Презентация, доклад на тему Русская история и литература 2-ой половины 19 века

Содержание

Интеграционный урок по литературеи историиИнтеграция - (лат. integratio - восстановление - восполнение, от integer -целый), объединение в единое целое отдельных частей (противоп.: дезинтеграция). Интеграционный урок по литературе и истории поможет вам увидеть

Слайд 1
Русская история и русская литература
второй половины XIX века.
Интеграционный

урок по
литературе и истории

П.И.Чайковский. 1 концерт

Русская история и русская литература   второй половины XIX века.Интеграционный урок политературе и историиП.И.Чайковский. 1 концерт

Слайд 2Интеграционный
урок
по литературе
и истории
Интеграция - (лат. integratio

- восстановление - восполнение, от integer -целый), объединение в единое целое отдельных частей (противоп.: дезинтеграция). Интеграционный урок по литературе и истории поможет вам увидеть художественные явления в историко-культурном контексте, развить умение мыслить исторически и системно.

Справка:

Вводный урок - размышление, урок - панорама

«Русская история и русская литература
второй половины XIX века».

Тема урока:

Интеграционный    урок по литературеи историиИнтеграция - (лат. integratio - восстановление - восполнение, от integer

Слайд 3урок - размышление,
урок - панорама

Эпиграфы к уроку:
Грановский преподавал науку о

прошедшем, а слушатели выносили из его лекций веру в свое будущее,
ту веру, которая светила им путеводной звездойсреди самых беспроcветных ночей нашей жизни
Василий Осипович Ключевский,
русский историк

Пока жива и здорова наша поэзия, до тех пор нет причины сомневаться в глубоком здоровье русского народа
Н.Н.Страхов, русский критик второй половины XIX века

Цель урока:

показать единство литературного и культурно – исторического процесса, подчеркнуть специфику истории и литературы, сформировать у учащихся представление о русской литературе
II половины ХIХ века как золотом веке русской литературы, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию

урок - размышление, урок - панорамаЭпиграфы  к уроку:Грановский преподавал науку о прошедшем, а слушатели выносили из

Слайд 4
Вопросы для исследования:



Вопросы

для исследования:
Каково было духовное состояние общества, во
второй половине XIX века?
Каковы на ваш взгляд сильные и слабые стороны общественных программ западников и славянофилов?
Как споры западников и славянофилов отозвались в нашей современности?
В чем смысл перехода от концентрического изучения литературы к историко – литературному?
Почему именно во второй половине XIX века реализм, как художественный метод, и роман, как жанр достигли наивысшего расцвета?
В чем специфика литературы и истории?
Почему Томас Манн, немецкий писатель, русскую литературу XIX века назвал святой?
Как вы понимаете слова Белинского, что литература есть «художественный анализ современного общества»?






Вопросы для исследования:       Вопросы  для исследования:Каково было духовное состояние общества,

Слайд 5Проблемный вопрос:
Как соотносятся русская история и русская литература второй половины

XIX века?
Можно ли об этом соотношении сказать словами К.Аксакова, что у них «сердце было одно…»?

?

Проблемный вопрос:Как соотносятся русская история и русская литература  второй половины XIX века? Можно ли об этом

Слайд 6Западники и славянофилы: противостояние
«Опыт времени для нас не

существует. Века и поколения протекли для нас бесплодно… Одинокие в мире мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли…
В крови у нас есть что-то такое, что отвергает всякий исторический прогресс. Одним словом мы жили и сейчас живем лишь для того, чтобы преподать урок отдаленным потомкам, которые поймут его…».

П.Я.Чаадаев.. Философические письма. (Полное собрание сочинений и избранные письма. Том 1) Москва, изд-во «Наука»,1991

«До Петра Русь развивалась естественно и гармонично; она «не знала ни железного разграничения неподвижных сословий, ни стеснительных для одного преимуществ другого, ни истекающей оттуда политической и нравственной борьбы, ни сословного презрения ни сословной ненависти… И князья и бояре, и духовенство и народ, и дружина княжеская и дружины боярские, и дружины городские, и дружина земская – все классы и виды населения были проникнуты одним духом одними убеждениями и понятиями, одинакою потребностью общего блага»
И.В. Киреевский. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России

И.В.Киреевский

Чаадаев П. Я

Западники и славянофилы:     противостояние«Опыт времени для нас не существует. Века и поколения протекли

Слайд 7«Он из Германии туманной привез учености плоды»: П.Я. Чаадаев взорвал привычные

представления о ходе русской истории

Чаадаев П. Я, основоположник
западничества
Художник А. Козина,

Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»

Основоположником русского западничества считают П.Я.Чаадаева, опубликовавшего в 1836 г. в московском журнале «Телескоп» знаменитое «Философическое письмо», в котором он попытался проанализировать исторический путь, пройденный Россией.

«Все те свойства, которых была лишена русская жизнь, о которых она даже не подозревала, как нарочно соединились в личности Чаадаева: огромная внутренняя дисциплина, высокий интеллектуализм, нравственная архитектоника и холод маски, медали, которым окружает себя человек, сознавая, что в веках он — только форма, и заранее подготовляя слепок для своего бессмертия. Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской
философской культуре. М., 1990. С. 74.

По мнению Чаадаева:


православие – это для России
роковой выбор

православие изолировало Русь от
соборности - всеединства

Россия была ввергнута в грех
духовного индивидуализма

«Он из Германии туманной привез учености плоды»: П.Я. Чаадаев взорвал привычные представления о ходе русской историиЧаадаев П.

Слайд 8К. Д. Кавелин
Б.Н.Чичерин,
С.М.Соловьев
А.И.Герцен
В.Г.Белинский
Западники считали:
Россия началась
с преобразований Петра I
Россия есть часть


европейской цивилизации

У России нет
особого пути развития

Необходимы отмена крепостного права,
введение конституционной монархии.

Т.Н.Грановский

Н.П.Огарев

К. Д. КавелинБ.Н.Чичерин,С.М.СоловьевА.И.ГерценВ.Г.БелинскийЗападники считали:Россия началась с преобразований Петра IРоссия есть часть европейской цивилизацииУ России нетособого пути развитияНеобходимы

Слайд 9А. С. Хомяков Автопортрет.1842

Хомяков А.С. особое внимание уделял религиозным вопросам,

истории русского православия Основной труд: «Записки о всемирной истории» (незавершен) Каждый народ в своем развитии выражает ту или иную сторону абсолюта. История народа представляла собой процесс проявления в его общественной жизни некой изначально присущей ему первичной идеи.
В основе философии А.С.Хомякова лежал провиденциализм.


Они хотели предотвратить роковой процесс разложения русского общества на элементы враждующие, хотели остановить рост взаимной ненависти. Они верили ещё, что возможна органическая связь власти и народа, что Россия может избежать политической борьбы за власть и экономической борьбы классов, что народ наш, как народ христианский, обладает органическим единством, что в нем бьется единое сердце. Старые славянофилы признавали интеллигенцию как выразительницу духа и разума народного, как орган национального самосознания, и отрицали ту специфическую
Н.Бердяев. Значение Хомякова.
Судьба славянофильства


Алексей Степанович Хомяков  (1804 - 1860).  - русский поэт, художник, публицист, богослов, философ
основоположник раннего славянофильства, член - корреспондент Петербургской Академии наук, по отцу, и по матери  принадлежал к старинному русскому дворянству. Детство, проведенное большею частью в деревне, наложило отпечаток на все его дальнейшее развитие Хомякова. Умер 23 сентября 1860 г. в селе Ивановском Данковского уезда, Рязанской губернии


Основоположник раннего славянофильства

А. С. Хомяков Автопортрет.1842 Хомяков А.С. особое внимание уделял религиозным вопросам, истории русского православия Основной труд: «Записки

