Слайд 1ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
А.В.Полякова, доцент кафедры теории и методики профессионального образования
ГБОУ ДПО НИРО, к.п.н.
г. Нижний Новгород, 2016
Слайд 2Нормативно-правовые документы для организации самостоятельной работы в ОО СПО
1.ФГОС СПО
в Российской Федерации
2. Типовое положение об образовательном учреждении СПО (Постановление Министерства образования и науки РФ от 18.08.2008 № 543)
3.Положение (локальный акт ОО СПО) по планированию и организации самостоятельной работы студентов
4. Методические рекомендации в ОО СПО
Слайд 3САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Один из обязательных этапов процесса подготовки специалиста.
Метод индивидуальной познавательной деятельности,
формирующий будущего специалиста.
Слайд 4ЗАДАЧА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Оптимально спланировать и организовать самостоятельную работу студента (СРС).
С учетом специфики
содержания учебной дисциплины правильно определить направления и разработать задания для СРС.
Верно выбрать методы обучения студентов приемам подбора, анализа, систематизации, обобщения информации, поиска аргументов, доказательств, разработки оптимальных решений, рекомендаций.
Учитывать индивидуальные особенности студентов.
Создать необходимые условия для СРС
Слайд 5СУЩНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ СР
Наличие познавательной или практической задачи, вопроса, проблемной ситуации.
Проявление самостоятельности
и творческой активности при разрешении поставленных задач.
Систематическое осуществление самоконтроля за ходом и результатами работы.
Задания должны быть такого характера, чтобы усвоение учебного материала приводило к целостному развитию личности, овладению приемами нравственной и практической деятельности, самообразования и творчества.
Слайд 6ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ СР
Печатное слово
Наглядное пособие
Слайд 7УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ
Гностические (выделять главное, «уплотнять» текст, выражать графически)
Конструктивные
(составлять конспект, план-конспект, составлять тезисы, докладные, информационные справки)
Коммуникативные (кратко, логично выступать с докладами, формулировать вопросы по существу доклада, высказывать замечания по выступлению, докладам)
Слайд 8САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Развивающий
характер
Обучающий
характер
Может осуществляться:
под руководством, но без непосредственного вмешательства
преподавателя в ход работы студента;
под непосредственным руководством преподавателя через его задания;
без участия преподавателя, без его заданий – в порядке самообразования.
Слайд 9РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Постановка познавательной задачи – это побудительно-мотивационный этап СРС
Разработка заданий
Доведение задания
до каждого студента
Сообщение при необходимости новых сведений
Инструктаж студента в части сроков, места, источников, объема, графика консультаций, форм контроля
Проведение промежуточного (текущего) контроля
Консультирование студентов
Обучение на примере допущенных или текущих ошибок
Проверка и оценка результатов СРС
Слайд 10МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СР
Программа учебной дисциплины
Список основной и дополнительной литературы
Специально разработанные методические
рекомендации
Задания домашней контрольной работы
Тематика курсовых работ, семинарских, практических занятий, перечень литературы
Примерный перечень вопросов, типовых заданий практического характера для экзамена
Тематика курсовых, рефератов, обзоров, а также список литературы и методические указания.
Вопросы, задачи, тесты, задания ситуационного характера для самопроверки
Тематика направлений научных исследований кафедры (преподавателя)для приобщения к науке
График проведения индивидуальных консультаций
Критерии оценки зунов,КР,курсовых работ
Слайд 11РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
Примерная структура методических указаний
Введение
Примерная программа учебной дисциплины
с перечнем рекомендованной литературы, методическими указаниями по каждой теме программы и вопросы для самоконтроля
Задания для контрольных работ
Примерный перечень лабораторных работ и практических занятий
Перечень рекомендованной литературы для изучения
Слайд 12ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
Введение
Значение изучения учебной дисциплины
Минимум знаний, умений и
навыков, приобретаемый в результате изучения дисциплины
Взаимосвязь с другими дисциплинами
Особенности изучения
Количество контрольных и лабораторных работ, практических занятий, курсовых проектов, экзаменов по дисциплине
Слайд 13ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
Примерная программа учебной дисциплины с перечнем рекомендованной
литературы, методическими указаниями по каждой теме программы и вопросы для самоконтроля
Разделы программы объединяются в учебные задания с соответствующей нумерацией, при этом следует методически правильно распределить материал между заданиями.
До 70 часов – одно задание; до 120 часов – два задания; более 120 часов – три задания.
Слайд 14МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Значение основных вопросов темы для изучения данной
дисциплины и их взаимосвязь с ранее изученным материалом
Дополнительный материал, отражающий новейшие научно-технические достижения
Рациональные методы решения типичных примеров и задач
Цели проведения лабораторных работ и практических занятий по темам.
Слайд 15ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
Задания для контрольных работ
Контрольные задания должны состоять
из контрольных вопросов, задач, примеров, графических работ и т.п. в зависимости от специфики учебной дисциплины
Контрольные вопросы должны носить обобщающий характер
Исключить возможность механического переписывания из учебника
Контрольные задачи по степени сложности должны отвечать уровню типовых задач
Контрольные работы следует разрабатывать в нескольких вариантах
Слайд 16ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
Примерный перечень лабораторных работ и практических занятий.
Цель:закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений по УД. Имеет рекомендательный характер, возможны изменения и замены отдельных практических занятий.
Перечень рекомендуемой литературы для изучения УД подразделяют на основную и дополнительную. Перечень дополнительной литературы, кроме учебников и учебных пособий, состоит из печатных изданий, отражающих современный уровень развития соответствующих отраслей науки и техники.
Название, авторы (фамилия, инициалы), место и год издания.
Слайд 17ЦЕЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Систематизация и закрепление теоретических знаний и практических умений; углубление
и расширение теоретических знаний.
Формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу.
Развитие познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Развитие исследовательских умений
Слайд 18ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Аудиторная (групповая, индивидуальная)
Внеаудиторная (групповая, индивидуальная)
для овладения знаниями: чтение текста,
составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, работа со словарем, использование аудио- и видеозаписей, компьютера и Интернета
для закрепления и систематизации знаний
для формирования умений(решение задач, выполнение чертежей, ОДИ, курсовые работы
Слайд 19КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ
Контроль может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные
учебные занятия по УД и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине
Контроль проводится в письменной, устной или смешанной формах
Формы и методы контроля: семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.
Слайд 20Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Освоение учебного материала
Умение использовать теоретические знания на
практике
Сформированность общеучебных умений
Обоснованность и четкость изложения ответа
Оформление материала в соответствии с требованиями
Слайд 21
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
I уровень. Воспроизводящий тип самостоятельной работы.
Цель: формирование
умений и навыков, их закрепление. Фундамент для самостоятельной работы.
Копирующие действия учащийся по заданному образцу путем сравнения.
II уровень. Реконструктивно - вариативный тип.
Цель: нахождение конкретных способов решения задач. Формирование фундамента для творческой деятельности, мотивация познавательной деятельности.
Репродуктивная деятельность по обобщению приемов и метода познавательной деятельности, перенос на решение более сложных типовых задач.
Слайд 22УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
III уровень. Эвристический тип самостоятельной работы.
Цель: поиск
новых решений, систематизация знаний, перенос их на решение нестандартных ситуаций формирует потребность к самообразованию.
Продуктивная деятельность: применения приобретенных задач в новых ситуациях, выходящих за пределы известного образца.
IV уровень. Творческий тип самостоятельной работы.
Цель: получение новых заданий, закрепление навыков самостоятельного поиска знаний, формирование творческий личности.
Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в новых ситуациях по составлению принятия решений.
Слайд 23ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема самостоятельной работы.
Цели работы (что должны знать и уметь
студенты по этой теме).
Количество времени на работу.
Оборудование (образцы товаров, документов, схемы, таблицы и т.д.).
Литература.
Методические указание, т.е. каков порядок выполнения работы (прочитайте учебник стр…., сделайте выводы. Обоснуйте документами, заполните таблицы, решите задачу и т.д.).
Результат самостоятельной работы – отчетный материал (решена задача, ситуация, составлена схема, план таблица, проанализированы документа и т.д.).
Контрольные вопросы для самопроверки по теме. (Такие инструкции должны быть по каждой теме, по каждому ситуационному заданию, изучаемому студентами самостоятельно).
Слайд 24КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАНИЙ
По задачам обучения
Информационные –образцы, схемы, примеры, решения задач, графологические структуры.
Для
закрепления материала – проблемные и творческие задания.
Для текущего и итогового контроля – тесты II и III уровня сложности, ситуационные проблемные задачи, немые графы, таблицы.
Слайд 25КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАНИЙ
По характеру познавательной деятельности
Репродуктивные задания – II уровень сложности (воспроизвести
определение, схему действия, образец решения задач и т.д.).
Проблемно-поисковые задания – III уровень сложности (ставится проблема, определяют возможные подходы ее разрешения).
Задания, требующие исследовательской деятельности учащихся – IV уровень сложности (ставится проблема без конкретных условий и вариантов решения. Студенты сами выделяют основную задачу, пути ее решения и находят оптимальный вариант).
Слайд 26КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАНИЙ
По содержанию
Количественные (расчетные) задания – II уровень сложности (рассчитать
тот или иной экономический показатель).
Качественные задания – III, IV уровень сложности (дать определение, сравнить, обобщить, проанализировать, сделать вывод).
Слайд 27КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАНИЙ
По структуре
Избирательные задания, основанные на выборе ответа –I и II
уровень сложности:
а) с альтернативным заданием – «да», «нет»;
б) с многовариантным решением;
в) с перекрестным выбором, путем составления ответов;
г) с конструированным ответом – III и IV уровень сложности.
Слайд 28РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Выполнение лабораторных
работ и практических занятий направлено на
а) формирование умений применять полученные знания на практике;
б) обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по контрольным темам;
в) развитие интеллектуальных умений: аналитических, проектировочных, конструктивных и т.д.;
г) выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Слайд 29ПЛАНИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Ведущая дидактическая цель лабораторных работ:
Экспериментальное подтверждение
и проверка теоретических положений (законов, зависимостей) и поэтому преимущественное место они занимают при изучении дисциплин математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального и специального цикла.
Дидактической целью практических занятий является формирование практических умений – профессиональных или учебных, необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
Слайд 30ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Проверка знаний – теоретическая готовность
к выполнению заданий.
Репродуктивный характер
Частично-поисковый характер
Поисковый характер
Подробная инструкция: цель, пояснения, оборудование, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы
Нет подробной инструкции, самостоятельный подбор оборудования, выбор способов выполнения работ в инструктивной и справочной литературе
Решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания
Слайд 31СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Нормативная и учебно-методическая документация
1. Государственный образовательный
стандарт СПО (выписка)
2. Примерная рабочая программа дисциплины
3. Рабочая учебная программа
4. Календарно-тематический план
5. Технологическая карта занятия
Слайд 32СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Средства обучения или учебно-информационные материалы
Источник
информации
Методические рекомендации по технологии усвоения учебной информации
Учебно-наглядные пособия
Слайд 33СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Средства контроля знаний (разработки, рекомендации, памятки,
инструкции при их наличии)
Виды контроля
Формы контроля (контрольные вопросы, контрольные вопросы продуктивного характера, тесты различного уровня сложности, кроссворды, информационные средства контроля, карточки)
Слайд 34СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ПО УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
Нормативная и учебно-методическая документация
Рабочий учебный
план является документом, определяющим график учебного процесса
Рабочая программа
Технологическая карта занятия
Слайд 35СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
учебно-методическая литература;
учебно-наглядные пособия;
лабораторное и учебно-производственное оборудование и материалы;
технические средства
обучения.
Слайд 36СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методическая литература
Учебная литература: учебники обычные и программированные, учебные пособия, конспекты
лекций, справочники, задачники, каталоги, альбомы.
Методическая литература: частные методики изучения дисциплин, методические рекомендации, методические разработки, методические указания.
Слайд 37СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учебно-наглядные пособия используются как средство формирования точных и конкретных образов
изучаемых предметов и явлений действительности.
Изобразительные пособия
Натуральные пособия
Слайд 38СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Лабораторное и учебно-производственное оборудование и материалы
Набор раздаточных дидактических материалов
Слайд 39СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Технические средства обучения
Аудитивные (звуковые)
Визуальные (зрительные)
Мультимедиа-системы и система «Интернет»
Слайд 40СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
На бумажном носителе
Контрольные вопросы
Тесты
Кроссворды
Контрольные работы
Технические
Компьютерные программы
Слайд 41
Задайте вопросы лектору !!!
Спасибо за внимание!