Слайд 1Русская литература I половины XIXвека в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя
Слайд 2Русская литература первой половины XIX в. необычайно богата яркими именами. Величайшим
проявлением народного гения стала поэзия и проза А.С.Пушкина. "...через эпоху Державина, а потом Жуковского, - писал один из выдающихся представителей отечественной философской мысли В.В.Зеньковский, - приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь Запада... но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской стихией". В 30-е годы XIX в. пышным цветом расцвел талант младшего современника А.С.Пушкина - М.Ю.Лермонтова. Воплотив в своем стихотворении "На смерть поэта" общенациональную скорбь по поводу гибели А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов вскоре разделил его трагическую судьбу. С творчеством А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова связано утверждение реалистического направления в русской литературе.
Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях Н.В.Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток на дальнейшее развитие отечественной литературы.
Слайд 5Поэма «Медный всадник»
Всю жизнь Пушкин досадовал, что не был участником или
очевидцем трех событий: Бородинской битвы 1812 года, в 1824 году – наводнения в Петербурге, а в декабре 1825 года – восстания на Сенатской площади. Бури государственные и буря стихийная как бы нарочно удержали его на расстоянии. Во время войны он был отроком, во время потопа и бунта – томился в Михайловской ссылке.
Слайд 6
В цeнтрe - памятник Пeтру I "Мeдный всадник" (1768-1778)
Внимание к истории государства
сказалось и в поэме "Медный всадник".Основой для создания поэмы стали газетные публикации, рассказывающие о наводнении ноября 1824 года, "Опыты в стихах и в прозе К. Батюшкова.
Импульсом творческой фантазии поэта послужило также предание о том, что во время страшного наводнения в ноябре 1824 г. князю Голицыну приснился сон, в котором Медный всадник подъезжает к окнам Зимнего дворца и, обращаясь к Александру, говорит: "Молодой человек! До чего ты довёл мою Россию!.. Но пока я здесь стою, ничего не грозит МОЕМУ городу".
"Какая поэзия!" – восхищался Пушкин. На замысел поэмы имели влияние и беседы с польским поэтом Адамом Мицкевичем, который в поэме "Дзяды" проклинал русскую государственность, самодержавие и воплощение их – Петербург. Польша в своей борьбе за независимость дышала ненавистью. Пушкин, любя отечество, не мог не видеть жестокости самодержавия. Мысль Петра Вяземского: "Петр скорее поднял Россию на дыбы, чем погнал ее вперед", - мучила поэта.
Слайд 720 августа 1833 года буря на Неве произвела сильнейшее впечатление на
поэта. В письме к жене, написанном по дороге в Болдино, Пушкин описал, что видел: "Нева была так высока, что мост стоял дыбом… Деревья по Царскосельскому проспекту так и валялись. Болота волновались белыми волнами. Что-то было с вами, петербургскими жителями?"
Поэма была начата в Болдине 29 октября и закончена 31 октября 1833 г. Всего за три дня! В другом источнике указано, что начал поэму в начале октября, а закончил в конце октября.
Какая концентрация творческой энергии! Но "Медный всадник "не был напечатан: царская цензура не пропустила. Первоначальный текст поэмы, без поправок, существенно искажающих смысл произведения, был опубликован в 1904 году.
Сам Пушкин, определяя жанровую принадлежность "Медного всадника", называл его петербургской повестью, желая обозначить реальность, может быть, приземленность, типичность описываемого. Современные исследователи относят произведение к поэме, учитывая его лиро-эпическую сущность.
"Медный всадник" – это историческая трагедия и городская повесть (петербургская повесть), поэма о судьбе человеческой и судьбе народной, о русской государственности и ее взаимоотношениях с тремя стихиями: народной, природной, личностной. Поэт откликается на все, что есть в жизни.
Слайд 8На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,..
Слайд 9
Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури...
Слайд 10
И всплыл Петрополь, как тритон,
По
пояс в воду погружен...
Слайд 11На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,..
Слайд 12Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир
на бронзовом коне…
Слайд 13Вода сбыла, и мостовая
Открылась, и Евгений мой…
Слайд 14Знакомой улицей бежит
В места знакомые. Глядит,
Узнать не может. Вид ужасный!..
Слайд 15И он по площади пустой
Бежит и слышит
за собой…
Слайд 16 И с той поры, когда случалось
Идти той
площадью ему,..
Слайд 17Михаил Юрьевич Лермонтов
Псевдонимы:
—въ; Ламвер; Гр. Диарбекир; Lerma
Дата рождения:
3 (15) октября3 (15) октября 1814
Место рождения:
Москва
Дата
смерти:
15 (27) июля15 (27) июля 1841 (26 лет)
Место смерти:
Пятигорск
Род деятельности:
поэтпоэт, прозаикпоэт, прозаик, художник
Годы творчества:
18281828—1841
Направление:
романтизм
Жанр:
лирика
Язык произведений:
русский
Дебют:
«Весна» (1830)
Слайд 18Основные периоды и темы творчества М.Ю.Лермонтова
Творчество Лермонтова можно условно разделить на
два периода: 1828—1836 годы и 1837—1841 годы. Граница — 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («Жалобы турка», «Желание»). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.
В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление темы поэта и поэзии. Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и Родины.
Слайд 19Таким образом, основные мотивы лирики Лермонтова — это:
жажда свободы, вольности, борьбы
(«Парус», «Узник», «Пленный рыцарь»);
осмысление судьбы своего поколения («Дума»);
разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Из Гете», «Выхожу один я на дорогу…»);
призвание поэта и высокое предназначение поэзии («Поэт», «Пророк»);
критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия…», «Смерть поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен…»);
любовь-страдание («К* («Я не унижусь пред тобою…»)»;
положение народа и Родины («Родина», «Бородино»).
Слайд 20Поэма «Демон»
С отрочества и до конца жизни работал Лермонтов над поэмой
«Демон». Он рос духовно вместе с ней. Начало ей было положено, когда поэту было 15 лет. Известно 8 редакций поэмы. Опубликована она была впервые в Германии в 1856 году (через 15 лет после смерти поэта), в России в 1860г. У поэмы глубокие культурно-исторические корни.
Автограф поэмы (фрагмент)
Слайд 21Поэма Лермонтова основана на библейском мифе о падшем ангеле, восставшем против
бога. К этому образу, олицетворяющему «дух отрицания», обращались многие европейские поэты. Однако Лермонтов в разработке сюжета и трактовке главного образа вполне оригинален, он не идет прямо за кем-либо из своих предшественников. Своеобразие лермонтовского «Демона» в том, что он необычайно возвышен и внутренне трагичен. В конечном счете, сквозь символико-философскую форму в поэме проступают черты лермонтовского современника с его идейными и нравственными исканиями.
Слайд 22Иллюстрации к поэме «Демон» Михаила Врубеля
(Демон летящий)
Слайд 23(Демон, смотрящий на танец Тамары)
Слайд 26(Тамара в гробу)
(Демон и Ангел с душой Тамары)
Слайд 27В. Г. Белинский
(знаменитый литературный критик)
В. Г. Белинский обращался к образу Демона,
чтобы определить общий характер поэзии Лермонтова: «Демон не пугал Лермонтова; он был его певцом». Тема Демона связывалась Белинским с пафосом борьбы и отрицания, которыми насыщена лермонтовская мысль: «исполинский взмах, демонский полет - с небом гордая вражда» - такими словами определял критик основную особенность поэзии Лермонтова. Он был солидарен со своим корреспондентом В. П. Боткиным, который видел в «Демоне» «отрицание духа и миросозерцания, выработанного средними веками, или, еще другими словами - пребывающего общественного устройства».
Позднее, в письме к В. П. Боткину от 17 марта 1842 года, Белинский, называя поэму «детским, незрелым» и в то же время «колоссальным созданием», писал взволнованно: «Демон - сделался фактом моей жизни, я твержу его другим, твержу себе, в нем для меня - миры истин, чувств, красот».
Слайд 28Николай Васильевич Гоголь
Имя при рождении:
Николай Васильевич Яновский
Псевдонимы:
В. Алов; П. Глечик; Н.
Г.; ОООО; Пасичник Рудый Панько; Г. Янов; N. N.; ***
Дата рождения:
20 марта (1 апреля20 марта (1 апреля) 1809
Место рождения:
местечко Большие Сорочинцы,
Полтавская губерния,
Российская империя
Дата смерти:
21 февраля (4 марта21 февраля (4 марта) 1852(42 года)
Место смерти:
МоскваМосква, Российская империя
Род деятельности:
прозаикпрозаик, драматург
Жанр:
драмадрама, проза
Язык произведений:
русский
Слайд 29Основные периоды творчества Н.В.Гоголя
1829 – 1835гг.-петербургский период:
«Вечера на хуторе близ
Диканьки» (1831- 1832)
«Миргород» и « Арабески»(1835г.)
1835 – 1842гг.
«Ревизор»( 1835 г., декабрь- первая редакция, постановка – апрель 1836г.)
«Мертвые души»- первый том;
(май 1842г.)
«Сочинения» в 4-х томах (1843г.)
1842 – 1855гг.- последний период.
Работа над вторым томом
«Мертвых душ».
1847г. – публикация книги
«Выбранные места из переписки с друзьями».
1852г.- сожжение 2 тома
«Мертвых душ» и личных бумаг.
Слайд 30«Петербургские повести»
“Петербургские повести” Гоголя – новый шаг в развитии русского реализма.
В этот цикл входят повести: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Коляска”, “Записки сумасшедшего” и “Шинель”. Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий – Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества.
Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.
Слайд 31Петербург в повестях Гоголя олицетворяет собой мир, живущий обманом и ложью.
Жизнь может неожиданно обернуться для человека нелепой, странной, фантастической и безжалостной. Страшная и мрачная романтика Петербурга пропитана злом, губительным для "маленького человека" и способна принимать самые неожиданные и волшебные формы. Вместе с тем, Гоголь -- мастер реальных образов, умеющий в самом обыкновенном видеть поэзию, подмечать существенные стороны жизни и человеческих типов. Но реальность, соединяясь с фантастикой, становится страшной, гротесковой. Это подчеркивает призрачность действительности и непрочность, неустойчивость, зыбкость человека в столкновении с миром зла.
Слайд 32
Иллюстрации Кукрыниксов к повести "Портрет"
Слайд 33 "Портрет" в иллюстрациях Кукрыниксов – истинно петербургская повесть. Великий город –
участник трагедии Андрея Петровича Чарткова, ставшего модным живописцем с "бойкой" кистью. Холодная и гордая красота Петербурга отталкивает мелочные расчеты спекулятора, как эта же красота принимала и ласкала душу еще юного, бедного, мечтавшего о подлинном творчестве художника.
Слайд 34Иллюстрации к повести «Невский проспект»
«Начнем с самого раннего утра… По улицам
плетется нужный народ: иногда переходят его русские мужики, спешащие на работу… Иногда сонный чиновник проплетется с портфелем под мышкою, если через Невский проспект лежит ему дорога в департамент
«В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернёры всех наций с своими питомцами в батистовых воротничках».
Слайд 35«Всё, что вы ни встретите на Невском проспекте, исполнено приличия: мужчины
в длинных сюртуках, с заложенными в карманы руками, дамы в розовых, белых и бледно-голубых атласных рединготах и шляпках…»
«В три часа - новая перемена. На Невском проспекте вдруг настаёт весна: он покрывается весь чиновниками в зелёных вицмундирах».
Слайд 36«С четырёх часов Невский проспект пуст, и вряд ли вы встретите
на нем хотя бы одного чиновника»
«Вы встретите очень много молодых людей, большею частию холостых, в тёплых сюртуках и шинелях. В это время чувствуется какая-то цель, или, лучше, что-то чрезвычайно безотчётное; шаги всех ускоряются и становятся вообще очень неровны».
Слайд 37Литература первой половины XIX века
Первую треть XIX в. именуют золотым веком
русской поэзии. В эту эпоху в России творили европейски образованные литераторы - выходцы из дворянской среды, разделявшие идеалы романтизма. Высшим достижением этого времени стало творчество А.С. Пушкина, истинного создателя русской литературы.
Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов.
В творчестве Лермонтова романтическая лирика достигла своего наивысшего развития. Ранние стихи ярко выражают обостренное восприятие индивидуальности человека. Сознание роковой невозможности идеала и вместе с этим невозможность отступиться от него, небывалый выплеск эмоций и строгий, натянутый самоанализ - характерные черты лирического героя Лермонтова.
Путь, намеченный Пушкиным, в 1840-1850-х гг. продолжил Н.В. Гоголь, ставший одним из основателей нового литературного направления - критического реализма.
Слайд 38Контрольные вопросы
Какие литературные направления оказали влияние на творчество А.С.Пушкина? В каких
произведениях это нашло отражение?
Основные этапы творчества Пушкина, тематическое и жанровое многообразие его лирики.
Тема Петра I и его эпохи в творчестве А.С.Пушкина. Своеобразие раскрытия этой темы в поэме «Медный всадник».
Основные этапы творчества Лермонтова. Можно ли говорить об эволюции творчества поэта? Каково её направление?
Темы и ведущие мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Какие черты русской жизни 30 –40-х годов отразились в его лирических стихотворениях?
Образ Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя.
Дайте определение типу «маленький человек». Кто из героев «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя является олицетворением этого типа?