в светл.. п..лосе луны и ярос..но ш..пел св..ими п..рами выпуская их кл..чк..ватой (бледно)серой та..щей в воздух.. струёй с моря т..нуло сырым и солё(н, нн)ым воздухом.
(По В. Гаршину)


7.Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Слайд 12ПРОВЕРИМ
[На десятки верст протянулась широкая, едва

- едва дрожащая серебряная полоса лунного света]1; [остальное море было чёрно]2; [до человека, стоявшего на возвышении ,доходил размеренный, глухой шум раскатывавшихся по песчаному берегу волн];3 [ещё более чёрные, чем само море, силуэты судов покачивались на рейде]4; [один огромный пароход, (о котором Василий Петрович подумал) ,6 (что он английский),7 поместился в светлой полосе луны и яростно шипел своими парами, выпуская их клочковатой, бледно-серой, тающей в воздухе струёй]5; [с моря тянуло сырым и солёным воздухом]8. (По В. Гаршину)


ПРОВЕРИМ     [На десятки верст протянулась широкая, едва - едва дрожащая серебряная полоса лунного

Слайд 13Выполним следующие задания:
1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.
2.Определите тип

этого сложного предложения.
3.Выпишите основу 2-й части. Определите тип сказуемого.
4.Напишите номера придаточных частей, которые связаны последовательным подчинением. Определите типы этих придаточных.
5.Напишите номер части, которая является односоставным предложением. Определите его тип.
6.Напишите номер части, которая осложнена обособленным обстоятельством.
7.Составьте схему предложения.
 



Выполним следующие задания:1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.2.Определите тип этого сложного предложения.3.Выпишите основу 2-й части.

Слайд 14 Проверим грамматическое задание.
1. 8 частей;
2.сложная синтаксическая конструкция с союзной и бессоюзной

связью;
3. море было черно; составное именное сказуемое;
4. 6- определительное,
7- изъяснительное;
5. 8 – безличное; 6. 5;
7.[ ];1 [ ];2 [ ];3[ ];4 [ ,( в котором ),6 ( что ),7 ] ;5 [ ]8.

; ; ; ; ;

1

2

3

4

5

8

6

7


Проверим грамматическое задание. 1. 8 частей;2.сложная синтаксическая конструкция с союзной и бессоюзной связью;3. море было черно;

Слайд 15 8.Спишите, вставляя пропущенные буквы

и расставляя знаки препинания.

Анф..лада высоких комнат с бл..стящими п..ркетными полами окле..(н,нн)ая д.. рогими т..снё(н,нн)ым золотом обоями ст..ловая с ра..веш..(н,нн)ыми по стенам плохо вып..лне(н,нн)ыми чучелами птиц с огромным стари(н,нн)ым буфетом с большим круглым столом на к..торый лился целый поток света из в..сяч..й бронзовой лампы с (молочно)белым ..б..журом зал с пр..крас(?)ным р..ялем множеством разнообразной мебел.. из гнутого бука д..ван(?)чиков изящ(?)ных ск..мееч..к т..буреток стульч..ков с дорогими л..тографиями в ра(з,зз)олоче(н,нн)ых рамах гости(н,нн)ая как водит (?)ся с р..скошной ш..лковой мебел..ю и массой (н..)кому (не) нужных в..щей. (По В.Гаршину)


8.Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Слайд 16ПРОВЕРИМ
[Анфилада высоких комнат с блестящими паркетными

полами, оклеенных дорогими, тиснён-ными золотом обоями]1; [столовая с развешанными по стенам плохо выполненными чучелами птиц, с огромным старинным буфетом, с большим круглым столом]2, (на который лился целый поток света из висячей бронзовой лампы с молочно-белым абажуром)3; [зал с прекрасным роялем, множеством разнообразной мебели из гнутого бука: диванчиков , изящных скамеечек, табуреток, стульчиков,- с дорогими литографиями в раззолоченных рамах ]4; [гостиная , как водится, с роскошной шёлковой мебелью и массой никому не нужных вещей]5. (По В.Гаршину)


ПРОВЕРИМ     [Анфилада высоких комнат с блестящими паркетными полами, оклеенных дорогими, тиснён-ными золотом обоями]1;

Слайд 17Выполним следующие задания:
1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.
2.Определите тип

этого сложного предложения.
3.Выпишите основу 3-й части. Чем выражено подлежащее? Определите тип сказуемого.
4.Напишите номера частей, которые являются односоставными предложениями. Определите их типы.
5.Напишите номер придаточной части. Определите её тип.
6.Напишите номера частей, осложнённых однородными дополнениями.
7.Напишите номер части, осложнённой обособленным определением.
8.Составьте схему предложения.






Выполним следующие задания:1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.2.Определите тип этого сложного предложения.3.Выпишите основу 3-й части.

Слайд 18 Проверим грамматическое задание.
1. 5 частей;
2. сложная синтаксическая конструкция с союзной и

бессоюзной связью;
3. поток света лился; словосочетанием, простое глагольное сказуемое; ; , ; .
4. 1,2,4,5 – назывные;
5. 3- определительное;
6. 2,4,5;
7. 1;
8.[ ]1; [ ]2, ( на который )3, [ ]4; [ ]5.

1

2

4

5

3


Проверим грамматическое задание. 1. 5 частей;2. сложная синтаксическая конструкция с союзной и бессоюзной связью;3. поток света

Слайд 19ИСТОЧНИКИ
1.Т.Н.Назарова,Е.Н.Скрипка.
Практикум по русскому языку.
Издательство «Экзамен».Москва, 2011г.
2.А.Г. Нарушевич. Работа с графическими

схемами при анализе сложноподчинённого предложения. Журнал «Русский язык»№5-6/2014 ИД «Первое сентября».
2.http : //iumka.ru


ИСТОЧНИКИ1.Т.Н.Назарова,Е.Н.Скрипка.Практикум по русскому языку. Издательство «Экзамен».Москва, 2011г.2.А.Г. Нарушевич. Работа с графическими схемами при анализе сложноподчинённого предложения. Журнал

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть