МОУ «Лицей №55»
г. Пенза 2010г
МОУ «Лицей №55»
г. Пенза 2010г
серебряный век
Содержание раздела
Понятие «Серебряный век»;
Модернизм;
Поэтические направления
Судьба литературы Серебряного века;
Музей Серебряного века.
Проверь свои знания.
Содержание раздела
Вперед
Понятие «Серебряный век»;
Модернизм;
Поэтические направления
Судьба литературы Серебряного века;
Музей Серебряного века.
Проверь свои знания.
Содержание раздела
Вперед
Раздел 1
Предвестники
Содержание раздела
НО НЕ ТЕБЕ
В любви, как в ревности, не ведая предела,—
Ты прав,— безжалостной бываю я порой,
Но не с тобой, мой друг!С тобою я б хотела
Быть ласковой и нежною сестрой.
Сестрою ли?..О, яд несбыточных мечтаний,
Ты в кровь мою вошел и отравил ее!
Из мрака и лучей, из странных сочетаний — Сплелося чувство странное мое.
Не упрекай меня, за счастие мгновенья
Другим, быть может, я страданья принесу,
Но не тебе, мой друг!— тебе восторг забвенья
И сладких слез небесную росу.
Мирра Александровна Лохвицкая (1869-1905)
Выбери раздел
Владимир Соловьёв (1853-1900)
Константин Михайлович Фофанов
(1862-1911)
Выбери раздел
Врубель.Зимняя канавка. 1901
Выбери раздел
Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.
Выбери раздел
Выбери раздел
Вперед
Выбери раздел
Выбери раздел
Основные признаки футуризма:
— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
— культ техники, индустриальных городов;
— пафос эпатажа.
Выбери раздел
ПОЭТЫ - ФУТУРИСТЫ
Выбери раздел
Выбери раздел
Покачнетесь Вы вправо –
Улыбнется Вам Слава,
И дохнет Ваше имя, как цветы райских клумб;
Прогремит Ваше имя,
И в омолненном дыме Вы сойдете на
Землю,- мирозданья Колумб!
А качнетесь Вы к выси,
Где мигающий бисер,
Вы постигнете тайну: вечной жизни процесс.
И мечты-сюрпризерки
Над качалкой грезёрки
Воплотятся в капризный, но бессмертный эксцесс!
ПОЭТЫ – АКМЕИСТЫ
Выбери раздел
Выбери раздел
Сергей Городецкий
(1884-1967)
Михаил Зенкевич
(1891-1973)
Георгий Иванов
(1894-1958)
Выбери раздел
Выбери раздел
Выбери раздел
Осип Эмильевич Мандельштам
Художник Лев Бруни. 1916 год.
Выбери раздел
И часы с кукушкой тоже рады,
Всё слышней их четкий разговор.
В щелочку смотрю я: конокрады
Зажигают над холмом костёр.
А. Ахматова
Я полюбил тебя в янтарный день,
Когда, лазурью светозарной
Рождённая, сочилась лень
Из каждой ветки благодарной.
С. Городецкий
Задание
1. Подготовьте выразительное чтение отрывков.
Выбери раздел
x x x
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — не большая хитрость.
Б. Пастернак
1931
Выбери раздел
Основные признаки имажинизма:
— главенство «образа как такового»;
— образ — максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;
— поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
— эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета;
— поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
— текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.
Выбери раздел
Выбери раздел
Левитан. Золотая осень. Слободка, 1889
Выбери раздел
Шум и гам в этом логове жутком,
Но всю ночь напролёт, до зари,
Я читаю стихи проституткам
И с бандитами жарю спирт.
Сердце бьётся всё чаще и чаще,
И уж я говорю невпопад: -
Я такой же, как вы, пропащий
, Мне теперь не уйти назад.
Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пёс мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, сулил мне Бог.
1922
Левитан.Осень. Мельница. Плес, 1888
Выбери раздел
Исследовательская работа
Марина Цветаева (1892-1941)
Содержание раздела
Расстреляны,
сосланы в лагеря
Н. Гумилёв
О. Мандельштам
Покончили жизнь
самоубийством
С. Есенин
В. Маяковский
После октября 1917 года жили и творили многие философы, поэты, музыканты, художники, создававшие культуру Серебряного века, но характерная атмосфера той эпохи закончилась. Но Серебряный век не был «оборван» в 1917 году, жил в скрытых формах в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, в литературе русской эмиграции.
Содержание раздела
Музей включает в себя историко-литературную экспозицию и мемориальный кабинет В. Я. Брюсова, восстановленный по архивным фотографиям и воспоминаниям современников.
Музей включает в себя историко-литературную экспозицию и мемориальный кабинет В. Я. Брюсова, восстановленный по архивным фотографиям и воспоминаниям современников.
Пройдя по залам, гости брюсовского дома получат возможность не только познакомиться с уникальными материалами из коллекции Государственного Литературного музея, но и перенестись в атмосферу того времени. Почувствовать сложный, насыщенный многообразными стилистическими течениями художественный процесс позволяет интерьерное решение залов. Художник экспозиции А. А. Тавризов использовал в оформлении витрин декоративные элементы модерна Пройдя по залам, гости брюсовского дома получат возможность не только познакомиться с уникальными материалами из коллекции Государственного Литературного музея, но и перенестись в атмосферу того времени. Почувствовать сложный, насыщенный многообразными стилистическими течениями художественный процесс позволяет интерьерное решение залов. Художник экспозиции А. А. Тавризов использовал в оформлении витрин декоративные элементы модерна, классицизма и авангарда.
Прекрасные, одухотворённые лица писателей и поэтов смотрят с портретов В. Серова и Н. Малютина, Л. Пастернака и Е. Лансере, Н. Кульбина и Л. Бруни.
Первоиздания книг Вл. СоловьеваПервоиздания книг Вл. Соловьева, В. Брюсова, Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, С. Соловьёва, Ф. Сологуба, В. Розанова, М. КузминаПервоиздания книг Вл. Соловьева, В. Брюсова, Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, С. Соловьёва, Ф. Сологуба, В. Розанова, М. Кузмина, А. Ахматовой, Н. ГумилёваПервоиздания книг Вл. Соловьева, В. Брюсова, Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, С. Соловьёва, Ф. Сологуба, В. Розанова, М. Кузмина, А. Ахматовой, Н. Гумилёва, О. Мандельштама, Г. Иванова, М. Цветаевой, В. Маяковского, Велемира Хлебникова, Д. Бурлюка и других представителей русской литературы начала XX века представлены в витринах музея с исчерпывающей полнотой.
Живопись серебряного века
Содержание раздела
Содержание раздела
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою легкий мороз!
Так и хочется к телу прижать
Обнаженные груди берез.
О, лесная, дремучая муть!
О, веселье оснеженных нив!..
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив.
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров...
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Назовите этот прием художественной изобразительности.
персонификация
КРАСНЫЙ
СИНИЙ
ЗЕЛЕНЫЙ
ЖЕЛТЫЙ
БЕЛЫЙ
РОЗОВЫЙ
Шамканье и шепот передаются аллитерациями на шипящие:
«Жует пахуЧий мякиШ тиШины, о ком-то ШепЧет, сгинувШем в ноЧи»
Сверкание золы передается аллитерацией на свистящие и певучие сонорные звуки:
«обНяв тРубу, СвеРкает по повети ЗоЛа ЗеЛеНая иЗ РоЗовой печи»
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть