Презентация, доклад на тему Семинар. Значение метапредметного подхода в образовании

Содержание

Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности.Хуторской А.В.© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

Слайд 1Метапредметность
ГУЛИСТАНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна
Значение метапредметного

подхода в образовании
Семинар
МетапредметностьГУЛИСТАНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ© 2016, Гизатулина Ольга ИвановнаЗначение метапредметного подхода в образовании Семинар

Слайд 2Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими

предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. 
Метапредметность не может быть оторвана от предметности.


Хуторской А.В.

© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и

Слайд 3Ключевые вопросы
Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как они соотносятся друг

с другом?
Что такое метапредметы?
Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?

Ключевые вопросыЧто такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как они соотносятся друг с другом?Что такое метапредметы? Какие технологии

Слайд 4Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta — между,

после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому,

Метадеятельность
Мыследеятельность
Метапредметы
Метазнания
Метаумения (метаспособы)

Иногда это называют универсальными знаниями и способами.
Иногда - мыследеятельностью.

© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta — между, после, через), часть сложных слов, означающая

Слайд 5Метадеятельность
Стратегическая деятельность (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
Исследование

(факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод)
Проектирование (замысел, реализация, рефлексия)
Сценирование (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий)
Моделирование …
Конструирование…
Прогнозирование…

© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

Метадеятельность Стратегическая деятельность (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);Исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов,

Слайд 6 Методики, технологии, подходы
Задачный подход;
Проблемное обучение;
Исследовательское обучение;
Проектное обучение;
© 2016, Гизатулина

Ольга Ивановна
Методики, технологии, подходы Задачный подход;Проблемное обучение;Исследовательское обучение;Проектное обучение;© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

Слайд 7Мыследеятельность
© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

Мыследеятельность© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

Слайд 8Метапредметность -
способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности,
средство

формирования целостной картины мира в сознании.

© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

Метапредметность - способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, средство формирования целостной картины мира в сознании.©

Слайд 9МЕТАПРЕДМЕТЫ

МЕТАПРЕДМЕТЫ

Слайд 10Метапредметный компонент в мыследеятельностной педагогике
Метапредмет "Знак": способность схематизации на основе выделения

главного в материале.
Метапредмет "Знание": способность работать с понятиями как особой формой знания. Работа с ключевыми научными понятиями. Универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.

© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

Метапредметный компонент в мыследеятельностной педагогикеМетапредмет

Слайд 11Метапредмет "Проблема": образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора

операций, формул и расчётов.
Метапредмет «Задача»: осмысление устройства процесса решения задач. Технологии реализации метапредметности.

© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

Метапредмет

Слайд 12 Содержание образования


Содержание образования

Слайд 13МЕТАПРЕДМЕТЫ
Учимся техникам
и способам мышления



Предметный материал
Решение предметных
задач
Запоминание


определений






Полипредметный материал
Формирование способностей









МЕТАПРЕДМЕТЫ  Учимся техникам и способам мышления Предметный материалРешение предметных задачЗапоминание определенийПолипредметный материалФормирование способностей

Слайд 14Уровни интеграции
Внутрипредметные связи

Межпредметные связи

Всеобщие связи
Интеграция - связанность отдельных частей и функций

системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

Уровни интеграцииВнутрипредметные связиМежпредметные связиВсеобщие связиИнтеграция - связанность отдельных частей и функций системы, организма в целое, а также

Слайд 15 Новаторство в разработке и использовании методических приёмов
Неделя метапредметного
осознания
Рефлексивные

остановки
Выстраивание личной учебной стратегии
Коллективная игра в мыслительный эксперимент



Новаторство в разработке и использовании методических приёмов  Неделя метапредметного осознания Рефлексивные остановки Выстраивание личной

Слайд 16Передача учащимся не просто знаний, а способов работы со знаниями.




Передача учащимся не просто  знаний, а способов работы  со знаниями.

Слайд 17Работа со способом
Если ученик освоил решение задач на три параметра в

математике, учитель даёт ему для решения подобную задачу, но уже из химии или физики.
Работа со способомЕсли ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему для решения

Слайд 18Работа с понятием
Карл Макс
О.Э. Мандельштам
ПЛАТОН

Работа с понятиемКарл МаксО.Э. МандельштамПЛАТОН

Слайд 19Ориентация на развитие у учащихся базовых способностей
Мышление
Воображение
Целеполагание

Понимание
Идеирование
Действие


Ориентация на развитие у учащихся  базовых способностей Мышление Воображение Целеполагание Понимание Идеирование Действие

Слайд 20Алгоритм обучения :
1. Составляем хронологическую таблицу
2.Этап- рисуем
3. Этап -Работа в программах
iMindMap

5, XMind 6.
4.Последующие применение их в учебном проекте «Путешествие по Петербургу в русской литературе. Петербург Достоевского»

Интеллект- карты

Мой пример:

Алгоритм обучения :1. Составляем хронологическую таблицу2.Этап- рисуем3. Этап -Работа в программахiMindMap 5, XMind 6.4.Последующие применение их в

Слайд 21Уровни интеграции
Самый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает

взаимосвязи «человек – общество – природа».

На этом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами. Это философский уровень. Раскрытие его – общая задача гуманитарно-эстетического, общественно-исторического и естественнонаучного циклов предметов.

© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

Уровни интеграцииСамый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек – общество – природа».

Слайд 22Метапредметный компонент в мыследеятельностной педагогике
Метапредмет "Знак": способность схематизации на основе выделения

главного в материале.


© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

Метапредметный компонент в мыследеятельностной педагогикеМетапредмет

Слайд 23Метазнания
Знания экспертной системы о собственном функционировании и процессах построения логических выводов.


Знания о знании.
Примерами мета-знаний являются:
* Диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними);
* Карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации);
* Эвристические приемы, Эвристические методы и т.п.

© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

МетазнанияЗнания экспертной системы о собственном функционировании и процессах построения логических выводов. Знания о знании.Примерами мета-знаний являются:

Слайд 24Технологии формирования метазнания
Логико-смысловых моделей
Ментальных (интеллект) карт
Фишбон ,кластер др. графические модели знания
Все

приемы сворачивания информации:
(конспект, таблица, схема)
Методы эвристики



© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

Технологии формирования метазнанияЛогико-смысловых моделейМентальных (интеллект) карт Фишбон ,кластер др. графические модели знанияВсе приемы сворачивания информации: (конспект, таблица,

Слайд 25Метаумения
Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
Навыки переработки

информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми)
Качества мышления (гибкость, способность к широкому переносу и т.п.)

МетауменияТеоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка,

Слайд 26Технологии
Развивающего обучения
Критического мышления
Технологический компонент личностно-ориентированного урока
Общеучебные умения и навыки
© 2016, Гизатулина

Ольга Ивановна
ТехнологииРазвивающего обученияКритического мышленияТехнологический компонент личностно-ориентированного урокаОбщеучебные умения и навыки© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

Слайд 27Вывод
Метапредметный урок –
это урок, на котором происходит
интеграция
различных профилей

обучения в единую
систему знаний о мире.
Метапредметный урок - это урок, целью
которого является обучение переносу
теоретических знаний по предметам на
практическую жизнедятельность учащегося



© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

ВыводМетапредметный урок – это урок, на котором происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о

Слайд 28Значение метапредметного подхода в образовании…
состоит в том, что он позволяет

сохранить и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения…

© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

Значение метапредметного подхода в образовании… состоит в том, что он позволяет сохранить и отстаивать культуру мышления и

Слайд 29ГЛОССАРИЙ
Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной".
Метазнания - знания о

знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмах и методах познания (когнитивных умениях).
Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
Метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени.
ГЛОССАРИЙМетадеятельность - универсальная деятельность, которая является

Слайд 30Метапредмет — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный

тип интеграции учебного материала.
Метапредметы – это предметы нетрадиционного цикла.
Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.


© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

Метапредмет — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Метапредметы –

Слайд 31Источники

Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших

образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.
Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М.: Пушкинский институт, 2001.
Громыко Н. В. Метапредмет «Знание». / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 2001.
Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.
Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.

© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

Источники Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.Громыко

Слайд 32Интернет- источники
Научно-исследовательского института инновационных стратегий развития общего образования
http:// nii.smdp.ru
Центра

инструкционного дизайна
http:// eduscen.ru
Сети мыследеятельностной педагогики
http:// mdp-net.ru

© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

Интернет- источники Научно-исследовательского института инновационных стратегий развития общего образованияhttp:// nii.smdp.ru Центра инструкционного дизайнаhttp:// eduscen.ruСети мыследеятельностной педагогикиhttp:// mdp-net.ru

Слайд 33 Об авторе:
ГИЗАТУЛИНА
ОЛЬГА
ИВАНОВНА
учитель русского языка и литературы, тьютор
Стаж работы 30 лет
Skype: klassik873
email:

stefa77777@gmail.com

© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

Об авторе:ГИЗАТУЛИНАОЛЬГАИВАНОВНАучитель русского языка и литературы, тьюторСтаж работы 30 летSkype: klassik873email: stefa77777@gmail.com© 2016, Гизатулина Ольга Ивановна

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть