Слайд 1Строение и грамматическое значение словосочетаний
-Знать основные виды связи слов в словосочетании.
-Уметь отличать словосочетание от предложения, вычленять словосочетание из предложения, определять грамматическое значение словосочетания, правильно употреблять словосочетания в предложении, использовать синонимические по значению словосочетания.
© А.В.Попов, 2008
Слайд 2□ Просклонять имена собственные:Анастасия,Василий
И. Анастасия Василий
Р. Анастасии
Василия
Д. Анастасии Василию
В. Анастасию Василия
Т. Анастасией Василием
П. об Анастасии о Василии
Проверка д/задания упр.52. Определите стиль текста
Слайд 3Тема «Синтаксис и пунктуация» рассчитана для изучения не только в 8-м,
но и в 9-м классе. В этом году мы будем заниматься словосочетанием и простым предложением, в следующем-сложным предложением.
Начнём со словосочетаний- синтаксических единиц, из которых строится предложение. Словосочетание образуется в результате соединения двух и более слов, это наименьший контекст, в котором проявляется лексическое значение слова и его грамматические свойства.
Слайд 4Что значит «контекст»?
Прочитайте написанное слово (орган)
Вне контекста, то есть вне окружения
не ясно, что имеется ввиду: смысл слова, во-первых, зависит от ударения (орган и орган- омографы, слова, которые пишутся одинаково но произносятся по-разному).Кроме того, слово орган многозначно. Образуем словосочетания, проясняющие лексическое значение слова, запишем их в тетради:
Орган печати (газета), орган зрения (глаз), слуха, служить в органах, органы образования, слушать орган.
Слайд 5Словарная работа
Интересно, что оба слова происходят от одного и того же
греческого слова organon- орудие, инструмент. Слово орган имеет несколько значений:1) часть организма, выполняющая определённую функцию: орган речи, органы кровообращения;2) учреждение, исполняющее определённые функции в обществе: органы государственной власти и т.д.3) периодическое издание (обычно принадлежащее какому-либо общественному образованию и отражающее его взгляды и деятельность):орган консервативной партии.
Орган- духовой клавишный инструмент больших размеров, состоящий из набора труб, в которых мехами нагнетается воздух.
Подобрать однокоренные слова устно дома.
Итак, мы видим, что лексическое значение слова проявляется в контексте, т.е. в окружении других слов, связанных с ним по смыслу и грамматически.
Слайд 6Определение словосочетания, его строение.
1.Попробуйте дать определение словосочетания.
Словосочетание- два или несколько самостоятельных
слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание называет предметы, действия, признаки более конкретно. Оно состоит из главного и зависимого слова. Зависимое слово (слова) уточняет смысл главного. Н-р: хорошая погода, плохая погода, погода в сентябре. Главное слово (погода) уточняется зависимыми, к которым от главного ставится вопрос.
упр.60-устно.
Слайд 7Признаки словосочетания
1)Словосочетание могут составить только самостоятельные части речи. Так «около дома»
не является словосочетанием, это существительное с предлогом, предлог- служебная часть речи.
2)Одно из составляющих слов зависит от другого, Н-р, «летит и кружится»- два независимых слова, соединённых сочинительной связью, а не словосочетание.
3) Словосочетание имеет систему форм, образованную формами главного слова, а значит, и начальную форму. «Ветер стих» не является словосочетанием, это основа предложения, подлежащие и сказуемое.
Слайд 8Грамматическая форма и грамматическое строение словосочетания.
Грамматическая форма словосочетания- это его строение,
схема.
Схема может быть условной, содержать только названия частей речи. Н-р, олимпийское движение- «прил.+сущ.», преодолеть препятствие- «глаг.+сущ.», слишком быстро- «нареч.+нареч.» и т.д.Более конкретная схема указывает на формы зависимого слова: уверенный в себе- «прил.+предлог+местоим. в дат.п.» Местоимение выражает зависимость от главного слова формой падежа, которая не изменяется при изменении главного слова: уверенного в себе, уверенному в себе и т.д.
По морфологической принадлежности словосочетания делятся на именные (главное слово имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение); глагольные ( главное слово- глагол или его формы); наречные (главное – слово- наречие).
Слайд 9Закрепим изученное на уроке.
Виды словосочетаний по морфологическим признакам. Упр.61 разобрать устно.
Строение
словосочетаний. УПР.62:ПЕРВУЮ ЧАСТЬ РАЗОБРАТЬ УСТНО, вторую часть- письменно в тетрадях.
Конструирование словосочетаний. Упр. 63 –устно.
Работа над речевыми нормами. Упр.64- комментировать 2 по цепочке», выполнить в тетрадях. Сложные случаи записать на доске.
Слайд 10Словарная работа
Выписать слова в рамках, составить с ними словосочетания, определить главное
и зависимое слово: истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция, идеал, стипендия, стипендиат.
Слайд 11Домашнее задание.
Параграф 7 (с.27-29), упр.65,67.