Презентация, доклад на тему Серебряный век. Маяковский В.В.

Содержание

Духовное состояние общества. Вступая в XX век, Россия менялась. Менялся и мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились традиционные ценности и представления людей. Современники с тревогой отмечали, что нарушается гармония между природой и

Слайд 1Духовная жизнь Серебряного века
Просвещение. Наука. Литература. Живопись. Скульптура. Кинематограф.

Духовная жизнь Серебряного векаПросвещение. Наука. Литература. Живопись. Скульптура. Кинематограф.

Слайд 2Духовное состояние общества.
Вступая в XX век, Россия менялась. Менялся и мир. Индустриальная

эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились традиционные ценности и представления людей. Современники с тревогой отмечали, что нарушается гармония между природой и обществом, человек утрачивает свою индивидуальность, торжествует стандартизация всех сторон жизни. Возникали растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном, которыми жили предшествующие поколения, казались несостоятельными и требовали пересмотра.
Философия, наука, литература, искусство искали ответы на не имевшие очевидных решений вопросы. Российская культура переживала удивительный расцвет. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл блестящие имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Начало XX в. называют Серебряным веком русской культуры.

Духовное состояние общества. Вступая в XX век, Россия менялась. Менялся и мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и

Слайд 3Литература
Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе.

Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, а А.Куприн армейские будни. М.Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др.

Литература   Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого,

Слайд 4 Стремление не только отображать, но и изменять мир привело

к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок,В.Брюсов),начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова.


А Ахматова

С.Гумилев

Стремление не только отображать, но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок,В.Брюсов),начав с

Слайд 5Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не

содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др.
Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они

Слайд 6Владимир Владимирович
Маяковский
1893-1930
Творчество Маяковского и по сегодняшний день остается выдающимся художественным

достижением русской поэзии начала XX ст. Его произведения не лишены идеологических перекосов и пропагандистской риторики, но они не могут перечеркнуть объективной значимости и масштаба художественного таланта Маяковского, реформаторской сути его поэтических экспериментов, которые для современников, и для потомков поэта ассоциировались с революцией в искусстве.

Владимир Владимирович Маяковский1893-1930Творчество Маяковского и по сегодняшний день остается выдающимся художественным достижением русской поэзии начала XX ст.

Слайд 7После смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в

Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г.

Первые стихотворения

В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908 г. в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов (1909), которая была отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял начало своего творчества.

После смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс

Слайд 8Стихи поэта-дебютанта были написаны в довольно традиционной манере, которая последовала поэзии

русских символистов, и сам Маяковский сразу же от них отказался.

После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу, чтобы "делать социалистическое искусство". В 1911 г. Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Д. Бурлюком, организатором футуристической группы "Гилея", которая открывает в нем "гениального поэта". Через три года, в феврале 1914, Маяковский вместе с Бурлюком был исключен из училища за публичные выступления.

Стихи поэта-дебютанта были написаны в довольно традиционной манере, которая последовала поэзии русских символистов, и сам Маяковский сразу

Слайд 9Знакомство с Бурлюком стало настоящим поэтическим крещением для Маяковского. В 1912

г. Маяковский вместе с другими футуристами издал альманах «Пощечина общественному вкусу»

Знакомство с футуристами

Знакомство с Бурлюком стало настоящим поэтическим крещением для Маяковского. В 1912 г. Маяковский вместе с другими футуристами

Слайд 10Где были напечатаны его стихотворения "Ночь" и "Утро".
В нем же

был опубликован и манифест русских кубо-футуристов, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к русской литературе настоящего и прошлого.
Однако вопреки декларациям, Маяковский высоко ценил Гоголя, Достоевского, Блока, и других писателей, которые оказали глубокое влияние на его творчество.

«У меня из десяти стихов — пять хороших, три средних и два плохих. У Блока из десяти стихотворений — восемь плохих и два хороших, но таких хороших, мне, пожалуй, не написать.»
В.В.Маяковский

Где были напечатаны его стихотворения

Слайд 11 Под знаком увлечения футуристическими лозунгами перестройками мира и

искусства находится все творчество Маяковского дореволюционного периода, ее характеризует пафос отрицания буржуазной действительности, которая, по мнению поэта, морально калечит человека, осознание трагедии существования человека в мире наживы, призывы к революционному обновлению мира: стихи «Ад города» 1913), «Нате!» 1913), сборник «Я» (1913), поэмы «Облако в штанах» 1915), «Флейта-позвоночник» 1915), «Война и мир» 1916), «Человек» 1916) и др.

Идите и гладьте — гладьте сухих и черных кошек! Громадные брюха возьмете хвастливо, лоснящихся щек надуете пышки. Лишь в кошках, где шерсти вороньей отливы, наловите глаз электрических вспышки.
В.В. Маяковский

Под знаком увлечения футуристическими лозунгами перестройками мира и искусства находится все творчество Маяковского дореволюционного

Слайд 12В 1915 Маяковский познакомился с Л. Ю. Брик, которая заняла центральное

место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в «буржуазном» обществе.

Возлюбленная Маяковского

С именем Брик связаны многие произведения поэта, интимная интонация окрашивает обращенные к ней письма Маяковского.

