Презентация, доклад на тему Школа в Древней Руси как проводник христианской духовности и нравственности

Содержание

«В лето 6496 (988) ... Владимир же был рад, что познал Бога... И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие, и где творили им требы князь и люди…»«В лето

Слайд 1 Школа в Древней Руси как проводник христианской духовности и нравственности
Автор проекта:

Малинин Денис, 7б класс Руководитель:Щекина Е.И., учитель СОШ №10
Школа  в Древней Руси как проводник христианской духовности и нравственностиАвтор проекта: Малинин Денис, 7б класс

Слайд 2«В лето 6496 (988) ... Владимир же был рад, что познал

Бога... И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие, и где творили им требы князь и люди…»

«В лето 6496 (988) ... Владимир же был рад, что познал Бога... И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие, и где творили им требы князь и люди…»

«В лето 6496 (988) ... Владимир же был рад, что познал Бога... И поставил церковь во имя

Слайд 4Сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова

книжные…»

И повелел он своим указом из дворянских и боярских семей «лучших людей» брать детей в «книжное научение» так как возникла необходимость в прочтении книг Священного Писания…

Сбылось на Руси пророчество, гласившее:  «В те дни услышат глухие слова книжные…» И повелел он своим

Слайд 5Школьная грамота казалась русичам непонятной и страшной. Матери плакали по отданным

в школу детям, «аки по мертвецам», не зная, что их ожидает.
Школьная грамота казалась русичам непонятной и страшной. Матери плакали по отданным в школу детям, «аки по мертвецам»,

Слайд 6
Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение

грамоте, чаще всего на дому у священника.


В качестве учебников выступали церковные книги – Псалтырь и Часослов.

Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у

Слайд 7 Основная задача древнерусской школы заключалась в возвышении души человека, обожении.
Корень

в слове «образование» - -образ-. Образ - это икона.
Человек создан «по образу» и подобию Божию, он наделен способностью обожения, уподобления Творцу.

В слове «воспитание» корень -пит-, приставка вос-. Однокоренные слова - питание, питомец, пища, упитанный.
Приставка вос- имеет значение направленности вверх, поступательное, восходящее действие («возведение», «возвышение», «вознесение»).

Древнерусская школа стала проводником христианской идеи, что и стало зарождением системы образования.

Основная задача древнерусской школы заключалась в возвышении души человека, обожении.  Корень в слове «образование» -

Слайд 8
В конце XI века уже была развита широкая сеть монастырских школ.

В их программу входили счет, письмо и церковное хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы.
В конце XI века уже была развита широкая сеть монастырских школ. В их программу входили счет, письмо

Слайд 9
В одном из женских монастырей Киева было создано женское училище, где

«младых девиц» обучали писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им ремеслам».
В одном из женских монастырей Киева было создано женское училище, где «младых девиц» обучали писанию, також ремеслам,

Слайд 10«Поучение» Владимира Мономаха

«Поучение» Владимира Мономаха

Слайд 11
Дети богатых «лучших» людей, светской знати, учились на дому. Их учителя,

тоже человека из боярской знати, называли «кормильцем».
«Кормильство» - форма воспитания детей феодальной знати в IX - XI веках.
В 5-7 лет княжич отдавался на воспитание в другую семью – кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод и знатных бояр.
Дети богатых «лучших» людей, светской знати, учились на дому. Их учителя, тоже человека из боярской знати, называли

Слайд 12

Развитие школ и просвещения на Руси было приостановлено из-за

вторжения в XIII веке монголо-татарских завоевателей. В это время погибла большая часть древнерусских рукописей.
Образование стало исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII–XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.
Развитие школ и просвещения на Руси было приостановлено из-за  вторжения в XIII веке монголо-татарских завоевателей.

Слайд 13
Когда Русь «освободилась от полона», произошло упрочение

сложившегося еще в период становления русского образования, убеждения, что воспитание является основой и целью образования,
даже обучение элементарной грамотности должно служить целям воспитания: православного, духовного, нравственного.
Когда Русь «освободилась от полона», произошло упрочение  сложившегося еще в период становления русского

Слайд 14
В старину говорили, что «книги – суть те же самые реки,

которые напояют вселенную».
Под словом «книги» тогда подразумевали только книги священные. Чтение и грамота предполагали чтение божественных писаний, словом «начетчик» обозначался человек начитанный в священных книгах.
В старину говорили, что «книги – суть те же самые реки, которые напояют вселенную».Под словом «книги» тогда

Слайд 15
Занятия в школах чаще всего начинались 1

декабря
в день святого пророка Наума, называемого в народе Грамотником.
На урок собирал колокол, позднее колокольчик.
Учебный день начинался и заканчивался молитвой.
Занятия в школах чаще всего начинались 1 декабря   в день святого

Слайд 16
Учитель начинал урок словами: «Чада мои неразумные, соберите разум сердца своего

и внимайте словам моим. Прострите сердечный сосуд свой да накаплются туда словеса книжные. Не должно книгу читать скоро, а трижды воротиться следует. Не следует только устами книгу говорить, но сокрыть в сердце истину книжную.
Учитель начинал урок словами: «Чада мои неразумные, соберите разум сердца своего и внимайте словам моим. Прострите сердечный

Слайд 17Школьные принадлежности

Школьные принадлежности

Слайд 18Первые книги на Руси

Первые книги на Руси

Слайд 21 Главным школьным предметом была церковно-славянская азбука.

Главным школьным предметом была церковно-славянская азбука.

Слайд 22 Поклон от Онфима…

Поклон от Онфима…

Слайд 23


Цера – это деревянная дощечка с углублением для воска. На них

писали «писалом». «Писало» - палочка с острым концом для письма и лопаткой для исправления ошибок.
Цера – это деревянная дощечка с углублением для воска. На них писали «писалом». «Писало» - палочка с

Слайд 24


Берестяные грамоты

Берестяные грамоты

Слайд 25Первые рукописные книги на Руси

Первые рукописные книги на Руси

Слайд 26Береста – верхний слой коры берёзы, на которой палочкой продавливали буквы.
Папирус

– полученные из тростника и склеенные в один свиток полосы, на которых можно писать.
Свиток – свёрнутая длинная-предлинная рукопись.
Пергамент – специально обработанная телячья, свиная или баранья кожа, на которой можно было писать.
Тетрадь – (греч.- четвёрка) свёрнутые вчетверо листы, на которых писали.


Береста – верхний слой коры берёзы, на которой палочкой продавливали буквы.Папирус – полученные из тростника и склеенные

Слайд 27«Кто придумал русский алфавит?»

«Кто придумал русский алфавит?»

Слайд 28

Азбука (кириллица)

Азбука (кириллица)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть