Слайд 1Тема урока: «Синтаксические связи слов в словосочетаниях».
Знать: подчинительная связь – способ
связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание; средства связи слов в словосочетаниях разных видов.
Уметь: определять вид подчинительной связи, составлять словосочетания с разными видами связи.
Слайд 2Ход урока.
Новый материал ( первый этап объяснения)
а) обозначьте в
записанных сл/соч.главное и зависимое слова. Определите, какими частями речи выражены главные и зависимые слова.
Российский интеллигент,
Участвовать в комиссии.
Слайд 3 I-тип: прил. + сущ.
II-тип: гл. + сущ.
Это строение словосочетаний.
Смысловые отношения между главными и зависимыми словами –
грамматическое значение словосочетания.
прил. + сущ. – предмет и его признак
глагол + сущ. – действие, направленное на предмет
глагол + наречие – действие и его признак.
Слайд 4Тренировочный материал.
1.Вспомнить, что называется фразеологическим оборотом.
Заменить фразеологические обороты словосочетаниями типа глаг.
+ нареч.:
Ломать голову, мчаться высунув язык,
Слушать раскрыв рот, чувствовать
себя как рыба в воде, решать не теряя головы.
Слайд 5Творческое задание.
Построить словосочетание, используя слова – паронимы в качестве главных слов:
представить – предоставить ( например,
представить друга – предоставить свободу); отделить – оделить; осудить –
обсудить, вдохнуть – вздохнуть, здравица
здравница, дипломат – дипломант, от-
клик – оклик, поиски – происки.
Слайд 6 … в качестве зависимых слов:
Искусный – искусственный, обидный – обидчивый,
эффектный – эффективный
Выборочный диктант.
(записать сл/соч., которые помогут определить, о ком идёт речь)
Каждый человек с самого детства знает маленьких вороватых птиц. Возле нас они кормятся, согреваются. Их песни – простое чириканье – мы часто вовсе не замечаем. Но стоит ей почему-то утихнуть, мы чувствуем, что привыкли к этим нехитрым звукам… И если мы расстаёмся с родными местами, воспоминания о доме непременно связано с этой серенькой птицей. ( В. Песков)
Слайд 7Проверяем:
Каждый человек, знает птиц, маленьких птиц, кормятся возле нас, простое чириканье,
часто не замечаем, почему-то утихнуть, привыкли к звукам, расстаёмся с местами, родными местами, воспоминание о доме, непременно связано, связано с птицей, серенькой птицей.
Слайд 8
Второй этап объяснения.
Понятие о связях слов в словосочетании
( П.11 стр.33 учебника)
Способы подчинительной связи
Согласование Управление Примыкание
Завис. сл. ставится Завис.сл. ставится при Завис. неизмен. сл.
в тех же формах, что главном в опред.падеже: связано с главным
и главное: тормозить движение по смыслу, интонац.
Яркий полдень ( вин.п.) порядком слов:
(м.р.,ед.ч.,им.п.) написать другу (дат.п.) очень вкусный
ушёл гулять
Слайд 9 В словосочетании всегда одно слово главное, будто
хозяин, другое ему подчиняется. По этому связь между словами подчинительная. Но слово –хозяин по- разному относится к своим починенным.
1. При согласовании. Главное слово – добрый хозяин. Трудится вместе с подчиненным. « Я делаю,
и ты делай так же».
При управлении. Хозяин требовательный, сам ничего не делает, но приказывает: « Делай, как я прикажу».
При примыкании. Хозяин ничего не требует от подчиненного, только просит: « Встань со мной
рядом».
Слайд 10Закрепление материала
Указать главное и зависимое слова в сл/соч., назвать способ связи:
Большое
желание, желание учиться, поступить в техникум, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, стремиться к цели, досрочно закончить, успешный труд.
Слайд 11Закрепление материала
Изменить сл/соч., чтобы изменился способ связи.
Образец: настоящая дружба ( согл.)
– дружить по-настоящему ( прим.)
Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, улыбающийся ребенок.
Управление в примыкание: отзываться с восторгом,
сделать с умыслом, посоветовать брату, встретить друга.
Согласование в примыкание: серьёзный разговор,
радушная встреча, турецкий кофе.
Управление в согласование: лучи солнца, время после обеда, разбить вазу, ухаживать за садом.
Слайд 12
Виды словосочетаний
Словосочетание – это сочетание двух ( или более)
самостоятельных
слов, связанных между собой
грамматически и по смыслу.
Сочинительные Подчинительные
Объединяются равноправные слова, Объединяются главное и за-
которые относятся обычно к одной висимое слово, выполняют
и той же части речи, выполняют роль роль отдельных членов
одного члена предложения: предложения:
Ветер дул осенний, но теплый. Осенний воздух прозрачен.
Слайд 13Цельные словосочетания
В цельных словосочетаниях главное слово не имеет достаточной смысловой полноты,
основную смысловую нагрузку несёт зависимое слово. В предложении выполняют роль одного члена предложения.
Словосочетания
с главным словом числительным
в схему которых входит предлог из, с общим значением избирательности.
с схему которых входит предлог с, с общим значением совместности.
которые включают формы существительных типа: с глазами,
с лицом, роста – и прилагательные, определяющие их.
Примеры
Три пальмы, несколько минут.
Один из учеников, любой из нас, двое из класса.
Мать с сыном, чай с сахаром,
мы с тобой.
Девушки с весёлыми, смеющимися лицами дарили танкистам цветы и ласковые улыбки.
Слайд 14
Что такое словосочетание?
Назвать типы связи слов в словосочетании.
Назвать способы подчинительной связи.
Что
такое цельные словосочетания?
Подведение итогов урока
Слайд 16№2
Распределить сл/соч.
Сочинительные подчинительные
Тихо, но отчетливо
Всем сочувствовать
Или брат, или я
На этой
неделе
В воздухе вода
Кто-то в толпе
Щи да каша
Комната с балконом
Не то дождь, не то снег
Душная ночь
Слайд 17Какие из приведенных примеров являются сл/соч.
Тёплый вечер, мама и папа, удар
наотмашь, очень трудный, ключи потеряны, каждый человек, три товарища, потерянный ключ, говорит с трудом, зелен виноград, мы с братом, не только брат, но и отец, убежавшая кошка.
Слайд 18Как можно сказать по-другому? Использовать сл/соч. на основе согласования.
Площадь у вокзала-
Кисель
из клюквы-
Услуга друга-
Любовь матери-
Кора берёзы-
Приметы осени-
Лучи солнца-
Капли дождя-
Площадка для баскетбола-
Слайд 19Раскрыть скобки
Скучать по (вы), получить по (окончание) школы, тосковать по (вы),
вопреки (воля)
матери, благодаря (старание), согласно (ре-
шение) собрания, согласно ( распоряжение)
директора, по (окончание) совещания, по
(приезд) в город.