В 1915 Маяковский познакомился с Л. Ю. Брик, которая заняла центральное место в его жизни. Из своих

Слайд 13Исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую жизнь пятиактному действу с

прологом и эпилогом.
Роль своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия "Владимир Маяковский" (1913),
первым актом стали поэмы "Облако в штанах" (1914—1915) и "Флейта-позвоночник" (1915),
вторым актом—поэмы "Война и мир" (1915— 1916) и "Человек" (1916—1917),
третьим актом — пьеса "Мистерия-буфф" (первый вариант—1918, второй—1920— 1921) и поэма "150 000 000" (1919— 1920),
четвертым актом—поэмы "Люблю" (1922), "Про это" (1923) и "Владимир Ильич Ленин" (1924),
пятым актом—поэма "Хорошо!" (1927) и пьесы "Клоп" (1928—1929) и "Баня" (1929—1930),
эпилогом—первое и второе вступления в поэму "Во весь голос" (1928—1930) и предсмертное письмо поэта "Всем" (12 апреля 1930 г.).

Поэтическая жизнь

Исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль своего рода

Слайд 14В трагедии "Владимир Маяковский" поэт видит свой жизненный долг и назначение

своего искусства в том, чтобы способствовать достижению человеческого счастья.
Искусство для него с самого начала было не просто отражением жизни, а средством ее переделки, орудием жизнестроительства.

Трагедия «Владимир Маяковский»

В трагедии

Слайд 15Поэт резко возражал Первую мировую войну, которую характеризовал как бессмысленную кровавую

бойню: статья «Гражданская шрапнель» (1914), стихотворения «Война объявлена» (1914), «Мама и убитый немцами вечер»(1914) и др.
Вершиной дореволюционного творчества Маяковского есть поэма «Облако в штанах», которая стала своеобразным программным произведением поэта и в которой он наиболее четко и внятно изложил свои мировоззренческие и эстетические установки. В поэме, которую сам поэт называл «катехизисом современного искусства», провозглашаются и в образной форме конкретизируются четыре лозунга: «Долой вашу любовь», «долой ваш строй», «долой ваше искусство», «долой вашу религию» - четыре крика четырех частей».

Поэт резко возражал Первую мировую войну, которую характеризовал как бессмысленную кровавую бойню: статья «Гражданская шрапнель» (1914), стихотворения

Слайд 16В поэмах-трагедиях "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и мир", "Человек" и

"Про это" у героя Маяковского, выступающего в роли богоборца, "тринадцатого апостола", Демона и воителя, появляются трагические двойники, похожие на Христа.
В изображении этой трагической двойственности Маяковский развивает традиции Гоголя, Лермонтова, Достоевского и Блока, становится богоборцем с сердцем Христа.
Его богоборчество начинается с мук неразделенной любви к женщине и только потом приобретает социальный и бытийный смысл.

…Вам я
душу вытащу,
растопчу,
чтоб большая! -
и
окровавленную дам,
как знамя.

В поэмах-трагедиях

Слайд 17Тогдашняя поэзия Маяковского отрицает не просто отдельные проблемы и пороки современного

общества, она отрицает саму возможность его существования, основополагающие, коренные принципы его бытия, приобретают масштаб космического бунта, в котором поэт чувствует себя равным Богу.
Поэтому в своем желании быть подчеркнутым антитрадиционный лирический герой Маяковского доходит до максимального эпатажа такого, что, казалось бы, балансирует на зыбкой грани.

Тогдашняя поэзия Маяковского отрицает не просто отдельные проблемы и пороки современного общества, она отрицает саму возможность его

Слайд 18С конца 20-х гг. у Маяковского постепенно усиливалось ощущение поразительного несоответствия

политических и социальных реалий социалистической действительности тем высоким идеалам, с которыми ассоциировалась для него революция.
Чем дальше, тем больше из-под пера поэта появлялись произведения, в которых он прибегает к сокрушительной критики негативных явлений советского быта, административно-чиновничьей системы, культуры и искусства. Вершиной «революционной» сатиры Маяковского стали две его пьесы, написанные в последние годы жизни - «Клоп» (1929) и «Баня» (1930).

С конца 20-х гг. у Маяковского постепенно усиливалось ощущение поразительного несоответствия политических и социальных реалий социалистической действительности

Слайд 19Маяковский обнажает античеловеческую природу собственника, замкнутого и жиреющего в мещанском уюте.

Разоблачая мещанство как социальное явление, автор обнажает сущность обывателя, развертывает фабулу пьесы в виде опыта «сравнительной зверологии». Маяковский так сформулировал основу сатирической завязки своей пьесы: «Комедия направлена по одной линии... Присыпкина через 50 лет будут считать зверем». Автор осуждает обывателя, высмеивает пережитки старого мира. И все же поспешно утверждать, что Маяковский обольщается по поводу грядущего и очень скорого переустройства человеческой натуры. 
Комедия завершается. Гости напуганы тирадой Присыпкина, Директор успокаивает их. И начинает казаться, что беспокойство собравшихся было ложным. По Маяковскому, обольщение победы над злом поспешно, умиротворенность от сценического торжества добра обманчива. Последняя реплика произнесена, «обывателиус вульгарис» осужден зрительским смехом, но настойчиво и требовательно звучит гоголевская мысль: «Чему смеетесь? над собой смеетесь».

В пьесе «Клоп» показана почва, благоприятная для расцвета мещанства в эпоху нэпа.

Маяковский обнажает античеловеческую природу собственника, замкнутого и жиреющего в мещанском уюте. Разоблачая мещанство как социальное явление, автор

Слайд 20Его особый художественный стиль, внимание к ритму стихотворения, своеобразные рифмовки, использование

новых слов – все это отличает поэзию В.В. Маяковского от традиционной лирики.
В поэтических произведениях Владимира Маяковского особенно важны рифмы, усеченные строки, разноударные стихи. Поэт использует свой стиль написания стихотворения, то есть В.В. Маяковский выделяет паузами значимые смысловые строки. Вот как происходит нагнетание тягостной атмосферы безысходности в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»
Такая нетрадиционная разбивка стихотворения на строки помогает поэту привлечь внимание читателя к самому важному. Состояние лошади передано через лексические художественные средства

Особенности письма

Его особый художественный стиль, внимание к ритму стихотворения, своеобразные рифмовки, использование новых слов – все это отличает

Слайд 21В.В. Маяковский видел силу слова и пытался воздействовать на читателя через

создание собственных авторских неологизмов – слов или словосочетаний, придуманных самим поэтом, они наиболее полно раскрывают суть поэтического замысла, передают оттенки авторской речи. В стихотворении «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» много самобытных авторских неологизмов: «златолобо», «ясь», «трезвонится», «вспоем». Поэт играет со словами и рифмами, привлекая внимание читателя: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!». Поэтическая лексика В.В. Маяковского-поэта всегда выразительна, в этом главное своеобразие его художественного творчества, например, солнце, златолобо, светило.
Используется и еще один особый художественный прием В. Маяковского: смешение разных языковых стилей. В рамках одного произведения есть слова и выражения, тесно связанные с реалиями современного поэту мира, а с другой стороны – встречаются устаревшие формы и слова.

В.В. Маяковский видел силу слова и пытался воздействовать на читателя через создание собственных авторских неологизмов – слов

Слайд 22Судьба Маяковского была трагической, как Есенин и Цветаева, он покончил жизнь

самоубийством. Трагической оказалась и судьба его стихов. Их не понимали. После 17 года, когда в его творчестве наступил перелом, Маяковскому не давали печататься. Это было, по сути, второй его смертью.
Он выстрелил себе в сердце, оставив знаменитую посмертную записку:

Смерть Маяковского

Все, как говорят, «инцидент поперчений», о быт разбился любви баркас. Жизнь, надеюсь с тобой мы квиты, к черту счета мук, болей и образ. Счастливо оставаться.
Владимир Маяковский

Судьба Маяковского была трагической, как Есенин и Цветаева, он покончил жизнь самоубийством. Трагической оказалась и судьба его

Слайд 23Ещё на самоубийство его подтолкнуло то, что когда решался любовный вопрос,

и ему надо было ехать в Париж к
Т.Яковлевой, ему не выписывают визы (1929 год).
В 30 годах поэт был загнанным и подавленным и растерянным. Это сказалось на его отношениях с Вероникой Полонской (последней любовью поэта). Приходит весть, что Т. Яковлева выходит замуж (Маяковский не терял надежды с Яковлевой, но это сообщение дало отрицательный эффект на его здоровье).
13 апреля Маяковский потребовал, что бы Вероника Полонская с той же минуты оставалась с ним, бросила театр. Полонская ответила, что любит его, будет с ним, но не может так скоро бросить театр и мужа...

Что повлияло на самоубийство поэта?

Ещё на самоубийство его подтолкнуло то, что когда решался любовный вопрос, и ему надо было ехать в

Слайд 24в 1930 году, сразу после похорон Маяковского, она, одна из немногих,

сказала о поэте те слова, на которые он на самом деле заслуживал и которые оказались пророческими для его посмертной судьбы: «Я боюсь, что, несмотря на всенародный погреб, несмотря на весь почет и все плачи за ним Москвы и России, Россия до конца так и не поняла, кто был подарен ей в лице Маяковского... Маяковский намного опередил нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, нас ждет. И оборачиваться на Маяковского нам, а может, и нашим внукам, придется не назад, а вперед».

в 1930 году, сразу после похорон Маяковского, она, одна из немногих, сказала о поэте те слова, на

Слайд 2514 апреля в 10 часов 15 минут в своей рабочей комнате

в Лубянском проезде выстрелом из револьвера покончил жизнь самоубийством Владимир Владимирович Маяковский, оставив письмо адресованное “Всем”:
“В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник это ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.
Лиля - люби меня.
Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.
Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.»
14 апреля в 10 часов 15 минут в своей рабочей комнате в Лубянском проезде выстрелом из револьвера

Слайд 26Великая память поэту-футуристу Владимиру Владимировичу Маяковскому.

Великая память поэту-футуристу Владимиру Владимировичу Маяковскому.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть