Презентация, доклад на тему Русский язык без правил

Содержание

План:1.Представление2. Классификация ошибок3. Используемые сокращения4.Стратегические действия в борьбе с безграмотностью5. Слитное и раздельное написание слов6.Рукодвигательный контроль за словами7. О проверках8. Виды проверки: «Много можно – много нельзя»

Слайд 1

«Русский язык без правил»

Или

«Интуиция и логика – помощники орфографии

и пунктуации»
(методическое пособие для учителей русского языка)

«» ;

В течение или в течении
вдогонку
Не готов






Проект подготовила:
учитель русского языка и литературы Пилипенко Н.И
МОУ лицей, г.Фрязино, 2014 г.






«Русский язык без правил»Или «Интуиция и логика – помощники орфографии и пунктуации»(методическое пособие для учителей русского

Слайд 2План:

1.Представление
2. Классификация ошибок
3. Используемые сокращения
4.Стратегические действия в борьбе с безграмотностью
5. Слитное

и раздельное написание слов
6.Рукодвигательный контроль за словами
7. О проверках
8. Виды проверки: «Много можно – много нельзя»
«Скажи иначе»
«Где трудно – там слитно»
9. Частица «НЕ»
10. Как быть с числами
11. Частица «ПОЛ»
12. Логика и интуиция – помощники орфографии и пунктуации
13. Литература



План:1.Представление2. Классификация ошибок3. Используемые сокращения4.Стратегические действия в борьбе с безграмотностью5. Слитное и раздельное написание слов6.Рукодвигательный контроль за

Слайд 3Предисловие:

Иногда так бывает, что ученик, не зная правил, пишет

грамотно (думаю, у каждого учителя был такой ученик). Этому явлению мы даем такое определение - «Врожденная грамотность». Я над этим долго думала и пришла к такому выводу, что оно не совсем точное. Все-таки, на мой взгляд, интуиция, логика и внимание – эти два понятия доминируют над врожденностью.
Я попытаюсь доказать свою точку зрения. Прочитав много литературы, я прибегла к альтернативной методике филолога Натальи Романовой «Идеальная грамотность», где требуется отказ от школьных стереотипов. Конечно же, я это применяю на некоторых уроках (развивая критическое мышление) в надежде на то, что ребята поймут эту методу, которая сведет количество ошибок к минимуму. А для победы над безграмотностью необходима правильная стратегия.
Нельзя побороть несметные полчища ошибок, бросаясь в гущу врага с шашкой наголо.
Предисловие:  Иногда так бывает, что ученик, не зная правил, пишет грамотно (думаю, у каждого учителя был

Слайд 4Ошибки нужно строго классифицировать:







Основные принципы:
1.«Где трудно, там слитно!»

2. «Скажи иначе»

3. Внимание

должно быть экономно, точно направлено!

4. Использовать рукодвигательный контроль!!!

Главные объекты:
Злобные, упорные и вездесущие ошибки.

Цель:
Уменьшить число ошибок!






Ошибки нужно строго классифицировать:Основные принципы:1.«Где трудно, там слитно!»2. «Скажи иначе»3. Внимание должно быть экономно, точно направлено!4. Использовать

Слайд 5Используемые сокращения:
ДО – День Обучения
БП – Программа «Без правил»
ШПО – Школьная

орфопрограмма
ПРП – Паузная речевая пунктуация
ДОБ – Деепричастный оборот
Z – Гармошка
РБ – Регулярный блок
БСП – Бессоюзное сложное предложение
БСС – Быстрая смена событий
? – Возможна ошибка
? - Невозможна ошибка

В


Е


Предлоги – братья (родные)


Предлоги – братья (двоюродные)


Е


Предлоги - братья (друганы)


)

(в течение) (вследствие) (впоследствии)

Используемые сокращения:ДО – День ОбученияБП – Программа «Без правил»ШПО – Школьная орфопрограммаПРП – Паузная речевая пунктуацияДОБ –

Слайд 6Безграмотность – это враг.

Стратегические действия в борьбе с безграмотностью.


Враг потесниться,

когда мы лишим его главнокомандующего. Оставшись без опоры, «рядовые» ошибки быстро сдадутся. Добить и победить их – это уже вопрос тактики, а не стратегии.
Безграмотность – это враг. Стратегические действия в борьбе с безграмотностью.Враг потесниться, когда мы лишим его главнокомандующего. Оставшись

Слайд 7В разделе «Слитное и раздельное написание» важно понять, что при письме

бывает только ДВА ВАРИАНТА НАПИСАНИЯ СЛОВ



В разделе «Слитное и раздельное написание»  важно понять, что при письме бывает только ДВА ВАРИАНТА НАПИСАНИЯ

Слайд 8Устанавливаем «рукодвигательный контроль» за словами, которые нужно писать слитно.
Сразу проводим дугу

над словом
(знак слитности) от начала слова до конца.
Это действие мы делаем одной ручкой (без карандаша).







НЕЛЬЗЯ:
1) написать слово;
2) положить ручку;
3) взять карандаш;
4) обвести дугу;
5) положить карандаш;
6) снова взять ручку.
Слишком много лишних, отвлекающих движений. От этого рассеивается внимание, теряется время.









Устанавливаем «рукодвигательный контроль» за словами, которые нужно писать слитно.Сразу проводим дугу над словом (знак слитности) от начала

Слайд 9О проверках Плохо, когда много проверок
. Из исследований 2001 -2002 г на

базе теста перед зачислением на обучение в Школу Грамотности в примерах типа «вернусь наутро»; «зарядил наутро дождь» 183 из 200 учащихся (14-16 лет) сделали ошибки, среди младшего возраста (11-13 лет) 192 из 200 сделали ошибки, среди протестированных родителей (28 из 92 человек) сделали ошибки
О проверках Плохо, когда много проверок. Из исследований 2001 -2002 г на базе теста перед зачислением на

Слайд 10I «Много МОЖНО или много НЕЛЬЗЯ»


I «Много МОЖНО или много НЕЛЬЗЯ»

Слайд 11Частица «НЕ» как бич в русском языке
В рамках школьной программы –

это, пожалуй, одна из неблагополучных тем: по частотности больше всего ошибок приходится на правописание «НЕ»

С существительными (непогода) С глаголами (не хочу)
С прилагательными (небольшой)
С наречиями (невзначай)
С деепричастиями (не подумав)
С крат. причастиями (не здоров)

Вопрос: как будем писать «наша семья (не) богатая» ? Возникает пауза. Раз есть вопрос – значит, есть трудность – значит, пишем слитно!
Используем принцип: «Там где трудно, там пишем слитно».



Частица «НЕ» как бич в русском языкеВ рамках школьной программы – это, пожалуй, одна из неблагополучных тем:

Слайд 12Важно: отобрать информормацию (разделить слова на две группы)
Еще (не) готов, дверь (не)

заперта, свет (не) выключен, ошибка (не)замечена, мне (не) холодно, сказал (не) подумав, пока (не) арестован, друзей (не) видно, музыки (не) слышно, твой ответ (не)верный, (не) хочу, (не) вернулся, (не) знаю, (не) приду, до школы (не)далеко, наша семья (не)богатая, (не)правильный выбор, сказал (не)правду, день был (не)жаркий




«ДЕЙСТВИЯ» (глаголы и похожие слова)

«Чистые»
(все остальные, где действия нет)

Важно: отобрать информормацию (разделить слова на две группы)Еще (не) готов, дверь (не) заперта, свет (не) выключен, ошибка

Слайд 13Важно: отобрать информацию (нужно разделить слова)
«ДЕЙСТВИЯ»
(глаголы и похожие слова)
«Чистые»
(все остальные, где действия

нет)



Важно: отобрать информацию (нужно разделить слова)«ДЕЙСТВИЯ»(глаголы и похожие слова)«Чистые»(все остальные, где действия нет)

Слайд 14II Проверка «Скажи иначе»
*Если спросить ученика 5-9 класса, а возможно, 10-11

класса: « Как писать «не готов», какая это часть речи»? Возможно, будет ответ: «Краткое прилагательное». Таким будет ответ, потому что в школе мы не изучаем понятие «Модальные слова» (должен, рад, готов, обязан, намерен, согласен, нужен, надо, способен).

*Если спросить ученика 5-9, 10-11 класса: «Почему краткое прилагательное «путь неблизок», «недалек тот день» пишем слитно, а «не готов» раздельно, ответ тоже будет с паузой.
Вывод: Трудно ответить на вопрос.
А нужно быстро написать (мгновенное решение, немедленная реакция), здесь-то мы воспользуемся проверкой «Скажи иначе».
II Проверка «Скажи иначе»*Если спросить ученика 5-9 класса, а возможно, 10-11 класса: « Как писать «не готов»,

Слайд 15Если не знаешь, сомневаешься, какая часть речи и как правильно написать

– объясни слово самому себе – как можно короче и как можно проще – быстро!









Если не знаешь, сомневаешься, какая часть речи и как правильно написать –  объясни слово самому себе

Слайд 16 «Где трудно – там слитно» или «Скажи иначе»

Упражнение № 1 

(Не)громкий голос,(не)выразительная внешность, (не)известный (не)знакомец, (не)проходимая чащоба, (не)высокий, (не)смог объяснить, (не)наблюдательный сосед, (не)брежный почерк, (не)удобная обувь, (не)уклюжий медвежонок, (не)смелый малыш, (не)проверенные тетради, очень (не)приятный разговор, (не)чаянная встреча, (не)прочитанная книга, (не)ряха, (не)точный, (не)был (не)успевающим, (не)довольный бегемот.


«Где трудно – там слитно»  или  «Скажи иначе»    Упражнение № 1 

Слайд 17Проверка задания №1
Негромкий голос, невыразительная внешность, неизвестный незнакомец, непроходимая

чащоба, невысокий, не смог объяснить, ненаблюдательный сосед, небрежный почерк, неудобная обувь, неуклюжий медвежонок, несмелый малыш, не проверенные тетради, очень неприятный разговор, нечаянная встреча, не прочитанная книга, неряха, неточный, не был не успевающим, недовольный бегемот.

Проверка задания №1  Негромкий голос, невыразительная внешность, неизвестный незнакомец, непроходимая чащоба, невысокий, не смог объяснить, ненаблюдательный

Слайд 18«Где трудно – там слитно» или «Скажи иначе»
Упражнение № 2 

(Не)аккуратный работник, (не)просеянная мука, (не)ожиданная развязка, (не)сыгранная роль, (не)затейливый узор, (не)законченная работа, (не)умею лгать, (не)забудка, (не)удачный вариант, (не)поседа, (не)знаю правил, (не)угомонный ребёнок, (не)добросовестный работник, (не)деликатный товарищ, (не)доразумение, (не)унывающий попугай, (не)выполнимые обещания, (не)прикосновенный запас, (не)навидеть предателей, (не)сговорчивый соперник. 

«Где трудно – там слитно»  или  «Скажи иначе»Упражнение № 2   (Не)аккуратный работник, (не)просеянная мука,

Слайд 19Проверка задания №2
Неаккуратный работник, не просеянная мука, неожиданная развязка,

не сыгранная роль, незатейливый узор, не законченная работа, не умею лгать, незабудка, неудачный вариант, непоседа, не знаю правил, неугомонный ребёнок, недобросовестный работник, неделикатный товарищ, недоразумение, не унывающий попугай, не выполнимые обещания, не прикосновенный запас, ненавидеть предателей, несговорчивый соперник. 