Слайд 10«Перед Западом мы имеем выгоды неисчислимые…»
Портрет Ю. Ф. Самарина.
Художник В.А.Тропинин. 1846,


Аксаков К. С. 1817 - 1860

А.С.Хомяков. 1804 - 1860

Иван Васильевич Киреевский в статье «О характере просвещения Европы и его
отношении к просвещению России» выделял
три существенных признака отличий славянофильства от западничества:

Россия и Запад
усвоили разные типы
античной культуры,

В России законы
имели скорее
внутренний,
чем внешний характер

Соборность мышления
и живая вера вместо
отвлеченного рассудка

У России свой
самобытный
путь развития






И. В. Киреевский 1806 - 1856

«Перед Западом мы имеем выгоды неисчислимые…»Портрет Ю. Ф. Самарина.Художник В.А.Тропинин. 1846, Аксаков К. С. 1817 - 1860А.С.Хомяков.

Слайд 11В.О.Ключевский
Аксаков К. С.
Задача исторического исследования

раздвоилась: для одних предметом его сделались преимущественно генезис и развитие политических форм и социальных отношений, политика и право, для других - рост национальных преданий и обычаев, дух и быт народа... т.е. простым разделением труда в работе
В.О.Ключевский

«Да, мы были противниками их, но очень странными, у нас была одна любовь, но не одинакая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное, безотчетное, физиологическое, страстное чувство... безграничной, охватывающей все существование к русскому народу, русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце было одно».
Аксаков К. С.


«В то время как сердце было одно…».

В.О.Ключевский   Аксаков К. С.   Задача исторического исследования раздвоилась: для одних предметом его сделались

Слайд 12Сценка «Западник и славянофил»


Сценка «Западник и славянофил»

Сценка «Западник и славянофил»Сценка «Западник и славянофил»

Слайд 13 И грянул бой. Полтавский бой!
В огне, под градом

раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский- колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон..
А.С.Пушкин. Поэма «Полтава».

Изображение событий Северной войны


Литература

История

«Генеральная баталия началась
ранним утром 27 июня 1709 года
наступлением шведов на земляные
редуты, защищавшие подступы к
русскому лагерю. Редуты разделяли
ряды наступавших, подвергая их
перекрестному ружейному огню».
Учебник истории

Северная война в живописи

И грянул бой. Полтавский бой! В огне, под градом раскаленным, Стеной живою отраженным, Над падшим строем

Слайд 14?
В чем разница между этими текстами? –
Что характерно для каждого

из них?

Первый текст относится к истории. Он в точности воссоздает события прошлого, передаёт их в хронологической последовательности.

А что вообще изучает история и для чего?

История рассказывает о знаменательных событиях прошлого, передает этапы развития общества, исследует причины тех или иных событий, анализирует логику факта.

Для чего нам необходимо знать историю?

Обратимся к нашему эпиграфу, к словам В.О.Ключевского о профессоре Московского университета Тимофее Грановском: «Грановский преподавал науку о прошедшем, а слушатели выносили из его лекций веру в свое будущее...» Великий историк подводит нас к выводу, что прошлое необходимо знать для того, чтобы ориентироваться в настоящем.
?В чем разница между этими текстами? – Что характерно для каждого из них? Первый текст относится к

Слайд 15?

Анализ отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»
С помощью каких языковых средств автор

передает быстрое движение войска?

С помощью глаголов и деепричастий: «Над падшим строем свежий строй штыки смыкает», «сшибаясь», «бросая», с помощью однородных членов: «Швед, русский - колет, рубит, режет...»

Можно ли сказать, что Пушкин обладает панорамным зрением?
Как ему удается создать целостную картину боя.

От выразительных деталей: «шары чугунные... в
крови шипят...», «стеной живою отраженной..»
А.С.Пушкин переходит к картине – панораме:
«Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек,
ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон.

Как поэту, никогда не участвовавшему в сражении, удается создать у читателя эффект полного присутствия?

С помощью художественного зрения, анализа,
творческого воображения, «образного познания», по словам психолога Выготского.

И грянул бой. Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский- колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон..
А.С.Пушкин. Поэма «Полтава».

?Анализ отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»С помощью каких языковых средств автор передает быстрое движение войска?С помощью глаголов

Слайд 16 Обложка сборника
«Физиология Петербурга»
Ч.1.1845
В 1845 году в Петербурге

были опубликованы
два альманаха: «Физиология Петербурга»
и «Петербургский сборник»

Писатель и журналист Фаддей Венедиктович Булгарин в газете «Северная пчела» иронизировал: «Кто герои этой поэзии? Пьяницы, стёганные плетьми ссыльные, грубые мужики, бьющие жён под пьяную руку, и высокое чувство — запой!».,
«Немытая» натура... Неказистые, незнатные, «низкие» герои... Сам того не желая Булгарин дал новое, емкое название новому литературному направлению – «натуральная школа». В авторах сборника числились: Белинский, Герцен, Тургенев, Достоевский
По материалам газеты «Северная пчела» от 26 января 1846

Основные идейные и художественные принципы этого издания были изложены Белинским в двух статьях: «Вступление» и «Петербург и Москва»

Особенности курса литературы второй половины ХlX века

Натуральная школа, условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 40-х гг возникшее в России как «школа» Н. В. Гоголя (А. И. Герцен, Д. В. Григорович, В. И. Даль, А. В. Дружинин, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев и др.). В. Г. Белинский полемически переосмыслил его значение: «натуральное», т. е. безыскусственное, строго правдивое изображение действительности

Обложка сборника «Физиология Петербурга»  Ч.1.1845В 1845 году в Петербурге были опубликованы два альманаха: «Физиология Петербурга»

Слайд 17Н.В. Гоголь. Портрет
работы О.Ф.Моллера
Л.Н.Толстой.
Портрет И.Н.Крамского
А.П.Чехов.
Портрет И.О.Браза
Вторая половина ХlX века –

«социальная эпоха» в русской литературе, расцвет реализма

Ф.М.Достоевский
Портрет В.Перова. 1872

предельно объективное изображение
действительности;

острая критика негативных сторон общественной жизни;

изображение человеческого
характера в органической связи
с социальными обстоятельствами;

изображение типических характеров
в типических обстоятельствах

Реализм – (лат. realis—действительный, вещественный) — литературное направление, стремящееся
широко, многосторонне, правдиво отражать реальную жизнь. Изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Реализм утвердился в рус. литературе в начале ХlX в. и прошел через весь XXв

Н.В. Гоголь. Портрет работы О.Ф.МоллераЛ.Н.Толстой.Портрет И.Н.КрамскогоА.П.Чехов.Портрет И.О.БразаВторая половина ХlX века – «социальная эпоха» в русской литературе, расцвет

Слайд 18М.Н. Ермолова в роли Катерины
в спектакле по драме
А.Н.Островского «Гроза»

А.Н.Островский - основатель русского театра. Именно на его первом представлении комедии «Свои люди - сочтемся» зритель воскликнул: «Господи, да откуда же он это взял, ведь это все правда». Читатели вдруг обнаружили, что в мире купечества так же важны такие вечные истины, как любовь, честь, достоинство, поиски смысла жизни.
М.Н. Ермолова в роли Катериныв спектакле по драме А.Н.Островского «Гроза»  А.Н.Островский - основатель русского театра. Именно

Слайд 19Ф.М.Достоевский
Портрет В.Перова. 1872
«Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей

на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»
В. Г. Белинский

Кадр из к/ф «Преступление и наказание». 2007. Режиссер: Дмитрий Светозаров
В ролях: Владимир Кошевой, Андрей Панин

Федор Михайлович Достоевский 1821 - 1881


Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной,
ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский

Ф.М.ДостоевскийПортрет В.Перова. 1872«Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и

Слайд 20 Вместе с творчеством И.С. Тургенева, его «Записками охотника» в литературу

пришли крестьяне. В первом же очерке «Хорь и Калиныч» автор называет Хоря «административной головой», сравнивает его с Сократом - древним мыслителем.
Вместе с Тургеневым появилось такое понятие как «тургеневская девушка», что стало синонимом женственности, скромности, жертвенности, духовности. Название романа «Отцы и дети» стало нарицательным. Нигилисту Базарову показалось, что с помощью
естественных наук можно объяснить все: и любовь, и общественные отношения, и жизнь.

И.С.Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Иллюстрация Бём (Эндауровой Е.М.)‏

А.Г.Перов. И.С.Тургенев

Русский человек так уверен в своей силе
и крепости что он не прочь и поломать
себя: он мало занимается своим
прошедшим и смело глядит вперед. Что
хорошо - то ему и нравится, что разумно
– того ему и подавай, а откуда оно
идет, - ему все равно.
И.С.Тургенев. «Записки охотника»

Вместе с творчеством И.С. Тургенева, его «Записками охотника» в литературу пришли крестьяне. В первом же очерке

Слайд 21Л.Н.Толстой.
Портрет И.Н.Крамского
А.П.Чехов.
Портрет И.О.Браза

Лев Николаевич Толстой сумел

своим творчеством перевернуть историческую науку. В своем романе «Война и мир» он опровергнул мнение, что русские войска проиграли Бородинское сражение (ведь русские оставили Москву). Толстой доказал, что русские одержали нравственную победу в этом сражении, что французы получили такой удар под Бородино от которого уже не смогли отправиться и «дубина народной войны гвоздила французов до тех пор, пока последний француз не покинул русскую землю».

Творчество А.П.Чехова - это удивительная страница в русской литературе. Казалось бы, он писал о вещах обыкновенных, а они становились символичными. В пьесе «Вишневый сад» именно сад становится символом родины, чистоты, детства для его хозяев. Но они говорят, говорят, говорят и... раздается стук топора. Они заболтали и растратили все самое дорогое.

Л.Н.Толстой.Портрет И.Н.КрамскогоА.П.Чехов.Портрет И.О.Браза     Лев Николаевич Толстой сумел своим творчеством перевернуть историческую науку. В

Слайд 22Проблемный вопрос:
Как соотносятся русская история и русская литература второй половины

XIX века?
Можно ли об этом соотношении сказать словами К.Аксакова, что у них «сердце было одно…»?

?

Вывод:

И история, и литература исследуют, анализируют одни и те же события:
история - через логику факта;
литература - через образное слово, «художественный анализ
современного общества» (В.Г.Белинский), «образное познание» (Выготский)‏

Проблемный вопрос:Как соотносятся русская история и русская литература  второй половины XIX века? Можно ли об этом

Слайд 23
Тексты

печатались по следующим изданиям:

П.Я.Чаадаев.. Философические письма. (Полное собрание сочинений и избранные письма. Том 1) Москва, изд-во «Наука»,1991
И.В. Киреевский. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России. В кн. Энциклопедия для детей Русская литература Том 9,Часть 1. ХХ век. М., Аванта+, 2004
Манн Ю.В. Философия и поэтика натуральной школы// проблемы типологии русского реализма. М., 1969
Лебедев Ю.В. Литература 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях// М., «Просвещение», 2007
Данилов А. А., Косулина Л.Г. История России, ХХ век: Учебное пособие для 9 кл. общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 1996.
Бердяев Н.А. Русский духовный ренессанс начала XX века и журнал «Путь» (К десятилетию «Пути») // Собрание сочинений. Т. 3. Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989. С. 684
Энциклопедия для детей Русская литература Том 9,Часть 1. ХХ век. М., Аванта+, 2004

Музыкальное сопровождение:
П.И.Чайковский. 1 концерт

Тексты печатались по следующим изданиям:П.Я.Чаадаев.. Философические письма.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть