Слайд 1
Самостоятельная работа на уроке русского языка и литературы
»
Слайд 2
Реформы казахстанского образования, идущие в настоящее время, требуют подготовки людей, способных
обеспечить его развитие и процветание в XXI веке. Подготовка таких людей - профессионалов своего дела - возложена на систему образования.
Слайд 3
Немаловажным в этом процессе является формирование навыков самостоятельного умственного труда. Это
тем более важно, что, какие бы знания и в каком объеме не получали обучаемые, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Где же выход? Выход в решении задачи - научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.
Слайд 4
По данным исследователей самостоятельная работа учащихся на уроках в
общеобразовательной школе занимает только 10% общего учебного времени, а остальные 90% времени уходят на опрос и объяснение нового материала, следовательно, доминирующую активность проявляет учитель, а не ученик, хотя в действительности всё должно быть наоборот. При этом учитель выступает главным образом в роли информатора и контролера, а не руководителя и организатора самостоятельной работы школьника. Свыше 86% учителей считают своей основной функцией только передачу знаний.
Слайд 5Научить школьника всему в жизни нельзя, но можно и нужно научить
добывать знания самостоятельно, уметь их применять на практике, работать с книгой. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности урока, так как именно в нем достигаются названные цели. Первое, что предстоит сделать, - это увеличить удельный вес самостоятельной работы учащегося на уроке, потому что не секрет, что ребятам на уроке часто и подолгу отводится роль пассивных слушателей, так как педагоги много тратят времени на объяснение нового материала, проводят затянутые устные опросы. Второе – нужно расширить тематический диапазон каждого занятия: ведь не всегда оправдано дробление учебной темы и ее изучение малыми частями на длинной цепи уроков.
Слайд 6Систематически организуемая на уроках самостоятельная работа учащихся помогает более успешно осуществлять
образовательную, воспитательную и развивающую функции процесса обучения. Ведь в процессе самостоятельной работы дети учатся наблюдать явления, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать - словом, овладевают теми логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного
решения вопросов, выдвигаемых жизнью.
Слайд 7
Главная цель моей работы – научить ребят добывать знания самостоятельно.
А
для этого необходимо систематически воспитывать привычку к самостоятельной работе.
Под самостоятельной работой я понимаю такой вид мыслительной деятельности, в процессе которой дети учатся *наблюдать, *сравнивать, *сопоставлять, *анализировать, *обобщать, *рассуждать, *овладевать логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов.
Слайд 8Моя задача как учителя заключается в том, чтобы учащийся не только
усвоил программу, но и приобрел умение сознательно
*работать с книгой,
*правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме,
*выделять существенные признаки того или иного явления,
*сопоставлять и группировать факты, *делать выводы и обобщения,
*применять их на практике.
Слайд 9*На уроках русского языка я использую различные виды самостоятель-ной работы.
*Вот
только некоторые из них.
Слайд 10 *Выборочные диктанты.
Например, при изучении какой-либо части речи читаю
текст, даю задание: выписать только имя прилагательное, причастие, глагол или наречие.
*Распределительные диктанты.
Читая словарную диктовку, даю задание: распределить в 2 или 3 колонки, в зависимости от количества орфограмм, слова с -н- и - нн-; слова с ъ, ь как разделительными и ь как показателем грамматической формы;действительные причастия, образованные от глаголов I спр. и от глаголов II спр. ; слова с орфограммой «чередование А//О в корне слова» и «безударная гласная в корне» и другие.
Слайд 11 *Восстановительные диктанты.
Даю задание, например: записать под диктовку текст, восстанавливая
по смыслу эпитеты, выраженные прилагательными и причастиями. Или дописать наречия, обозначая признак действия. Или даю задание: заменить одно из однородных сказуемых, выраженных глаголом, деепричастием.
*Объяснительные диктанты.
Даю задание: записывая под диктовку текст или выполняя работу по упражнению учебника, объяснять устно и письменно (графически) каждую орфограмму и пунктограмму.
Слайд 12
*«Орфографическое лото».
Играть могут 5 человек. На разлинованных картах вместо
традиционных цифр - названия орфограмм. Ведущий (учитель или ученик) произносит слова, а дети закрывают их в ячейках карт. И кто первый успеет закрыть все слова, тот выиграл. Затем ведущий сверяет слова с орфограммами, закрытыми выигравшим учеником.
*Составление кроссвордов и ребусов.
Эти задания творческого характера: составить по изученной теме кроссворд или ребус и предложить его для разгадывания одноклассникам.
Слайд 13 *Работа с цветными (сигнальными) карточками: например, зеленая и красная. На
этапе закрепления новых знаний произношу словарную диктовку. Ученики поднимают вверх карточку того или иного цвета в зависимости от орфограммы в слове. По количеству поднятых вверх красных или зеленых карточек видно, каков процент усвоения знаний.
*Популярный вид работы – тесты с выбором ответа или орфограммы. Даю задание: подготовить вопросы и словарную диктовку для теста по изученной теме.
Слайд 14 *Используя метод индивидуальных заданий, предлагаю ученикам для выполнения разноуровневые карточки.
В них разные по степени трудности задания.
*При объяснении нового материала даю учащимся задания: составить опорный конспект, схему, таблицу по изучаемой теме. Затем определяем лучших составителей ОК.
Слайд 15*Самостоятельная работа творческого характера: сочинение лингвистической сказки, придумывание картинки к фразеологизму.
Подобная работа, закрепляя знания, умения, навыки обучаемых, заставляет их мыслить творчески, дает возможность трансформировать и интерпретировать изученный материал, видеть его другими глазами.
Слайд 16Умения и навыки, развивающиеся в результате таких условий, позволяют учащимся в
дальнейшем
самостоятельно приобретать знания, помогают им глубже, прочнее усваивать материал, приучают их к наблюдательности, пробуждают творческую активность и инициативу. Постоянная новизна, нарастание трудностей в процессе работы постепенно увлекают учащихся, и они начинают проявлять интерес к самому процессу деятельности.
Слайд 17Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам
максимум знаний, а в
том, чтобы привить им
интерес к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими.
Константин Кушнер