Проверка задания №2  Неаккуратный работник, не просеянная мука, неожиданная развязка, не сыгранная роль, незатейливый узор, не

Слайд 20«Где трудно – там слитно» или «Скажи иначе»
Упражнение № 3 
(Не)видимка, (не)глубокий

ручей, (не)заметные изменения, (не)здоровый румянец, (не)званый гость, (не)увидел тебя, (не)законные претензии, (не)лепый вопрос, (не)зависимый характер, (не)внятное объяснение, (не)запланированная поездка, (не)обаятельный, (не)взлюбил, (не)удивительный, (не)правильный, (не)возможные варианты, (не)воля, приобрёл (не)движимость, (не)устрашимый боец, (не)солёный, (не)досягаемая вышина, (не)знайка, (не)слышный шёпот, (не)взгоды, (не)смышлёный птенец.

«Где трудно – там слитно»  или  «Скажи иначе»Упражнение № 3 (Не)видимка, (не)глубокий ручей, (не)заметные изменения, (не)здоровый

Слайд 21Проверка задания №3
Невидимка, неглубокий ручей, не заметные изменения, нездоровый румянец, незваный

гость, не увидел тебя, незаконные претензии, нелепый вопрос, независимый характер, невнятное объяснение, незапланированная поездка, необаятельный, невзлюбил, неудивительный, неправильный, невозможные варианты, неволя, приобрёл недвижимость, неустрашимый боец, несолёный, недосягаемая вышина, незнайка, неслышный шёпот, невзгоды, несмышлёный птенец.


Проверка задания №3Невидимка, неглубокий ручей, не заметные изменения, нездоровый румянец, незваный гость, не увидел тебя, незаконные претензии,

Слайд 22«Где трудно – там слитно» или «Скажи иначе»
Задание № 4

(Не)смешной анекдот, (не)знакомый синоним,(не)бойся, (не)движимость Ростова, (не)правильные глаголы, (не)стал врачом, (не)удача рыболова, (не)безобидно, (не)ясное слово, (не)глубокий овраг, (не)проходимая чаща; (не)настная погода, (не)красавица, (не)вероятная история, (не)боец; (не)смелый, (не)значительный вес, (не)весомая снежинка, (не)верный номер; (не)простой, (не)приватизированная квартира, (не)полное предложение, (не)громко, (не)проветренная комната; (не)дорогой, но полезный подарок; (не)знакомец (не)пришёл, (не)ожиданное (не)везение, (не)высказанные претензии.
«Где трудно – там слитно»  или  «Скажи иначе»Задание № 4  (Не)смешной анекдот, (не)знакомый синоним,(не)бойся,

Слайд 23Проверка задания №4
Несмешной анекдот, незнакомый синоним, не бойся, недвижимость

Ростова, неправильные глаголы, не стал врачом, неудача рыболова, небезобидно, неясное слово, неглубокий овраг, не проходимая чаща; ненастная погода, не красавица, невероятная история, не боец; несмелый, незначительный вес, невесомая снежинка, неверный номер; непростой, неприватизированная квартира, неполное предложение, негромко, не проветренная комната; не дорогой, но полезный подарок; незнакомец не пришёл, неожиданное невезение, не высказанные претензии.




Проверка задания №4  Несмешной анекдот, незнакомый синоним, не бойся, недвижимость Ростова, неправильные глаголы, не стал врачом,

Слайд 24«Где трудно – там слитно» или «Скажи иначе»
Упражнение № 5
(Не)вежественный ученик,

(не)большая ошибка, (не)трудная задача, (не)поседливая девочка, (не)виданный успех, (не)весёлый малыш, (не)робкий, а смелый, (не)проглядный туман, (не)зависимый народ, (не)нашёл объяснений; (не)верный, а ошибочный; (не)новый, но интересный, (не)скучная поездка, весьма (не)приятный разговор, (не)был (не)ряхой, (не)понял задание; (не)быстрая, но глубокая река; (не)вообразимые размеры, очень (не)выразительный, (не)проверенный тест, (не)гасимый огонь, (не)красный шар, (не)мамин платок, благородный (не)знакомец, (не)громкий шёпот, (не)значительная прибавка, (не)скорый.

«Где трудно – там слитно»  или  «Скажи иначе»Упражнение № 5(Не)вежественный ученик, (не)большая ошибка, (не)трудная задача,

Слайд 25Проверка задания №5
Невежественный ученик, небольшая ошибка, нетрудная задача, непоседливая девочка, невиданный

успех, невесёлый малыш, не робкий, а смелый, непроглядный туман, не зависимый народ, не нашёл объяснений; не верный, а ошибочный; не новый, но интересный, нескучная поездка, весьма неприятный разговор, не был неряхой, не понял задание; небыстрая, но глубокая река; невообразимые размеры, очень невыразительный, непроверенный тест, негасимый огонь, не красный шар, не мамин платок, благородный незнакомец, негромкий шёпот, незначительная прибавка, не скорый.




Проверка задания №5Невежественный ученик, небольшая ошибка, нетрудная задача, непоседливая девочка, невиданный успех, невесёлый малыш, не робкий, а

Слайд 26«Где трудно – там слитно» или «Скажи иначе»
Упражнение № 6
(Не)угомонный сосед,

(не)спокойное море, (не)маленькая квартира, полный (не)вежда; (не)честный, а лживый; (не)жданный подарок, (не)ласковый кот, (не)обитаемый остров; (не)простой, а сложный, (не)проверил работу; (не)молодой, но обаятельный; (не)заметный ручеёк, (не)стал учёным, весьма (не)ловкий, (не)уживчивый человек, (не)образованный юноша, (не)сделал уроки; (не)высокое, но раскидистое дерево; (не)прочитанный журнал, (не)синий плащ, милая (не)знакомка, очень (не)постоянный, (не)папина удочка, (не)благодарный коллега, (не)серьёзное отношение, (не)гуманный.      

«Где трудно – там слитно»  или  «Скажи иначе»Упражнение № 6(Не)угомонный сосед, (не)спокойное море, (не)маленькая квартира,

Слайд 27Проверка задания №6
Неугомонный сосед, неспокойное море, немаленькая квартира, полный невежда; не

честный, а лживый; нежданный подарок, неласковый кот, не обитаемый остров; не простой, а сложный, не проверил работу; не молодой, но обаятельный; незаметный ручеёк, не стал учёным, весьма неловкий, неуживчивый человек, необразованный юноша, не сделал уроки; невысокое, но раскидистое дерево; не прочитанный журнал, не синий плащ, милая незнакомка, очень непостоянный, не папина удочка, не благодарный коллега, несерьёзное отношение, негуманный.  




Проверка задания №6Неугомонный сосед, неспокойное море, немаленькая квартира, полный невежда; не честный, а лживый; нежданный подарок, неласковый

Слайд 28«Где трудно – там слитно» или «Скажи иначе»
Упражнение № 7
(Не)ясный сумрак,

(не)громкий, но убедительный тон; (не)полный, а пустой; (не)взлюбил соседей, (не)привычные условия, (не)стал врачом, (не)дружелюбный пёс, высказал (не)доверие, (не)глубокое озеро, (не)спешные шаги, (не)вежливый приятель, весьма (не)обычный орнамент, (не)достаток тепла, (не)верный ответ, (не)опытный сотрудник, (не)пригодная подушка, (не)выгодное предложение, (не)отъемлемая часть, (не)дисциплинированный ученик, (не)медленный танец, (не)принял участия, (не)произвольная реакция, (не)общительный, а замкнутый; (не)значительные изменения, (не)реальный, а придуманный; (не)чаянный случай, (не)отвязчивая мысль.

«Где трудно – там слитно»  или  «Скажи иначе»Упражнение № 7(Не)ясный сумрак, (не)громкий, но убедительный тон;

Слайд 29Проверка задания №7
Неясный сумрак, негромкий, но убедительный тон; неполный, а пустой;

невзлюбил соседей, непривычные условия, не стал врачом, недружелюбный пёс, высказал недоверие, неглубокое озеро, неспешные шаги, невежливый приятель, весьма необычный орнамент, недостаток тепла, неверный ответ, неопытный сотрудник, непригодная подушка, невыгодное предложение, неотъемлемая часть, недисциплинированный ученик, немедленный танец, не принял участия, непроизвольная реакция, не общительный, а замкнутый; незначительные изменения, нереальный, а придуманный; нечаянный случай, неотвязчивая мысль.

Проверка задания №7Неясный сумрак, негромкий, но убедительный тон; неполный, а пустой; невзлюбил соседей, непривычные условия, не стал

Слайд 30Слова-магниты
Отнюдь не
Вовсе не
Далеко не
Никому не
Нисколько не
Ничем не
Никакая это не


Слова-магнитыОтнюдь неВовсе неДалеко неНикому неНисколько неНичем неНикакая это не

Слайд 31Слова-магниты

Слова-магниты

Слайд 32Слова-магниты, «Скажи иначе», «Где трудно – там литно» (тренинг)
 
(Не)лепый поступок,

(не)высоко взлететь, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, вовсе (не)обычный, (не)умею лгать, отнюдь (не)выгодный, далеко (не)новость, вовсе (не)оригинальный, вовсе (не)позитивный, вовсе (не)обаятельный, (не)взлюбил, отнюдь (не)безобидно, далеко (не)красавица, вовсе (не)громко, вовсе (не)трудная задача, отнюдь (не)весёлый малыш, весьма (не)приятный разговор, (не)красный шар, (не)мамин платок, вовсе (не)скорый, (не)спокойное море, вовсе (не)маленькая квартира.




Слова-магниты, «Скажи иначе»,  «Где трудно – там литно»   (тренинг) (Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь, почуять (не)доброе,

Слайд 33Слова-магниты, «Скажи иначе», «Где трудно – там литно» (тренинг)
Отнюдь

(не)шумный, отнюдь (не)осторожный путешественник, вовсе (не)унылые цветы; отнюдь (не)простой выбор, далеко (не)натуральный; отнюдь (не)иронический, отнюдь (не)бесспорный, вовсе (не)виновный, отнюдь (не)гениально, вовсе (не)опасный зверь, (не)вежа, отнюдь (не)большая птица, далеко (не) робкий спортсмен, (не)взлюбил соседа, вовсе (не)лёгкий путь, вовсе (не)благородный, отнюдь (не)модный, далеко (не)привлекательный, вовсе (не)смешно, вовсе (не)слабый, отнюдь (не)знаменитый, далеко (не)любезный, вовсе (не)озабоченный, (не)отчаивающийся из-за (не)удач, никому (не)мешающий, весьма (не)обычный, ни о чём (не)жалеющий, вовсе (не)легкое решение; никуда (не)спешащий, (не)многочисленные листочки, очень (не)привычная обстановка, отнюдь (не)скучающий, никого (не)оставляющий равнодушным, никому (не)известный сюжет, ещё (не)снятый фильм, (не)пессимист, а оптимист; вовсе (не)уставший, бабочки никем (не) пойманы.
Слова-магниты, «Скажи иначе»,  «Где трудно – там литно»   (тренинг) Отнюдь (не)шумный, отнюдь (не)осторожный путешественник,

Слайд 34Как быть с цифрами?


Как быть с цифрами?

Слайд 35Частица «ПОЛ»

Частица «ПОЛ»

Слайд 36Вывод: ЛОГИКА и ИНТУИЦИЯ – помощники ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ. «ГДЕ ТРУДНО –

ТАМ СЛИТНО» «СКАЖИ ИНАЧЕ»
Вывод: ЛОГИКА и ИНТУИЦИЯ – помощники ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ.   «ГДЕ ТРУДНО – ТАМ СЛИТНО»

Слайд 37 Литература: 1. «Русский язык без правил и словарей» Н.Романова. Издательство «Питер»

2011 2. www. piter.com 3. В.Ф.Шаталов «Педагогические технологии» 4.О.И.Горбич «Классификация педагогических технологий» 5. «Пособие для поступающих в ВУЗы» Н.И.Габова, Т.И.Горяинова, Москва 2010
Литература:  1. «Русский язык без правил и словарей» Н.Романова.  Издательство «Питер» 2011 2. www.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть